Карьерные интриги

В 2003 году, будучи на курсах повышения квалификации главных врачей организаций здравоохранения, в Белорусской медицинской академии последипломного образования, я услышала заявление заведующего кафедрой социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением, Вальчука Эдуарда Антоновича, профессора, доктора медицинских наук. Утверждение, заинтересовавшее меня, было произнесено им, как бы, между прочим, в одной из первых лекций и звучало примерно так:

— Каждый из вас, коллеги, в определённое время, «подсидел» своего главного врача!

Я была возмущена сентенцией заведующего кафедрой и ожидала «праведного гнева» коллег, присутствовавших в аудитории.

Не дождалась. Оглядевшись, поняла, что союзников у меня нет, а если и есть, то их – не видно. Часть курсантов склонила головы над рабочими тетрадями; другие, с «каменными лицами», смотрели на преподавателя; третьи, шёпотом, что-то обсуждали с соседями.
 
Отсутствие, какой бы то ни было, реакции почти сорока курсантов, на провокационное высказывание заведующего кафедрой, прошедшего хорошую школу практического здравоохранения, удержало меня от опрометчивого шага: я сочла за благо промолчать.

А сказать мне было что: я ведь никого не «подсиживала»!

В 2000 году я работала заместителем главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности Барановичской городской больницы. В один из дней июля, по окончании заседания врачебно-консультационной комиссии (ВКК), мы с Еленой Борисовной Свиридовой, моим бессменным секретарём с 1987 года, работали с медицинской документацией.

К окончанию рабочего дня в кабинет ВКК зашла Рыбалко Нина Филипповна, заместитель главного врача по амбулаторно-поликлиническому разделу работы. И начала разговор, к содержанию которого, я не могла остаться равнодушной.

— Сегодня у меня на приёме был Казимир Константинович (руководитель одного из сельскохозяйственных предприятий района). Так он сказал, что в лесах Миловидского (Миловиды – деревня в Барановичском районе) направления, полным-полно грибов.

Коллега знала мою страсть к «тихой» охоте. «Вбросив» в пространство заинтересовавшую меня информацию, сделала театральную паузу и выглянула в окно кабинета.

— О, какая-то белая «Нива», похожая на автомобиль Казимира Константиновича, проехала к административному корпусу больницы! Интересно, он же мне говорил, что сегодня никуда не поедет, ещё плохо себя чувствует!

Ожидая развития грибной темы, я с нетерпением поглядывала на Нину Филипповну, которая продолжила описание медицинских проблем «сельскохозяйственного» пациента.

— После перенесенного острого бронхита, у Казимира Константиновича сохраняются слабость, потливость, кашель. В общем, он пока – «невыездной», в том числе, и, в лес, за грибами!
 
Я стойко выдержала монолог коллеги, после чего поинтересовалась:

— А какие грибы появились? Что говорит Ваш больной, Нина Филипповна?

— Всякие: белые, маслята, лисички, подберёзовики. Особенно много подосиновиков, просто целыми полянами высыпали!

Я живо представила себя в белорусском лесу, среди его неповторимой красоты. Как я нахожу грибную семейку, аккуратно её срезаю, укладываю в, плетёную местными умельцами, кошёлку. Внимательно осматриваюсь, не спрятался ли где-нибудь ещё один гриб-красавец?

Мои мечтания прервал стук в дверь кабинета. Возвратившись из своих грёз-видений, ответила:
 
— Да-да, входите!

В кабинет вошёл подтянутый мужчина, выше среднего роста, примерно моих лет.

 Поздоровавшись, он представился:

— Я – Добыш Алексей Фёдорович, председатель Барановичского районного исполнительного комитета. Мне нужна Фурс Нелли Гавриловна.

— Это – я. Слушаю Вас, – отозвалась я, пригласив гостя присесть.

Алексей Фёдорович обратился к присутствующим коллегам:

— Я хочу переговорить с Нелли Гавриловной наедине.
 
Нина Филипповна Рыбалко и Елена Борисовна Свиридова, заинтригованно переглядываясь, незамедлительно покинули кабинет заседаний врачебно-консультативной комиссии.

В самом начале нашего разговора Алексей Фёдорович обратил внимание на документы, разложенные на рабочем столе.

— Каковы же, Нелли Гавриловна, показатели работы этой секретной медицинской службы, руководитель которой работает в кабинете с названием из трёх букв: ВКК?

 Не заметив ироничности самой постановки вопроса, я сразу же перешла к делу. И, терминами, заученными за тринадцать лет работы в должности заместителя главного врача, отрапортовала:

— В первом полугодии текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, заболеваемость с временной нетрудоспособностью работающих на промышленных предприятиях города, значительно снизилась; первичная инвалидность лиц трудоспособного возраста несколько возросла; показатели полной и частичной реабилитации инвалидов также улучшились…
 
 При этом я озвучила относительные цифровые значения показателей медико-социальной экспертизы (МСЭ).
 
Слушая экспромтный доклад о достижениях МСЭ, Алексей Фёдорович внимательно смотрел на меня и, вероятно, думал:

— Как всё запущено! Относительно молодая женщина не имеет в жизни других интересов, как зубрить цифирьки, виртуальной врачебной дисциплины, название которой состоит, опять же, из трёх букв!

Выслушав мой рапорт, собеседник поинтересовался другими показателями работы Барановичского городского здравоохранения.

Всё ещё не понимая причин заинтересованности визави в результатах деятельности медицинских учреждений города, не находящихся в непосредственном его подчинении, я привела председателю районного исполкома основные показатели работы городского здравоохранения. При этом имела неосторожность вскользь проронить, что на областных совещаниях, слыша с высокой трибуны критические замечания в адрес Барановичского районного здравоохранения, я всегда внутренне напрягаюсь, словно нелестные оценки работы касаются медицины города Барановичи.

 Алексей Фёдорович внимательно меня слушал, по ходу беседы уточняя кое-какие детали. Его, в частности, интересовали показатели высокой заболеваемости туберкулёзом населения района и возросшей младенческой смертности. Легко оперируя медицинскими терминами, руководитель административной территории стремился узнать моё мнение о причинах значительного разброса показателей здоровья у городского и сельского населения.

Стало ясно, что аграрий Добыш А.Ф., предварительно, серьёзно и тщательно, подготовился к разговору.
 
 Незаметно пробежал академический час. «Выпытав» у меня ответы на интересующие его вопросы, Алексей Фёдорович произнёс:

— Я предлагаю Вам, Нелли Гавриловна, возглавить Барановичское районное здравоохранение. Главный врач Барановичского района, Дмитрук Евгений Николаевич, работающий в этой должности более четверти века, настоятельно просится на заслуженный отдых. Говорит, здоровье уже не то!

— Что Вы, Алексей Фёдорович! Главным врачом такого крупного района должен быть только мужчина! Я даже могу подсказать Вам кандидатуры нескольких врачей-мужчин, которые с удовольствием пойдут на эту должность и прекрасно справятся с возложенными на них обязанностями!

 Моя непринуждённость в разговоре с представителем Президентской «вертикали» объяснялась тремя основными причинами. Во-первых, Алексей Фёдорович, с самого начала диалога, не демонстрировал своего высокого статуса; во-вторых – вызывал безусловное доверие собеседника. Третья и, самая главная причина, – я не собиралась менять «элитную» должность заместителя главного врача крупнейшей в регионе городской больницы на Terra incognita (неизвестная земля) сельского здравоохранения.
 
Почему должность заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности – «элитная»? Да потому, что заместитель главного врача по экспертизе в своей работе имеет дело только с врачами. Никакого младшего медицинского персонала, водителей, технических и кухонных работников, поваров, дезинфекторов и т.д., и т.п. То есть, проблемы: «недовложения» в диетическое питание стационарных больных каких-то ингредиентов; сохранности горюче-смазочных материалов; санитарно-эпидемиологического благополучия учреждения и, множество других вопросов, не имеющих прямого отношения к лечебному процессу, не относятся к функциональным обязанностям, «элитарного» заместителя руководителя организации здравоохранения.

Он, заместитель, имеет дело только с пациентом, его лечащим врачом и заведующим профильным отделением! Вот эта «тройка» и определяет тактику, сроки лечения больного, трудовой прогноз и, при необходимости, рациональное трудоустройство пациента после выписки его на работу. И, вот, пожалуйста – эту привилегированную работу, мне предлагают поменять на неподъёмный «воз» сельского здравоохранения! Ну, уж, нет!

— Спасибо, конечно, за лестное предложение, Алексей Фёдорович! Но, я, всё-таки, откажусь! Я, действительно, убеждена, что руководство сельским здравоохранением – прерогатива мужчины!

— Не торопитесь отказываться, Нелли Гавриловна! Подумайте, посоветуйтесь с мужем. Я даю Вам три дня на размышления; в понедельник –  жду Вашего ответа.

Попрощавшись, председатель райисполкома покинул кабинет.

Возвратились коллеги: Нина Филипповна и Елена Борисовна. Забыв о грибной теме, с нетерпением начали расспрашивать: зачем приходил и чего хотел районный начальник?

 Я вкратце рассказала о причинах визита Добыша А.Ф.

— И, что Вы ему ответили? – поинтересовалась Нина Филипповна.

— Отказала.

— А он?

— Дал три дня на размышления.

— Что тут думать, соглашаться надо! Сколько мужчин не просто пошли, а побежали бы на эту должность! – эмоционально произнесла подруга, достаточно хорошо изучившая меня за двадцать лет совместной работы участковыми терапевтами, заведующими терапевтическими отделениями и заместителями главного врача.
 
— А мне – это надо? От добра – добра не ищут! Или Вы хотите от меня избавиться, Нина Филипповна? – уточнила я, видя огорчённое лицо моей помощницы Елены.
 
— Ну, что Вы такое говорите! Я немного старше Вас и знаю, что такие предложения женщинам поступают крайне редко! На моей памяти – это первое и, пожалуй, единственное, приглашение такого рода!

— Хорошо-хорошо, Нина Филипповна, у меня в запасе ещё есть время, буду думать! – успокоила я товарку.
 
Все выходные дни я размышляла над предложением руководителя Барановичского района, взвешивая все «за» и «против». Меня не радовал возможный переход в систему сельского здравоохранения и, я всеми способами, оттягивала принятие судьбоносного решения.

Как и рекомендовал Алексей Фёдорович, посоветовалась с мужем, который сказал:

— Иди, у тебя получится!

Я взорвалась:

— Каждый раз, когда мне предлагают повышение, ты говоришь одну и ту же фразу:

— «Иди, у тебя получится»! Нельзя ли придумать что-нибудь более оригинальное, наконец! – с досадой, вызванной необходимостью самостоятельно принимать решение, добавила я.

— Не хочешь, не – иди, но у тебя всё равно получится! – отстранённо проговорил муж, своей кажущейся индифферентностью, вызвав у меня, неврастенический смех.
 
Вопреки законам жанра, я не устроила скандала, которого требовали мои, натянутые нервы.
 
Спросив совета самых близких людей и, получив диаметрально противоположные рекомендации, я всё мучилась над принятием непростого решения.
 
 Вечером, накануне назначенного председателем исполкома дня дачи ответа, мне позвонил кто-то из коллег и, под большим секретом, сказал, что кандидатуру на должность главного врача района Добышу А.Ф., предложил мой непосредственный руководитель.

 В одно мгновение проблема трудного выбора, задача со многими неизвестными, перешла в разряд простого арифметического действия – вычитания…

Утром, как и просил председатель райисполкома, я позвонила ему:
 
— Скорее «да», чем «нет», Алексей Фёдорович! Но, необходимо обговорить кое-какие моменты.

— Хорошо, я буду у Вас в кабинете в тринадцать часов. Вас это устроит?

— Да, конечно, – ответила я, принимая уже окончательное решение о переходе в систему сельского здравоохранения.
 
На чаше весов, в пользу положительного решения, добавилась ещё одна гирька – маленькая, казалось бы, деталь, исчерпывающе характеризующая этические принципы Алексея Фёдоровича Добыша. Он назначил встречу в привычном для меня месте, а не пригласил в свой рабочий, исполкомовский кабинет. Очень немногим руководителям такого уровня присуща подобная деликатность.

 Как показала жизнь, в тот раз, я приняла правильное решение. Тринадцать лет работы в сельском здравоохранении были самыми плодотворными и результативными, в моей профессиональной карьере.

Так что, в 2003 году, профессору Вальчуку Эдуарду Антоновичу, я вполне могла бы, привести собственный пример обстоятельств назначения на должность руководителя организации здравоохранения.

Как – исключение из правил…

P.S. За рулём белой «Нивы», вскользь упомянутой мною, находился Алексей Фёдорович Добыш.

Не проехавший мимо…


Рецензии
Добрый день, дорогая Нелли! Конечно, некрасиво и как-то обвинительно звучит фраза "подсидели главврача", когда на самом деле никто никого не подсиживал, а с трудом уговорили, и как оказалось, сам главврач этого хотел.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Людмила Каштанова   25.12.2022 13:22     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемая Людмила!

Искренне благодарю за отзыв!

Как это ни прискорбно, но профессор отчасти был прав: я знаю несколько случаев, когда заместители главного врача, не обладавшие высокими морально-этическими нормами, способствовали снятию с должности руководителя организации здравоохранения.

Правда, одному из таких властолюбцев пришлось оставить "руководящее" кресло за девять месяцев до пенсии.

Бог всё видит!

С искренними пожеланиями здоровья и добра.

Нелли Фурс   26.12.2022 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.