Что за манера - стихи без знаков препинания?

Ты говоришь деревья зацветут
и ты права всему наступит время
цветы краснеть возьмутся там и тут
забьются тучи на ветру как перья
в овраги утечет нечистая вода
остатки городского льда и снега

А мы с тобою денемся куда (с)

Как-то в юности, работая в библиотеке, я наткнулась на книгу стихов томского поэта Макса Батурина и...была покорена его манерой стихосложения.

Макс Батурин (9 января 1965, Томск – 26 апреля 1997, там же) – русский поэт. Учился на истфаке Томского университета, не окончил.

Публиковал стихи в городской периодике с 1986-го. В 1994-м – первая книга «Сказано вам русским языком!». Считался лидером молодой томской поэзии рубежа 1980–1990-х годов. Эстрадные концерты группы «Левых поэтов» собирали в Томске, новосибирском Академгородке, городах Сибири полные залы.

Беременные женщины не спят
они впотьмах следят за плода ростом
или задумавшись лежат так просто
за девять месяцев свой перекинув взгляд (с)

Другие стихи Макса Батурина можно найти в сети и почитать. Но я хочу сейчас поговорить не о нем самом, не о его творческом пути, не о его смерти, а только о вот этой его манере стихотворной речи.

Ведь он не единственный, кто писал стихи без знаков препинания.

Зачем?

Для начала разберемся, зачем вообще в поэзии нужна пунктуация.

Елена Невзглядова в своей статье "Знаки препинания в стихотворной речи" пишет:
"Отношения стиховой монотонии с фразовой интонацией естественной прозаической речи создают поэтический смысл. И тут огромную роль играет пунктуация. Иногда фразовая интонация явно напоминает о себе, ее нельзя не услышать: «А! это снова ты. Не отроком влюбленным, / Но мужем дерзостным, суровым, непреклонным / Ты в этот дом вошел…»

Если бы после начального «А» не стоял восклицательный знак, стихи получили бы другую интонацию и другой смысл. Или вот еще: «Ужасный! — Капнет и вслушается, / Всё он ли один на свете / Мнет ветку в окне, как кружевце, / Или есть свидетель». Как важен здесь восклицательный знак и тире, вводящие разговорную речь!
Пастернак в разветвленном своем синтаксисе широко пользуется всеми знаками препинания. Его хочется цитировать бесконечно.

Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, —
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней.

Пять разных знаков препинания в одной строфе: точка, запятая, тире, запятая-тире и восклицательный знак.

Еще один пример:

О ангел залгавшийся, сразу бы, сразу б,
И я б опоил тебя чистой печалью!
Но так — я не смею, но так — зуб за зуб!
О скорбь, зараженная ложью вначале,
О горе, о горе в проказе!

Без знаков препинания смысл этих стихов надо было бы разбирать, как ребус.
Полностью статью Невзглядовой можно прочитать здесь
Отзыв из сети на эту тему:

"Несколько лет назад здесь, на Фабуле, я прочитала стихотворение Анны Калашниковой "Воскресно-настроенческое".

Так вот, пишет Анна без знаков препинания и без заглавных букв.
Весь стих не буду показывать...

мы с памятью моей  антагонисты
в плену тоски не мыслится побег
дни прежние  как пёстрое монисто
как прошлогодний на вершинах снег

Я задала  ей вопрос: "Извините, Анна, а то. что нет знаков препинания и заглавных букв-это так надо? Вроде это не литературные "пирожки", которые так и пишутся - без знаков препинания и без заглавных букв.?"


 Анна мне ответила:
" Здравствуйте, Таня. Ваш вопрос не из легких. Потому что я не вижу глаз. Ваших. Чтобы понять чувства, с которыми вы спрашиваете. Ладно. Отвечу так, как будто бы спрашиваете доброжелательно-удивленно. Видите, в первом абзаце моего ответа все со знаками нормально. Поэтому версию о моей неграмотности отметаем. ))) Остается что? Остается бзык.  Так и было вначале. Все юные начинают с подражания. Вот и я юным автором когда-то увлеклась творчеством замечательного поэта. Писать так была его фишечка, особенность творческой манеры. А потом подружившись, я тоже задала автору этот вопрос. И он мне ответил так: такое письмо чрезвычайно организует внутренний голос. Сначала трудно. Знаки как будто тебя ведут за руку по ритму, по размеру. А когда знаков нет, любой сбой будет мгновенно выявлен. Читатель невольно сам внутренне собирается и читает уже по внутреннему слуху. Это как петь со слухом или без. Так вот, к чтению без знаков привыкаешь настолько, что уже внутренней интонацией сам расставляешь их, и когда сам пишешь без них, то внутренний слух дает тебе безошибочно выбирать ритм и размер, не сбиваясь в ударных и безударных слогах. Я в этом убедилась. Года три пишу именно так. Иногда из принципа ставлю знаки. ))) Но мне такие мои стихи ух как не нравятся. Люблю вот так... Как песню акына... Без переходов. А ссылка на замечательного поэта вот. Можете убедиться сами. Сейчас так пишут многие. Но. Нисколько не призываю порушить замечательную систему традиционного  написания. Грамотность никто не отменял. Я же сказала - бзык. Вот и все объяснение.

Конечно, меня такой ответ не устроил. Я считаю, что такой "бзык" абсолютно ничем не оправдан." (с) Источник https://fabulae.ru/note.php?id=44886


А что думаете Вы? Имеют ли такие стихи право на существование?


Рецензии