Воспоминания

      Две тысячи восемнадцатый год стал для меня годом откровения. А случилось это в Чехии, в Марианских Лазнях. На этом курорте я познакомилась с прекрасными людьми - Майей и Фёдором, которые приехали из Израиля. Пообщавшись с ними у меня возникли такие эмоции, которые долго ждали творческого полёта. Я думала, что никогда уже не вернусь на страницы прозы. При встрече с этой супружеской парой, я поняла как много упустила прекрасных мгновений в своей биографии. И вот благодаря им, я вдруг вспомнила нашу поездку с мужем в Израиль. Двадцать один счастливых дней мы провели в этой стране, прошли по святым местам, жили в прекраснейших отелях - Парадайз, купались в Средиземном море и лечились на Мёртвом море. Отдых на Мёртвом море был сказочным. И самое главное - полезным. Вода Мёртвого моря излечила  псориаз у моего супруга, на что он не надеялся, но произошло чудо. К тому же разные виды массажа и грязевые ванны - имели положительное воздействие на наш организм. Солнечные ванны с раннего утра сделали своё дело, буквально за короткое время утреннее солнышко позолотило кожу. Окунаясь в воды целебного мёртвого моря мы чувствовали бодрость во всём теле. Я была на десятом небе, выходя на песчаный берег из воды.
      Никогда не подозревала, что на воде Мёртвого моря можно долго лежать и не тонуть. Я - трусиха и муж долго возился со мной, пока я научилась лежать в этом море под лучами солнышка и балдеть от удовольствия. Я плохая пловчиха,но там я приобрела какие, ни какие - навыки. Отдых и лечение было замечательным.
      Возвращаясь после процедур в отель нас ждал прекрасный обед. В холле было прохладно,а из ресторана пахло такими вкусностями, что текли слюнки. Израильская кухня была бесподобной, есть что вспомнить. Возвращаясь в свой номер, у дверей его всегда стоял термос с кофе и взяв его в номер, можно было в любое время выпить по чашечке вкусного израильского кофе, и не только после вкусного обеда.
      Вечерами каждый день устраивались праздники для отдыхающих в зале при Отеле, или на небольших уличных площадках, где выступали музыканты с концертами.
Мне запомнилась пара уже не молодых супругов, которые почти каждый вечер выступали с концертом. Мы познакомились с ними, они мигрировали из Ленинграда и уже несколько лет жили в Израиле, оба очень талантливые музыканты, Он - виолончелист, она - скрипачка. Их волшебная игра покоряла своим исполнением и маленький зал был переполнен слушателями. Общение было бесподобным, потому, что все говорили на родном русском языке. Отдых был комфортным, уютным и неповторимым. В какой-то момент Ефим увидел объявление об экскурсиях и мы тут же записались на экскурсию по Израилю. На следующий день, ранним утром на комфортабельном автобусе с кондиционером из окна озирали зелёные местности, где почти под каждым кустиком били маленькие фонтанчики и орошались поля. Незаметно прибыли в Иерусалим и сразу же нас повели на голгофу, где был распят Иисус. Жара стояла неимоверная, но мы настойчиво прослушали рассказ экскурсовода, а затем последовали в самую святыню храма Господня, где было прохладно и таинственно и всё для нас казалось необычным в сравнении с православными церквями. Уходя из храма, мы по еврейской традиции положили камни у подножия храма и последовали к стене Плача, где евреи могли не только помолиться,  но и оставить записочки и помянуть  в них своих близких. Ефим, зная это, приготовил записку, а я в сторонке наблюдала за ним. После этой церемонии он вышел будто просветлённый. Здесь нас экскурсовод оставил и мы ещё долго молчали, оставаясь под впечатлением от увиденного.
      После экскурсии нам оставалось много  свободного времени и мы решили пойти на еврейское кладбище, где по рассказам экскурсовода, были похоронены предки Иисуса. Поднимаясь по песчаному склону, проходя мимо скамейки, где сидели трое молодых мужчин и уплетали бутерброды, нам они предложили присоединиться к их трапезе, отчего невозможно было отказаться. Мы познакомились. Я тоже достала из сумочки свои припасы и поделилась с ними. Мы разговорились. Один из них - Леонид Словин, чей детектив был нами прочтён, его друг Лев - московский журналист, и третий мужчина - еврей с русским именем - Иван - электронщик. Иван достал шкалики из сетки  и мы выпили по глотку очень вкусного израильского винца за знакомство. После трапезы новые друзья предложили нам продолжить экскурсию по местам, по их мнению очень интересным и мы согласились. Вмешавшись в их беседу, я спросила Леонида есть ли русская церковь в Израиле, на что он с готовностью согласился нам её показать, но к большому сожалению она была закрыта по непонятным нам причинам.Проходя мимо её мы зашли в пантион, где были забальзамированы знаменитые полководцы времён Иисуса Христа. Устав от экскурсий, новые друзья предложили нам пойти на  крытый рынок, где мы были поражены изобилием экзотических фруктов и где было прохладно. Проходя мимо лавочек с товарами, Ефим приобрёл себе шикарные ботинки, которые впоследствии носил много лет и когда они пришли в негодность, очень огорчился. Устав, мы зашли в лавочку откуда доносился запах  ароматного кофе, я не могла пройти мимо и мы всей компанией заказали кофе, который сварен был на золе и я впервые попробовала настоящий крепкий вкусный кофе. Прошло немало лет, но такого кофе я больше нигде не пила.
      Отдохнув, мы двинулись через весь базар в город, не переставая беседовать о разном. Ефим не переставал задавать вопросы, а друзья наперебой говорили о прелестях жития за границей, как бы уговаривая нас, уехать из России. Тут вмешалась я с очередным вопросом на который Леонид не успел ответить, потому, что я увидела неподалёку круглый купол неповторимого на мой взгляд здания, напоминающего старинные русские, царские церкви и я не ошиблась. Это была церковь Петра, которая была на реставрации, но была открыта. Нам никто не запретил войти в неё. Она была круглой с высоким куполом, по низу стен были зачехлены какие-то по всей видимости ценные достопримечательности тех времён. Один из реставраторов разговорился с нами и пригласил нас приехать на следующий год. Я не ведая того шагнула в центр купола и подняв голову, невольно перекрестилась, и вдруг со мной случилось волшебное чудо. Сквозь меня прошёл приятный трепет и на меня будто спустилась божья благодать.Ефим и все замерли от увиденного,а я ещё дважды перекрестилась, соблюдая русские традиции, и ещё дважды по телу прошла волна непонятного мне доселе явления.
      Мы до позднего вечера ходили по городу усталые, но счастливые. Наши новые друзья проводили нас до Отеля в котором мы переночевали, а ранним утром за нами приехал автобус и увёз нас на курорт Мёртвого моря, где мы ещё неделю лечились в солёных водах. И приобретя в на рынке Израиля резиновые тапочки, я уже без боязни ступала по колючему от соли дну  моря и плавала до соляных пирамид.
      А сколько же мы приобрели новых друзей. В ресторане отеля мы познакомились  с Леной и Борисом, которые первыми мигрировали в Израиль и проживали в Яффе уже много лет. Мы не только загорали вместе с ними, но вместе гуляли по вечерам  и слушали концерты на эстрадных площадках, делясь с ними - бытовухой, Борис знал столько анекдотов, что живот болел от смеха. Подружившись с ними как-то невзначай, они нас пригласили в гости, о чём я напишу позже.  На пляже Ефим встретил знакомого по работе, когда работал на Севере. Мужчины делились своими успехами и Владимир, так звали его знакомого, уже был бизнесменом, занимался сбытом металла, как я услышала из их разговора, а его жена - моя землячка - Ольга, как и я - рукодельница и у нас тоже была своя тема для разговоров. С ними была  дочка милая и спокойная девочка-почемучка и нам с ними не было скучно. Мы прекрасно проводили время. После солёного моря мы бежали под душ, который был на пляже и смывали соль мёртвого моря. Однажды у меня произошёл конфуз, стоя под сильной струёй душа, у меня с купальника  упали бретельки и невольно оголилась грудь, я поймала взгляд красивого мужчины похожего на Клинтона, который явно заинтересовался мной и спешил ко мне. Я тут же ретировалась и почти бегом запыхавшись прибежала к месту, где мы загорали с друзьями.Увидев меня такую за полошную, Ефим спросил: "За тобой что ли медведи гнались?! Все расхохотались. Конечно же скромность не позволила мне поделиться даже с Ольгой случившимся, да и никто бы не поверил в сказанное.
      Время летело быстро,у Елены и Бориса заканчивался отпуск и они собирались домой. Провожая их с крыльца Отеля, они нам оставили свой адрес и пригласили в гости. Мы махали вслед отъезжающей машины. Ефим с сожалением сказал: "И чего им плохо жилось что ли в Ленинграде, там родились, получили образование, неужели им здесь лучше?" Я промолчала, не моё это дело осуждать хороших людей, значит им так нужно было.
      Две недели отдыха на Мёртвом море подходили к концу и согласно маршруту указанному в путёвке нас должны были утром следующего дня отправить в Эйлат. В семь утра за нами пришёл автобус и мы отправились на новое место отдыха. Опять мелькали  за окном оазисы, невысокие горы, впадины и поля орошаемые водой. Солнце палило, но в автобусе было комфортно. Уже не помню сколько времени мы ехали, только один раз была остановка у какого то Отеля, где к нам подсадили пару пожилых людей, таких же отдыхающих как мы, только  москвичей.
      По прибытии в Эйлат нас поселили в Отель тоже с названием Парадайз, но только очень огромный и почему-то не такой многолюдный, как на Мёртвом море. Нас встретили приветливые служащие Отеля и разместили по номерам. Новые удовольствия ждали нас в Эйлате. Мы не успели даже устать от дороги, сразу спустились к большому бассейну, где было не многолюдно. Москвичи уже сидели в шезлонгах и махали нам руками. Только тут мы познакомились и подружились. Ирина и Андрей - пенсионеры. Позже мы узнали, что Андрей -  бывшая большая шишка, так выразилась его супруга, а она при нём работала секретаршей, только где, осталось загадкой. Да и какое нам было дело до их биографии. Мы приехали отдыхать и точка! Отдохнув и искупавшись в бассейне мы пообедали в ресторане и выходя из него, к нам подошла молодая красивая девушка и на иврите стала что-то говорить, приняв нас за израильтян, но Ефим вежливо её остановил и сказал ей, что мы русские. Она извинилась и говоря на чистом русском языке, предложила нам план мероприятий.В этот день отдохнув после обеда, вечером мы пошли прогуляться по набережной Эйлата. Море окружали красивейшие Отели, в лагуне стояли яхты и чуть дальше от берега корабли с флагами разных стран, лазурный берег, яркое солнце слепило глаза, мы будто окунулись в волшебную сказку.
      Вечером этого дня мы с Ефимом решили пойти погулять по побережью Средиземного моря. Город жил полной жизнью, вокруг кафешки, маленькие и большие рестораны. Пахло вкусной выпечкой, везде за столиками у кафе сидели отдыхающие,повсюду пиццерии, в одну из них мы заглянули и ушли, решив зайти в рыбный ресторан, в котором мы заказали рыбу, и спустившись со ступенек ресторана, где были расставлены столики, уселись в ожидании вкуснятины.  Я - архангельская трескоедка и люблю больше рыбу, чем мясо, и муж решил меня побаловать. Ждали недолго и какое же было для нас удивление, когда нам принесли два огромных  запечённых карпа с картофелем с листьями салата, луком и укропом. Мне казалось, что невозможно съесть столько рыбы, но уплели за милую душу. Тому способствовал морской воздух. Наевшись до отвала, спустились к морю и ещё долго гуляли по побережью, пока солнце не опустилось за горизонт. Пришли в Отель усталые и довольные.
      Ранним утром следующего дня, искупавшись в бассейне, обсохнув на солнышке, решили записаться на экскурсию по морю, не предполагая совсем, какое нас ждёт удовольствие и восторг и что нас ожидает. В холле Отеля собралась небольшая группа желающих во главе с экскурсоводом, красивым юношей русского происхождения.
Мы предварительно оделись по спортивному и взяли с собой купальники, солнечные очки и шляпы от жгучего солнышка.
      И вот мы на просторах Средиземного моря, над которым сияет огромное солнце.
Вокруг морская гладь и небольшие волны от катера. Минут через пятнадцать показалась вышка и причал, где мы сошли на берег.  В пятнадцати метрах от причала всплыла подводная лодка, куда нас привели и где нам всем  раздали бинокли.  Спустившись в подводную лодку, мы заняли места у окон лодки и ощутили движение её, мы опускались на морское дно, тут-то нам и понадобились бинокли, лицезреть морскую пучину и её жильцов. Боже, какая сказка была вокруг: морские лианы среди которых плавали светящиеся рыбки, большие и маленькие, которые сновали туда-сюда,  и огромные страшные акулы и мурены плавали перед нашими окнами, а водолазы кормили их мясом, рискуя жизнью, так казалось нам. Эта картина меня потрясла настолько, что мне её никогда не забыть. Через короткое время эта сказка закончилась и мы всплыли ровно в том месте, где начали своё путешествие по морским глубинам Средиземного моря.
      Выйдя из подводной лодки на берег, нас встретили фотографы и теперь наши фотографии напоминают нам об этом прекрасном отдыхе.  Нам оставалось время для купания. Тут и пригодились купальники. Мы выбрали на пляже лежак, оставили камеру и свои вещи и пошли к морю. Вода оказалась такой холодной в отличии с водами Мёртвого моря, что я покрылась мурашками, но всё же ещё сделала несколько шагов. Когда вода была до пол колена на меня ринулась стая махоньких рыбёшек и стала пощипывать мне лодыжки и ногти на ногах, это было такой неожиданностью для меня.  Я всё-таки решительно окунулась в пучину моря и проплыла вдоль берега небольшое расстояние, маленькие рыбки щекотали мне живот и ноги. Это было потрясающе приятно. Ефим только окунулся и вышел из воды разочарованный и продрогший, устроился на лежаке позагорать. К обеду мы уже были в Отеле Парадайз.
      Вечером после ужина у бассейна мы встретили москвичей - Ирину и Сергея.
Вид у них был такой счастливый, что мы подумали, что они выиграли лотерейный билет. Ира тут же поделилась с нами покупками, которые они приобрели в одном из магазинов, который находился, как она сказала,- у чёрта на куличках. Это была ювелирная фабрика, а при ней магазин. По её рассказам там были большие скидки и она рекомендовала нам непременно посетить сей магазин, красуясь своими рубинами на длинных пальцах и демонстрируя их нам. Ефим заинтересовался, он давно хотел купить себе еврейскую подвеску - мизузу. Ирина сказала нам где найти водителя, который им порекомендовал этот магазин и утром следующего дня мы отправились на фабрику.
      Путь оказался не близким, но весёлым. Александр, так звали водителя,- заводной и интересный рассказчик. Он рассказывал нам анекдоты от которых болели животы и в промежутках между ними всё время насвистывал песню Аллы Пугачёвой -"Миллион Алых роз". И вдруг ненароком мне пришла мысль задать вопрос: "Любите ли Вы эту певицу?" На что он ответил с гордостью, что он с ней лично знаком и, как и нас - он её по этому же пути возил примадонну на фабрику. И весь остальной путь он говорил о ней, не закрывая рта.
      И вот мы с Фимой в ювелирном магазине. Небольшое помещение,но ассортимент драгоценностей нас поразил. Мы не знали на что положить свои глаза. Ефим подозвал продавщицу и сказал ей о своём желании приобрести мизузу. Она ему вынесла целую
коробку с ними и Ефим растерялся, долго выбирал и нашёл ту - которая пришлась ему по вкусу. Тут же продавец не спрашивая его, предложила цепочку к подвеске, от которой супруг не мог отказаться и которую я ему посоветовала. Глядя на меня в упор, он подвёл меня к витрине с кольцами и сказал: "Выбирай!" У меня от неожиданности разбежались глаза, глядя на эту красоту и бросило в жар, хотя в зале было прохладно. Долго выбирать не пришлось, он сам достал золотое колечко с пятью рубинами - листочками, а в середине между листочками - маленький бриллиант, колечко  в виде цветка и надел мне на палец. Мы подошли к витрине с серебром,  и Ефим мне купил ещё и серебряное кольцо с бирюзовым  камнем. Не обращая ни на кого внимания, я поцеловала мужа и расплатившись за покупки, мы тем же путём направились в наш Отель. В машине, я на пару с Александром распевала песню Аллы Пугачёвой и он снова рассказывал интересные байки из своей жизни. Этим вечером, Ефим купил в ресторане бутылку хорошего вина и мы словно молодые - целовались, вспоминая нашу свадьбу, вечер был незабываемым. Уже пять лет, как нет любимого мужа, а им подаренное колечко золотое, я не снимаю с руки.
      Оставалось четыре дня волшебного отпуска, а Фима твердил: "Море холодное, в бассейне хлорка, давай поедем в Яффу, к Лене". И я согласилась. Ранним утром следующего дня мы взяли такси и двинулись в путь по указанному адресу. Сейчас уже не помню сколько часов мы провели в дороге, но перед тем как, к ним заявиться мы зашли в магазин и купили килограмм вкусно пахнущей колбасы, с маленькими крапинками жира. Когда колбаса уже лежала у нас в сумке, я спохватилась, и заворчала вслух на себя, вспомнив, что евреи не едят свинину. С таким вот подарком мы и заявились в гости.
      Двери открыла дочка, и глянула на нас с недоумением, но, тут же окликнула маму, и мы попали в её объятья, она нас и познакомила с дочерью. Через какой то промежуток времени пришёл с работы - Борис,  он по профессии стоматолог и имел свой собственный кабинет. Поздоровались, и они с Леной стали хлопотать о нашем устройстве и поскольку их младший сын служивый и раз в неделю приезжал к родителям на побывку, нас устроили в его комнате. Борис хлопотал на кухне, готовя шашлыки, а Лена провела экскурсию  по всему дому  и вокруг его, показала сад с фруктовыми деревьями и розарием. Лена по профессии строитель и свой дом они построили по её проекту, но им он уже казался маленьким, и они копили деньги на строительство другого дома, а дом в котором жили сейчас, оставить детям, а их у Лены и Бориса было четверо, три сына и дочка. Все сыновья и дочь отслужили в армии, красивые, стройные, очень скромные и воспитанные, с двумя из них мы познакомились за трапезой. В какой то миг Борис окликнул жену и нас пригласили за стол. Я тут же спохватилась и достала из сумки бутылку ликёра и колбасу, которую купила, оправдываясь на то, что она свиная. Леночка замахала руками, звонко смеясь и сказала: "Где ты видела в Израиле свиную колбасу?" Она меня успокоила и мы принялись за шашлыки, не переставая беседовать.
      Перед тем как лечь спать, я вспомнила, что чуть не забыла подарить свои связанные крючком салфетки, которые вязала на пляже и Лена завидовала, что так и не научилась ни вязать, ни шить. Ефим и Борис сидели на кожаном красивом диване и о чём-то спорили, сыновья разошлись по своим комнатам, а Лена уобирала со стола. Я окликнула её и, войдя  к нам в отведённую комнату, ахнула от удивления, глядя на мои изделия. И это всё мне, какой потрясающий подарок!" Утром на спинке широкого, кожаного дивана красовались две салфетки одинакового размера. Третья - самая большая лежала на столе, а в середине её - ваза с розами. Четвёртой я так и не увидела, но мне было достаточно радости и чувствовать, что угодила хозяйке этого прекрасного дома.
      Утром следующего дня за завтраком, Лена сказала с огорчением, что днями отпуск её заканчивается. И тут же поступило предложение:"А не махнуть ли нам в Яффу, в наш любимый ресторанчик на берегу моря?!"Борис утвердительно кивнул жене головой.  Борис заправил автомобиль топливом и через короткий промежуток времени
мы с большой скоростью мчались через красивейшие места - вдоль моря в красивый небольшой городок у моря, под названием - Яффа. Ресторан - имел тоже название.
      Поскольку мы хорошо позавтракали, есть не хотелось, хотя меню завораживало названием блюд. Да и мы с Фимой скромничали. Предложив нам меню, Ефим передал его Борису, и Борис заказал  шампанское и мороженое, что нас вполне устраивало. Мужчины беседовали о своём, а я с Леной - о красотах их края, в котором они жили. Мне как всегда взбрело в голову спросить её: "Не жалеют ли они, что покинули Родину?" На что она спокойно, без всякого пафоса ответила:"Родина там, где жить хорошо и комфортно нам - евреям, вечно гонимым". Мне стало как-то не по себе от этих слов. После ресторана, мы зашли в музей, который находился неподалёку, и посмотрели выставку прикладного искусства, зашли в отдел, где на стеллажах располагались обломки старинных сосудов, найденных при раскопках.
      После музея мы гуляли по берегу моря, дышали чистым морским воздухом,, наслаждались последними днями отпуска и говорили, говорили, не переставая. Я раздела босоножки и зашла в тёплые воды моря, мне хотелось петь и смеяться, так было хорошо на душе. Не счастье ли это- просто жить, спрашивала я себя! Поздним вечером - тем же путём, мы возвращались в уютный дом  гостеприимных друзей. На третий день, позавтракав, мы засобирались домой. Как не уговаривала Лена ещё погостить денёк, но вспомнив поговорку, - делу время, а потехе час, мы наотрез отказались, поблагодарив их за гостеприимство, оставив им свой Питерский адрес, заказав такси, тем же путём вернулись в Эйлат.
      Осталось полтора дня пребывания в Эйлате. Один раз за время отпуска, прошёл  не дождь, а ливень, и мы радовались, как малые дети, не убегая, и не прячась от струй воды посланных Богом. После обильного дождя, воздух был напоён неповторимой свежестью, легко дышалось. Не хотелось уходить в номер,  мы так и высохли за короткий промежуток времени под вновь появившимся солнцем. Оставался последний отпускной день и после завтрака, пошли первый раз за всё время по магазинам, покупать подарки молодожёнам и маленькой внучке. Ассортимент был такой, что хотелось и то и это, а поскольку мой муж не любитель ходить по магазинам, махнул рукой и пришлось мне самой покупать подарки на свой вкус. Купив подарки, первый раз отведали израильскую пиццу, в пиццерии, прямо на пляже. Придя в номер, я начала укладывать вещи,которые уже не носились, и купленные нами подарки. Муж ворчал, что ещё рано, но непослушная жена делала своё дело. Осталось уложить мелочи, которые  я оставила на вечер. А чемодан был набит до отказа. Ефим буквально вытащил меня из номера и мы порезвившись в бассейне, найдя свободные лежаки,последний раз балдели на солнышке. Ночью плохо спалось и это бывает всегда перед отъездом куда бы то ни было. По нашей просьбе, нас ранним утром разбудила консьержка, тихонько постучав в нашу дверь. У отеля стоял автобус и в нём уже сидели москвичи. По пути в аэропорт к нам ещё подсела пара молодых людей. Прибыв в Аэропорт, к нашему удивлению нас встречала Елена, которая почему-то решила, что нам без знания Иврита,- возникнут трудности. Она оставалась с нами до тех пор, пока не объявили посадку. Это было так трогательно.
      И вот мы на прекрасном авиа-лайнере, в котором два этажа, очень красивые юные стюардессы обслуживали нас. Обслуживание было идеальным. И вот взлёт и мы летим на Родину,где нас ждут родные. В самолёте нас вкусно покормили и когда предлагали напитки, Ефим, как всегда, дважды заказал томатный сок. Потом мы купили большую бутылку вкуснейшего ликёра Sheridan, который я очень любила.
Прилетели, как мне показалось очень быстро. В аэропорту мы взяли такси и через полчаса были в родном Пушкине. Встреча с родными - всегда большая радость и мы очень соскучились по ним.

                ----------

      Обо всём этом, июньским вечеров, сидя на главной аллее парка  в Марианских Лазнях,я рассказывала - Майе и Фёдору, которые, несмотря на позднее время, ни разу не перебили мой рассказ. Мы ещё не раз гуляли по красивым аллеям парка и они в свою очередь рассказывали мне о себе. Однажды, Майя спросила меня: - "Нет ли у меня с собой этой книги, которую ты написала?" К сожалению, я не подумала, что кто-то заинтересуется моей судьбой и не взяла свою книгу на курорт. Но, Майя несмотря на годы, владела компьютером и возвратившись в Германию, я ей по интернету послала свою книгу под названием - "Отголосок детства". Думаю, они с Фёдором прочитали, и им понравилось её содержание.   


 


 
    


Рецензии