Письма. Кирины рассказы

               
   
    Мне три года. Идет война. Мы эвакуированы в Ижевск. Мама работает, а бабушка ведет хозяйство и занимается мной. Каждый день живем в ожидании писем. Они бывают хорошими и печальными. Я с нетерпением жду писем от папы. Он всегда вкладывает листок для меня. В нем  небольшой стишок, написанный печатными буквами. Вроде такого:
                Зайчик грыз свою морковку.
                Чувствовал себя неловко,
                Что с тобой не поделился.
                Грыз он, грыз и… подавился.
   

    Самое страшное, когда приходят письма из Ленинграда. В них всегда сообщают о смерти кого-либо из родных. Вот и сегодня в письме сообщили, что умер бабушкин младший сын. В комнате наступила гнетущая тишина. Бабушка, как обычно в таких случаях, ложится в кровать, поворачивается лицом к стенке, и три дня она есть, и ее нет... Мы с мамой говорим шепотом, чтобы не потревожить её. Мама переживает по-своему: тихо, без слез.
   

    Утром мама перед уходом на работу ставит на стол небольшой медный самовар с теплой водой, мою чашку и выкладывает дорожку из маленьких кусочков сахара. Я должна, когда захочу пить, налить в чашку воду и съесть один кусочек сахара, и так каждый раз, когда захочется пить.
   

    Мне страшно: бабушка лежит молча и ни на что не реагирует. Порой мне кажется, что она и не дышит. Тогда я тихонечко подхожу к кровати и прислушиваюсь.
   

    На столе стоит репродуктор. Он всегда включен, чтобы не пропустить сводку ИНФОРМБЮРО. Вот и сейчас еле улавливаю голос диктора, забираюсь на стол и слушаю. Что-то говорят о передвижении войск. Не понимаю. Вдруг слышу, что в деревне Петрищево немцы казнили партизанку Таню.
   

    Я быстро слезаю со стола и прячусь под кровать. Кровать металлическая на высоких ножках, так что здесь мне удобно играть, а сейчас даже не так страшно.
   

    Темнеет. Мамы еще нет. Я засыпаю.
   

    Наконец мама приходит. Перед её глазами печальная картина: бабушка по-прежнему лежит, и только редкие движения ее руки говорят о признаках жизни, дочка заснула под кроватью, самовар пуст, сахар съеден, а у стола лужа. Видно Кира опять забыла закрыть кран.
   

    Она устало садится на стул, бессильно опускает руки на колени и на глаза невольно наворачиваются слезы.
   
Примечание: Зоя Космодемьянская не хотела немцам выдавать свое имя и назвала себя Таней.


Рецензии
Милая Ирина, Вы показали войну глазами ребёнка, и этот простой рассказ потряс до глубины души. Даже маленький трёхлетний ребёнок способен переживать и, главное, помнить все, до мельчайших подробностей. Все психологически выверено, каждая деталь передает намного больше подспудно, чем написано. В этом Ваш писательский и человеческий талант.
Ирочка, ваши незамысловатые искренние рассказы , особо о блокадном Ленинграде, должны пополнить Российскую Национальную Библиотеку. Желаю удачи!
Зелёный свет!!!

Тепло, Ли

Лидия Мнацаканова   10.03.2024 15:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Лидия, за добрый отклик и глубокое понимание детской души. Дети войны рано повзрослели, поэтому все ужасы того времени навсегда остались в их памяти. А в мирное время ещё долго как молитву, вслед за взрослыми, повторяли: "только б не было ВОЙНЫ"...
Хорошего весеннего настроения и творческих успехов!
С сердечностью и признательностью,
Ирина

Ирина Ижорская   11.03.2024 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.