На лужайке часть первая

   Осень 2010 года, конец октября, дождливая «непогодь»... А в Нескучном Саду всё по-прежнему: мокрые от дождя синицы кормятся на моей ладони. Среди падающих листьев стремительно проносятся две пары лазоревок. Одна за другой птички садятся на ладонь с печеньем, а высоко на рябиновом деревце копошится парочка дроздов-рябинников. Вот жёлтый лист упал на мою ладонь, накрыв собой крошку печенья. Прилетевшая синица парит над ладонью в недоумении: она уже облюбовала желанное угощение, но куда же оно подевалось? Листьев полно вокруг, но они не съедобные. Зачем этот лист лежит на обеденном столе? Тут ветер уносит листочек, и синица, наконец, с радостью пикирует на ладонь!

   На другой день я предложил пернатым друзьям шоколадное печенье. Налетевших синиц смутил необычный цвет гостинца: они парили над ладонью, не решаясь на неё опуститься. Но любопытство всё-таки побеждает. Вот одна из птичек, самая смелая, опускается на ладонь и пробует новое угощение. Дегустация проходит успешно, и смелая гостья остаётся на обеденном столе. Её подружки решают разделить с ней трапезу, и смело атакуют обеденный столик. Новое угощение оценено по достоинству: синицы обирают ладонь дочиста, а одна из них остаётся на опустевшей ладони. Она настойчиво долбит клювиком по ладони, пытаясь выдолбить из неё добавку к своей трапезе, но ладонь не поддаётся. Немного отдохнув, «трудяга» продолжает долбить пустую ладонь. Её старания уступают по силе стараниям дятла, но настойчивость вызывает уважение. Я не протестую: мне интересно, чем всё это закончится?

   «Выдолбив» всё возможное, синица разочарованно улетает, а я открываю для себя секрет высшего птичьего лакомства! Ладонь от этого не пострадала, а я получил массу удовольствия. Но, предупреждаю сразу: слишком часто предлагать птицам необычный для них корм не рекомендуется…

   Когда на другой день я пришёл на лужайку, там уже хозяйничали две студентки, предлагая голубям и синицам «необхватный» пакет хлебных крошек! Синицы весело щебетали, сидя на пакете с хлебом, и пиршество шло полным ходом! Тогда я решил провести очередной эксперимент (всё-таки «научная закваска» даёт о себе знать). Встав в некотором отдалении, я положил на ладонь шоколадные крошки. Через пару минут синицы меня заметили, оставили пакет с хлебом и решительно атаковали мою ладонь! Удивлённым студенткам пришлось объяснить преимущества моего угощения: от шоколада никто не откажется, даже пернатые сладкоежки!

   Интересно наблюдать поведение разных видов птиц. Синицы спокойно берут лакомство с ладони. Воробьи на ладонь взлетать пока не решаются, но, сидя на ветках, с завистью смотрят на пирующих там синиц. Зато они наловчились ловить крошки прямо на лету! Если удачно бросить им хлебную крошку, воробьи умудряются ухватить её клювом, не сходя с места (даже сидя на ветке). А если бросить крошку вертикально вверх, воробьи взлетают за ней с земли и перехватывают на лету!
В этот день я обнаружил, что у воробьёв имеются язычки и они смешно «облизываются», проглотив вкусную крошку! Синицы подают им наглядный пример, и воробушки постепенно привыкают и ко мне и к моей ладони, где можно спокойно полакомиться. Я чувствую: немного терпения и можно приучить их брать крошки с ладони. Так оно и оказалось, но об этом мне ещё предстоит рассказать. Пока мы в конце 2010 года, а воробьи начнут осваивать кормление с ладони в июне 2011 года.
Наша лесная Трапезная привлекает и трясогузок. Эти птички используют в пищу только самые мелкие крошки. Они пробираются сквозь толпу пирующих голубей и, схватив крошку, убегают со своей добычей в сторонку, где и пируют в одиночестве. Если к ним приближается любопытный голубь или воробей, трясогузки хватают крошку и перебегают на другое место. Оригинально ведёт себя поползень. Он обследует ствол дерева спиральными движениями вверх и вниз, изредка громко «покрикивая». Забирается в развешенные на сиреневых кустах кормушки, а иногда слетает за крошками, которые я бросаю на землю. Он только делает вид, что занят «своим делом», а сам краем глаза присматривается к лесной столовой.

   Однажды я положил крошку на ветку сирени, а поползень её заметил и спрятал в расщелину в стволе! Я повторил опыт несколько раз, и поползень охотно объяснил мне, как он делает себе пищевые запасы. Скворцы, прилетев на лужайку, скачут прямо ко мне, я кидаю им навстречу хлеб, и ловкие акробаты подхватывают его на лету! Ни разу не видел, чтобы они промахнулись. Малиновкам нужно бросать крошку подальше: они не решаются приближаться. Это робкие птички, за исключением тех случаев, когда им приходится защищать своё гнёздышко. Если поблизости никого нет, они спокойно расправляются с угощением, никуда не улетая. Себя я не считаю – ко мне пташки уже привыкли…

   Зяблики по доверчивости ближе к синицам: они клюют крошки прямо с моих ботинок, но с ладони брать угощение пока не решаются. Зато они громко и заливисто поют, сидя передо мной на земле! Такую красивую птичку так и хочется погладить по цветным пёрышкам, тем более что она сидит передо мной на расстоянии вытянутой руки! Есть какая-то необъяснимая связь между людьми и зябликами. Когда я сижу на скамейке, эти пташки любят составить мне компанию. И вовсе не голод привлекает их ко мне: птичкам комфортно вблизи человека…

   В конце 2010 года зима неожиданно преподнесла сюрприз: снег с дождём вызвал обледенение, настоящее «охрусталивание» веток, стволов и оставшихся на них листьев! Картина поистине сказочная, но огорчала «оборотная сторона медали». Сколько деревьев сломалось под тяжестью «ледовых доспехов»! И птичьи запасы на зиму оказались в ледяном плену... Я наблюдал, как дрозд-рябинник старательно освобождал клювом из плена «огненную» рябиновую гроздь. А на лужайке возле Летнего Домика птицам было вольготно даже в такую погоду! Там кормушки всегда переполнены хлебом, крупой и семечками!

   Я пришёл на лужайку 27 декабря и попал в хрустально-серебряный сад, озвученный звонкими колокольчиками – воробьями! Воробьи, синицы и зяблики весело пировали, атакуя развешенные на ветвях кормушки и хлебные россыпи на снегу. Синицы, как всегда, доверчиво отобедали на моей ладони. Да, здесь настоящий птичий рай. Но так было не везде. Мои знакомые находили на своих балконах замёрзших синиц. А в Нескучном Саду окрестные жители регулярно подкармливают своих пернатых соседей.
Прошла зима, а весной у птиц начались новые заботы: создание семей и ожидание потомства. 29 апреля 2011 года. Три лазоревки одна за другой побывали на моей ладони, унося с собой любимое печенье. А потом на ладони впервые оказались две лазоревки! Обычно на ладони пировало общество больших синиц, а лазоревки прилетали по одиночке, а тут сразу две лучезарно-голубые птички!

   Я внимательно к ним присмотрелся: птички слегка отличались окраской оперения, значит, это брачная парочка! И ещё одно замечательное событие удалось мне наблюдать в этот день. Прилетела задорная парочка. Одна лазоревка осталась на ветке, а другая опустилась на мою ладонь. Взяв крошку, пернатый кавалер вернулся на ветку и угостил этой крошкой свою подругу! Великолепный пример галантного ухаживания! И что особенно важно: подарок был взят с моей ладони, значит, и я поучаствовал в создании новой пернатой семьи!

   Недолго я наслаждался ролью распорядителя в синичьей столовой. В первых числах мая синицы всерьёз занялись ухаживанием друг за другом. Они летали вокруг меня парочками, не обращая внимания на ладонь с угощением! Аналогичное игнорирование угощений наблюдалось и среди уток в апреле. А в конце мая синицы исчезли совсем, заняв свои родительские посты в гнёздах. Каких только птиц не было в майском парке! Только синицы в нём совершенно отсутствовали. Но я знал, что они появятся в сопровождении звонкого молодняка в 20-х числах июня! И об этом у нас разговор впереди!

   Другие птицы вышли на сцену в майские дни, и работы у меня хватало. На высокой липе моё внимание привлекло гнездо, в котором был хорошо заметен клюв дрозда. А дрозд-папаша бдительно отгонял ворон, не позволяя им и на «пушечный выстрел» приближаться к своему дому. Заняв свой «пост», я угощал голубей, воробьёв и зябликов, а ворона, заметив оживление на лужайке, пыталась присоединиться к нашей компании. Дрозд слетал с дерева и с оглушительным треском проносился над головой у вороны, которая в панике отступала на другой конец лужайки. И так повторялось несколько раз! Наконец, ворона догадалась искать защиты в моём окружении. Она приблизилась ко мне, и в этой позиции почувствовала себя в некоторой безопасности. Дрозд не решался летать в моей зоне, и ворона смогла полакомиться со всей остальной пернатой братией.

   Оригинально вели себя этой весной голуби. Во время трапезы некоторые из них предпочитали сидеть на ветках сирени, глядя свысока на своих собратьев, копошащихся на земле. Я протянул одному из них ладонь с крошкой хлеба, и голубь, немного помедлив, принял угощение! С этого момента я стал кормить его персонально. Представьте себе такую сцену. Голубь горделиво восседает на ветке и благосклонно принимает угощение с протянутой ладони. Он терпеливо ждёт, когда придёт его очередь, а потом спокойно и важно принимает угощение. На ветку садится второй голубь, проявляя интерес к процедуре кормления. Первому голубю соперник не по душе, и он решительно прогоняет его клювом. Тогда голубь располагается на соседней ветке. Я даю ему время понаблюдать, как первый голубь принимает пищу с ладони, а потом и ему протягиваю ладонь. Огорошенный таким поворотом событий, голубь сначала отстраняется, но я терпеливо держу перед ним ладонь с хлебом. Наконец, он решается и берёт предложенное угощение. В скором времени он входит во вкус, и я начинаю раздавать угощение направо – налево!

   У моих ног сидит пёстрый зяблик и громко поёт. Его трель отдаётся в ушах самой сладостной песней! Подлетает синица (редкая в это время гостья), садится на ветку сирени и поглядывает на меня с ожиданием. В очередной раз я протягиваю ладонь синице, и она спокойно слетает на неё за угощением. Крошку печенья она уносит с собой, а я обращаюсь к голубям, которые терпеливо дожидаются угощения на ветке. Так повторяется несколько раз. Я раздаю угощение направо – налево, и вдруг в центральной позиции (между сидящими голубями) возникает синица. Она получает свою порцию пропитания из этой «центральной позиции»! Через пару дней уже три голубя принимают угощение с ладони, сидя на ветке сирени. Первое время они спорят друг с другом и толкаются, а потом привыкают к коллективизму и спокойно ждут, когда я по очереди обнесу каждого угощением.

   С конца мая синицы почти на месяц исчезают с поля действия, и уступают место воробьям. Во время трапезы воробьи сидят на ветках сирени и внимательно наблюдают за кормящейся братией. Вот один воробушек подаёт голос, и я осторожно приближаю к нему ладонь с угощением. Подражая голубям, воробей спускается по ветке, вытягивает шейку и берёт крошку с ладони. Потом, удивившись своей смелости, он на всякий случай улетает. Другой осмелевший воробушек решается повторить манёвр своего собрата. Он сидит на тонкой ветке вишнёвого дерева, а ветка при малейшем его движении раскачивается. Подношу к нему ладонь, и воробей, уцепившись за кончик ветки, тянется клювом к угощению. При этом он вместе с веткой качается, словно маятник, и мне приходится повторять его движения, чтобы его клюв ухватил желанное угощение.

   Наконец, изловчившись, воробей хватает желанную крошку и улетает. А вот ещё один воробей присел на ветку. Машу ему рукой и раскрываю ладонь с угощением. И свершается чудо: воробей слетает с ветки на ладонь, спокойно, без суеты, берёт крошку и возвращается на свою ветку! Итак, воробьи начинают входить во вкус! Всё было бы хорошо, если бы в происходящие события не вмешивались голуби. Голуби тоже не прочь взлететь на ладонь за угощением. Только воробей нацелится на печенье, а тут с шумом на ладонь взлетает голубь! Изогнув шею, он берёт из-под своих лап угощение и, расправившись с ним, остаётся сидеть на ладони. Я поднимаю руку над головой, а голубь, перебирая лапами, старается удержаться на завоёванной позиции, и, оказавшись на самой высокой точке, гордо поглядывает на копошащихся на земле своих собратьев.

   Сказать ему, чтобы не мешал воробьям, я не решаюсь: он ведь тоже требует свою порцию внимания, и я не вижу никаких причин отказать ему в этом. А воробьи тем временем осваивают новый для них «вид спорта». Вот откуда-то из-за моей спины вылетает воробушек и тут же садится на раскрытую ладонь. Если раньше, схватив крошку, пернатый гость сразу улетал, то на этот раз он спокойно перебирает крошки. Отведав несколько мелких крошек, он улетает, забрав с собой самое «крупное» угощение! Я начинаю узнавать отдельных гостей по оперению и цвету клюва. Кавалеры у воробьёв темнее по окраске, у них распушённые перья и чёрные клювики. Барышни и молодняк выглядят изящнее: они светлее и с жёлтыми клювами.
Но самое интересное зрелище – кормление птенцов! Воробьи расхватывают крошки, иногда поймав их на лету, и уносят своим воробьятам, которые уже пищат на сетках с раскрытыми клювами. Родители старательно засовывают им в клювы хлебные крошки, а неутомимые птенчики звонко пищат, требуя поскорее добавки! Я вручаю хлеб родителям, а те передают пропитание своему многочисленному семейству! Гвалт стоит невообразимый! Вот ещё один воробей несёт хлебную крошку своему пернатому «крошке», забрав её с моей ладони!

   На ветку садится новый гость и внимательно смотрит на меня. Этого я уже знаю: прилетал не один раз! Протягиваю ему руку, и смелый воробей спокойно приватизирует ладонь! Гость сидит на «банкетном столике» около минуты, пока его ни прогоняет очередной, решивший полакомиться, воробушек. А вот взъерошенный «разбойник» подбегает ко мне по земле и требовательно на меня смотрит. И этого, побывавшего в сражениях, кавалера я уже знаю! Протягиваю ему руку, и он смело взлетает на ладонь.

   И вот настаёт знаменательный день. Я слышу в кустах звонкое: «пи-пи-пи»! Это синичий молодняк «встал на крыло», и у пернатых родителей прибавилось заботы. Нужно кормить многочисленное пищащее семейство! Первый раз в это лето синица взяла хлеб с ладони 21 июня! Она прилетала 13 раз, унося печенье в чащу кустов, откуда раздавался требовательный писк!

   22 июня. Накрапывает дождик. Скрываюсь от дождя под густой голубой ёлкой. Ко мне перемещается и вся пирующая пернатая братия. И здесь воробьи берут крошки с ладони. Подлетающий воробей громко говорит: «чип»! Тогда я присаживаюсь и протягиваю ему угощение. Он смело берёт крошку, и так повторяется пять раз, а потом я сбиваюсь со счёта! Я устал присаживаться и в очередной раз протянул воробью руку с высоты своего роста. Воробей тут же взлетел на ладонь и завладел угощением!

   А вот прилетела синица. О, чудо: она прилетела вместе с птенцом, который ждёт её на кленовой ветке! Заботливая мамаша берёт пропитание и уносит его на ветку, где пищит птенец. Так повторяется 8 раз, и я терпеливо жду, когда птенец умерит свой аппетит. Птенец уже хорошо летает, но без мамаши не может и «шагу ступить». Доставать пищу самостоятельно этот «лентяй» пока не научился, и у мамаши полно забот. В очередной раз птенец, летящий вслед за мамашей, оказывается на моей ладони! И тут происходит невероятное событие: мамаша прямо на моей ладони запихивает крошку своему ненаглядному птенчику прямо в клюв! А потом они вместе улетают. Пока различий между моей рукой и веткой дерева птенец не видит. Забегая вперёд, скажу: через некоторое время, подражая родителям, птенцы научатся самостоятельно пировать на моей ладони! И об этом я расскажу в одной из моих историй.


Рецензии