На лужайке часть вторая

   23 июня я снова на моей любимой лужайке! «Неожиданно» появляется стайка синичек (молодняк и заботливые родители), а меня окружает компания голубей. Синицы, опасаясь вмешательства голубей, летают вокруг меня и присматриваются к моей «сервированной» ладони. А их ненасытные птенчики требуют пропитания, и старшее поколение начинает охоту за крошками. Молодое поколение, глядя на родителей, вьётся вокруг ладони, но садиться на неё пока не решается. В самый разгар трапезы на лужайке появляется ворона, решившая показать, кто тут на самом деле хозяин! У этой «мамаши» трое своих нахлебников, требующих пропитания! Воронята почти не отличаются по своим размерам от мамаши, но сами брать хлебные крошки ленятся. Хлеб падает прямо возле их лап, но воронята громко кричат, требуя, чтобы мамаша «собственноручно» (то есть, своим клювом) запихнула им крошку в орущую «пасть»!

   Так вот, эта самая мамаша важно входит в центр пернатого круга и решительно разгоняет клювом всю птичью компанию! Да так, что пух летит от голубиных крыльев! Оставшись одна, ворона гордо смотрит на меня, стоя в позе «руки в боки» (то есть, «крылья в боки»). Бросаю ей крошки и жду, что будет дальше. А ворона решила полакомиться, наконец, сама. Когда-то и на себя нужно обратить внимание, а то некому будет воспитывать потомство...

   Ворона лакомится не спеша. А куда спешить, обладая таким внушительным клювом? Упавшей к её лапам крошке, ворона не сразу уделяет внимание. Она гордо медлит, явно рисуясь перед остальной пернатой братией, которая жмётся по краям поляны. Ворона знает, что никто не решится утащить корм из-под её лап. Насладившись своей властью, ворона расправляется с хлебом и смотрит на меня в ожидании добавки. Кто-то из осмелевших голубей пытается незаметно дотянуться до отлетевшей в сторону крошки. Но ворона видит всё, даже не глядя в ту сторону. Она прекрасно оценивает обстановку боковым зрением. Попытка «воровства» тут же пресекается, но ворона на этом не останавливается. Её раздражают сидящие на ветках голуби, и она решает избавиться и от этих свидетелей её пиршества. Ворона взлетает на ветку, освобождая от зрителей верхние ярусы «зрительного зала». Вернувшись на поляну, она проявляет повышенный интерес к пакету с хлебом и печеньем, который во время кормления я оставил на земле.

   Ворона с вожделением поглядывает на этот источник пропитания, и явно решает завладеть «рогом изобилия»! Я специально отворачиваюсь, и ворона боком подскакивает и тянется клювом к желанному пакету. Я пытаюсь внушить ей чувство коллективизма и показать, кто на самом деле «хозяин»! В моём «королевстве» приватизация не пройдёт! Ворона недовольно отходит, и ей приходится смириться с таким положением вещей. А воронята громко орут, требуя пропитания! Их трое, и мамаша решает, наконец, всерьёз заняться их воспитанием! Она берёт хлеб и кладёт его на землю перед своим требовательным птенцом. Затем она несколько раз стучит клювом по земле, объясняя своему отпрыску, что он должен сделать с предъявленным угощением! А пернатый оболтус делает вид, что ничего не понимает: он широко раскрывает клюв в надежде, что угощение само туда отправится! Ворона ещё раз ударяет по земле клювом, а потом гордо отходит в сторону, надеясь, что вконец проголодавшийся птенец поймёт, что нужно делать с хлебом, который соблазнительно лежит у его лап!
 
   24 июня. На лужайке синицы и воробьи по очереди берут печенье с моей ладони! В один счастливый момент синица и воробей оказались на моей ладони вместе! Синица подлетела к ладони, когда на ней, не спеша, хозяйничал воробей. Новая гостья, не обращая на воробья внимания и без всякого приветствия, спокойно взяла свою порцию пропитания. В другой раз воробей, подлетев к ладони и заметив пирующую на ней синицу, смело устроился на другой руке, где я сжимал в кулаке резервную порцию крошек. Утвердившись на кулаке, воробей достал клювом крошку, застрявшую между моих пальцев, и спокойно улетел со своей добычей.

   Синица, тем временем, оставалась на другой ладони и пировала в гордом одиночестве: и самой нужно поесть, а потомство, сколько его ни корми, вечно требуют добавки... Я несколько раз замечал, как синица быстро тюкает клювом, перехватывая для себя несколько крошек, а потом, набив добычей клюв, спешит к своим ненасытным детишкам… А эта синица решила отдохнуть от трудов праведных на моей ладони. Наконец, она улетает, а её место занимает воробей, который ведёт себя почти также. Он не спешит улететь с добычей, а спокойно лакомится мелкими крошками. Но тут голубь делает попытку взлететь на «банкетный столик» и буквально сметает воробья с ладони!

   Интересно наблюдать «смущение» воробьёв, так и не решившихся слететь на ладонь. Воробей вытягивает шейку, внимательно смотрит на ладонь, вот он уже совсем решается на неё слететь, но в последний миг пугается и начинает что-то старательно искать на ветке. Как будто хочет показать, что он и не собирался никуда лететь: у него и здесь, на ветке, забот хватает! И если бы он один так себя вёл! Аналогичную картину я наблюдаю постоянно. Всё это напоминает поведение собаки, которая по ошибке облаяла знакомого человека, а потом, засмущавшись, начинает что-то искать в траве.

   28 июня. На ладони – «Pas de Trois» – синица и два птенца одновременно! А в следующем «заходе» птенец присел на моё плечо, ожидая свою мамашу, отбирающую корм на моей ладони. В этот день ещё один птенец впервые сел на ладонь самостоятельно и оценил все достоинства печенья «Юбилейное»! Своими рассказами я оказываю услугу известной кондитерской фирме, широко рекламируя её товар на новом рынке – в мире пернатых! Надеюсь, фирма оценит мои старания по достоинству... Во всяком случае, птицы просто обожают печенье, и об этом факте у меня имеются неопровержимые доказательства! Воробьи прилетают на ладонь наперегонки с синицами. Они явно берут с синичек пример, унося печенье своим воробьятам и засовывая лакомство в их широко раскрытые клювики. Однажды два воробья буквально столкнулись на ладони. Подлетев с разных концов, они стукнулись клювами и, испугавшись друг друга, так ни с чем и разлетелись!

   Над моей головой в кронах вишнёвых деревьев собирают урожай дрозды. Их целая компания, а начинающие розоветь ягоды им явно по вкусу. Раздаётся громкий звук: «цок!», и на вишне появляется красноголовый красавец – дятел! Его тоже манят к себе крупные ягоды. Дятел повисает на тонкой ветке вниз головой и, болтаясь на ней, как на качелях, пытается клювом дотянуться до сверкающей на солнце ягоды.
Наконец, ему удаётся поймать ягоду клювом, и он перебирается с ней в развилку ствола. Там он, не спеша, лакомится своей добычей. Потом его привлекает шумная сцена кормления. Дятел спускается по стволу почти до земли и с нескрываемым интересом рассматривает голубей и воробушков, гоняющихся за хлебными крошками. Заметив отскочившую в сторону крошку, дятел решает разведать, что же это такое? Он слетает на землю и пробует крошку клювом. А лакомство оказалось печеньем (уж я постарался это организовать). Дятел быстро понял, что это вам не «жучки-паучки», и принялся, растягивая удовольствие, за праздничную трапезу. Я подсыпал ему печенье, а голуби и воробьи, толкаясь вокруг него, пытались ухватить свою долю пропитания.

   Рассердившись, дятел разогнал их своим клювом, а клюв у него – как вы понимаете, оружие серьёзное! Разлетелись перья, и дятел остался за обеденным столом без соперников. Дятел находился от меня на расстоянии вытянутой руки, а я сидел перед ним на корточках. Моё присутствие его ни сколько не смущало (во всяком случае, меня клювом он не отгонял). И я смог хорошенько его рассмотреть. Обычно мы видим дятла в полёте или сидящим высоко на дереве (его крылья в этом случае сложены). А на земле во время трапезы дятел сидел слегка раскрыв крылышки, так что они образовали разноцветный веер. На солнце ярко светилась его «бархатная» красная шапочка, а крылатый веер переливался белыми, тёмно-коричневыми и красноватыми блёстками! Я впервые наблюдал за дятлом, сидящим в двух шагах от меня!

   В сопровождении квинтета звонкоголосых птенцов прилетела большая синица. Птенцы остались на ветке над моей головой, а синица деловито спустилась за провизией на любезно подставленную ладонь. Пока я любовался дятлом, синица несколько раз слетала на ладонь за печеньем и подкармливала своих непосед-птенцов! Два раза к нам наведывались воробьи и тоже присаживались на ладонь (взъерошенный кавалер и элегантный молодой воробей с жёлтым клювом). Изредка раздавались характерные «трещотки» дроздов, нагоняющие страх на приближающихся ворон. Но сегодня всё моё внимание занимал пернатый красавец в бархатной шапочке!
А дятел, когда мимо нас проходили люди, возвращался на ствол дерева и прятался, не улетая, с другой стороны ствола. Когда всё успокаивалось, он возвращался на свой обеденный столик. Крошки на «столике» за это время исчезали, благодаря стараниям воробушков, но я организовывал «смену блюд», и дятел возобновлял своё пиршество. Так продолжалось минут двадцать, но тут взъерошенная болонка нарушила нашу идиллию, и дятел, громко «цокнув», улетел...

   А впереди меня ждало удивительное событие! С моей ладонью уже познакомились пять видов клювов (синицы, воробья, поползня, голубя и лебедя). Трое из их владельцев сидели у меня на ладони и лакомились печеньем. Я подумал, чей же клюв окажется шестым, если такой случай мне всё же представится? И действительность превзошла все мои ожидания! Признайтесь: вашу ладонь когда-нибудь долбил дятел? Предвижу ваш ответ. А мой ответ будет положительным! Итак, 30 июня я познакомился с шестым клювом, и его хозяином оказался уже знакомый нам красноголовый дятел! Да, тот самый! Он снова прилетел не лужайку в самый разгар пернатого пиршества.
Дятел спустился по стволу до земли и слетел на приглянувшуюся ему крошку! Гость быстро с ней расправился, а я тем временем накрошил на ладонь горку печенья и протянул ему накрытый «банкетный столик». На быстрое взаимопонимание я не рассчитывал, но, оказалось, я не оценил по достоинству моего нового друга. Дятел, не долго думая, подошёл к ладони и принялся склёвывать с неё крошки. Я ещё не видел красавца настолько близко. Ещё ближе, чем в прошлый раз! Дятел брал печенье довольно осторожно, хотя прикосновения его клюва были более ощутимыми, чем уколы синичьих клювиков. А клюв у него при ближайшем рассмотрении – остренький, как шильце! Дятел пировал шесть полных минут (я заметил по часам). Периодически он разгонял клювом надоедливых голубей, а потом снова возвращался к моей ладони. Чтоб дотянуться до отдалённых крошек, дятел встал одной лапкой на мои пальцы и очистил, наконец, мою ладонь от крошек полностью. Это был ещё молодой дятел, чем, вероятно, и объяснялась его поразительная доверчивость. Я смотрел на него и думал, а не примется ли он всерьёз долбить мою ладонь, как это делала однажды синица, когда печенье на ладони закончилось? Ну, ничего: я это испытание выдержу, даже если дятел «протаранит» мою ладонь до кости! Проходящие по аллее люди с удивлением разглядывали пернатого красавца, но, как и в прошлый раз, идиллию нарушила появившаяся собака... Дятел улетел на другой конец лужайки, и оттуда ещё минут десять доносилось его громкое «цоканье».

   4 июля. Я сижу на скамейке возле Летнего Домика. Вокруг, как всегда, «ниоткуда» собралась пернатая братия. Голуби активно вмешиваются в трапезу, мешая синицам и воробьям взлетать на ладонь. Вот один голубок, завладев ладонью, гордо сидит на ней минуты две. Затем я поднимаю его высоко вверх и подставляю ему другую ладонь с крошками. Такое обслуживание ему явно нравится, и голубь принимается за угощение. Другой его собрат взлетает ко мне на колено и тоже берёт хлеб из подставленной ладони. Сижу, широко раскрыв руки, и в какой-то момент на ладонях одновременно оказываются синица и воробей! Воробей слева, а синица – справа.

   Очередной воробей подлетает к ладони в тот момент, когда желанный «банкетный столик» занят голубем. Воробей громко и недовольно восклицает: «чип-чип», паря в воздухе, а когда голубь улетает, решительно атакует ладонь! Второй воробей взлетает с хлебной крошкой ко мне на колено, а за ним – жаждущий корма птенец! Воробей запихивает крошку в раскрытый клювик птенца, и всё это происходит на моём колене!

   7 июля. В самый разгар трапезы начинается дождик. Я, как всегда, перемещаюсь под кров голубой ёлки, а за мной прилетает и вся кормящаяся братия. Воробьи сидят на ветках сирени и, заметив летящую крошку, устремляются за ней, подхватывая на лету! Голуби то и дело пытаются взлететь на ладонь. Теперь их, таких смелых – четверо! Неожиданно два взлетевших на ладонь голубя сталкиваются клювами и, испугавшись друг друга, шарахаются в разные стороны! И тут чуть не случилось новое чудо! Подлетел зяблик и, устроившись на ветке сирени, внимательно посмотрел на мою ладонь. Затем он и сам изготовился взлететь на «банкетный столик»: вытянул вперёд клювик, даже крылышками взмахнул, но вездесущий голубь буквально смахнул его своими крыльями... Больше в этот день таких смелых поступков зяблик не совершал.
 
   20 июля я расположился на скамейке в центре лужайки, и неожиданно на спинку скамейки опустился воробей. Я протянул ему ладонь с печеньем, и пернатый гость тут же на неё взлетел. Скажу сразу – в этот день он прилетал ко мне 17 раз, лакомился мелкими крошками, а крупные кусочки уносил с собой (вероятно, в гнездо). Подлетев ко мне, он садился на ветку липы, или на спинку скамейки и громко говорил: «чик-чирик»! И я протягивал ему ладонь с угощением! Если мои руки были заняты, он вился надо мной в воздухе, ожидая, пока я обслужу его по первому рангу.

   21 июля вся сцена повторилась: мой приятель-воробей тут же подлетел ко мне, как только я расположился на любимой скамейке. Он прилетал несколько раз (я уже перестал считать) и в ожидании корма изредка присаживался на моё колено. Как всегда, не торопясь, поклёвывал мелкие крошки, пока его ни сметал с ладони голубь, уставший ждать своей очереди...

   А голуби решительно вмешиваются в процедуру трапезы, чувствуя себя хозяевами в нашей «столовой». Их тоже нужно уважить – хотя, аппетит у них поистине королевский! Один из голубей, сидя на ветке сирени и получая корм персонально в клюв, за полчаса проглотил три дольки «Юбилейного» печенья! Я полагаю, что он бы не остановился на этом своеобразном рекорде, но у меня кончилось популярное у пернатой братии угощение!

   А синицы опять исчезли с «нескучной лужайки»: вот уже три недели не посещают они нашу «трапезную»! Положение меняется в начале августа. В кустах то тут, то там «засвечиваются» жёлтые точки – это молоденькие синички ищут себе пропитание. Они ещё не знают о достоинствах моей ладони, и с ними всё нужно начинать с начала! А пока они присматриваются к шумной воробьиной кормёжке. Обнаружив, что на этой лужайке можно поживиться, синички пытаются завладеть разлетающимися хлебными крошками, но расторопные воробьи им этого не позволяют! Один решительный синичий «паренёк» принимается за дело всерьёз. Он отнимает у незадачливого воробья крошку и уносит её на ветку липы! Другие синицы постепенно осваиваются на лужайке и вступают с воробьями в «партнёрские отношения»!

   4 августа я наблюдаю забавную сценку. Молодые синицы сидят на ветках и смотрят на кормящихся воробьёв. Вот один воробей, схватив крошку, отлетает с ней в сторонку. К нему тут же устремляется синица. Воробей клюёт свою добычу «по частям», положив её на землю, и синица присоединяется к его трапезе, поглощая разбросанные на земле крошки. Парочка довольно мирно сотрапезничает, и на неё любо-дорого смотреть! И так поступает не одна синица. В самый разгар трапезы вокруг меня собирается несколько таких дружных парочек. Создаётся впечатление, что это уже сложившиеся в общении парочки. Синица летит за своим, уже знакомым воробьём! И недоразумения (имевшие место в начале) быстро сглаживаются. Я специально снабжаю их крупными крошками, чтобы было, что поделить по-братски! И тут появляются бывалые, уже знакомые с моей ладонью, синицы! Они тоже сначала присматриваются (немного отвыкли), а потом начинают решительно осваивать так полюбившуюся им ладонь! Вот прилетела моя знакомая лазоревка! И этого «парнишку» я тоже помню! Надеюсь, что «старожилы» подадут молодняку пример, и юные синички тоже переместятся на мою ладонь. Появились молоденькие птенчики и у трясогузок! Они весело скачут по дорожкам парка, а вот заботливая мамаша кормит из клюва своего птенчика, сидя на ветке липы!

   19 августа. Ясный солнечный день после дождливой ночи. На лужайке, как всегда, царит весёлый воробьиный гомон. На этот раз первым моим гостем явился красавец-зяблик! Полакомился печеньем и присел отдохнуть возле моих ног. Он просто отдыхает, и улетать не собирается. А вот налетают синицы, присаживаются на ладонь – трапеза начинается! Лазоревка и воробей, сидя рядышком на ветке, готовятся слететь на мою ладонь, но голубь расстраивает их замысел, оперативно захватывая «место под солнышком»! В самый разгар птичьего пира с голубой ёлки спускается белка, внимательно осматривает нашу трапезную и готовится спрыгнуть на траву. Но и её планы расстраивает неожиданное препятствие: на лужайке появляется собака, прогуливающая своего усатого хозяина... Голуби разлетаются, белка молнией исчезает в кроне ёлки, а на мою опустевшую ладонь, кружась, опускается жёлтый кленовый листочек... «Круг событий» замыкается: осень уже на пороге, и у меня заканчивается угощение...

   Ну что ж... всему когда-нибудь наступает конец. Пора и нам заканчивать нашу затянувшуюся историю. Я надеюсь, что она оказалась «нескучной», и от всей души желаю моим уважаемым читателям последовать моему примеру: завести себе в ближайшем лесу или парке пернатых друзей!


Рецензии