Ильичёвы - Из ГБ и аспирантура

    Помню,  меня  удивила  фраза  Ильичёва  «Я  всегда  стремился  быть  первым:  и  в  науке,  и  в  спорте».  Ожидая  приёма  шефа  у  больничной  палаты  вместе  с  Меджитовым,  я  спросил  у  него,  в  каком  же  виде  спорта  преуспел  будущий  академик.
  - В  плавании, - ответил  Ринатик.  И  с  благоговейным  придыханием  добавил:
  - Виктор  Иванович  был  чемпионом  Советского  Союза!

    Это  уже  поддавалось  проверке.  Напомню,  интернетом  тогда  и  не  пахло.  Я  взял  в  библиотеке  капитальный  справочник  «Плавание»,  внимательно  просмотрел  его  и – ни  одного  упоминания  о  пловце  В. И. Ильичёве!
  Конечно,  заметил  Леонида  Ильичёва,  многократного  и  всевозможного  чемпиона.  Но  тот  был  москвич,  мой  сверстник  и  внешне  совсем  не  похож  на  шефа.  Так  вот  чью  славу  присвоил  себе  В. И.!

  Ну,  пусть  подхалимы  ему  приписали,  но  ведь  он  не  возражал.  Надо  сказать,  позже  я  консультировался у  доброго  знакомого  тренера  по  плаванию  Сани  Ситникова,  мастера  спорта.
  Саня  пояснил,  что  В. И. Ильичёв  мог  быть  чемпионом  России  в  ранней  юности  и  на  краткий  срок,  особенно  в  открытой  воде.  Такие  калифы  на  час  в  плавании  возможны.  Но  смешно  гордиться  этим  до  седых  волос.

   Будучи  слишком  «политиком-историком»,  я  хранил  газету  «Правда»  с  докладом  Л. Ф. Ильичёва  по  идеологии  КПСС,  там  был  портрет.  И  довольно  большое  сходство  со  своим  шефом  я  усмотрел.
  Из  «самиздата»  знал,  что  Л. Ф.,  преемник  Суслова,  имел  прямое  отношение  к  Новочеркасскому  расстрелу,  был  жестоким  безудержным  карьеристом.  Последнее  ещё  больше  роднило  его  с  «Витей».  Мне  был  уже  известен  стишок:

Над  нами  гнёт  идей  неновых,
Нас  та  же  лапа  бьёт  сплеча.
Вокруг  так  много  Ильичёвых
И  слишком  мало  Ильича.

    Ещё  один  Ильичёв  мне  был  заочно  известен:  когда  я  с  подачи  инженера  ТОИ  Виктора  Кармана  заинтересовался  историей  группы  Дятлова,  то  понял,  что  всё  знает  тогдашний  глава  УКГБ  Урала.  Где-то  прочитал,  что  это – Ильичёв  А. В.
  Однажды  в  Свердловск  и  Москву  был  командирован  Володя  Кузьмин  из  лаборатории  Протасова;  я  попросил  его  разведать,  не  родственник  ли  он  нашему  директору.

  Повторю:  интернета  не  было и  в  помине.  Вернувшись,  Кузьмин  сказал:
  - Родственник.  Вроде  бы,  двоюродный  дядя.  Давно  на  Лубянке.  Генерал  КГБ.
    Портрета  этого  Ильичёва  я  не  достал.  Да  и  двоюродный  дядя  мог  быть  хоть  негром.

    Наконец,  собирая  материалы  о  Викторе  Кине,  я  напоролся  ещё  на   одного  «дядю»  в  списке  начальников  Главного  разведывательного  управления.
  Ильичёв  Иван  Иванович,  родом  из  Центральной  России,  как  и  мой   «научный  руководитель».
  Этот  вообще  мог  быть  папой – оборони,  царица  небесная!  Фото  его  я  не  добыл;  но – «так  много  Ильичёвых».

    Что  я  знал  о  своём  шефе?  Закончил  он  не  МГУ,  а  университет  в  Горьком,  факультет  радиофизики.  Кстати,  я  прощал  ему  слабое  знание  радиофизики:  «Он  же  акустик!»
  Вообще,  Горький – закрытый  город,  набит  военно-промышленным  комплексом  и  госбезопасностью.

    Распределили  Витю  Ильичёва  сразу  на  Сухумскую  станцию  Акустического  института,  в  секретный  отдел  ВМФ;  блатом  сильно  пахнет.
    Через  пять  с  лишком  годиков  этот  «радиофизик»  29-ти  лет,  не  имея  учёной  степени,  стал  директором  Сухумского  отделения  АКИН,  придавив кандидатов  и  докторов  наук.
    Кандидатом  наук  он  стал  через  четыре  года  после  начала  директорства,  отличившись  на  стезе  администратора,  как  Аркашка  Алексеев.  Вроде  бы  кавитацией  от  винтов  занимался.  Или  вырывал  соавторство  у  подчинённых?
 
  Довольно  быстро  директор  слепил  докторскую  по…  гидролокации.  И  почти  сразу  рванул  к  нам.  Отбыв  два  года    у  нас,  получил  за  это  член-корра  по…  гидрологии.  Не  за  науку - за  должность  и  согласие  сидеть  на  ДВ.
  В  академики  по…  океанологии  его  пробил  ВМФ,  без  конкурса.
  Ну  видно  же,  что  блатной  студент-спортсмен  катился  по  тропе  администратора  и  успел  накатать  свыше  трёхсот  научных  статей.  Когда  успел? Кто  ему  написал?
  Крыша  вояк  и  гэбистов  очень  заметна.  Угораздило  же  меня…


Рецензии