Как веревочке не виться
(Как веревочке не виться...)
"Добродетель будет вознаграждена, а порок — наказуем."
(Жан-Луи де Бьязи. Универсальный нравственный кодекс.)
'
Безнадежное положение часто таковым не является. Не нужно отчаиваться. И не нужно особенно суетиться. Мой капитан никогда не суетился и все благополучно разрешалось само собой, без его суеты. Что обнадеживает.
Но иногда и удручает. Удручает, что порок, как оказалось, не всегда наказуем и даже охраняется небесами. Вот живой пример.
Согласно Устава службы на судах Министерства морского флота СССР cтарший помощник замещает капитана. В случае необходимости.
Необходимость заместить капитана возникла у меня сразу по прибытии Роберта Ивановича на борт. Подписав акт о передачи командования, капитаны, как положено, выпили по рюмочке и Роберт Иванович запил.
В те времена пили много и при любых обстоятельствах. Пили по разным причинам, а так же без причины, просто так.
Выпив без причины, находили причину и продолжали пить уже не просто так. Литератор Вячеслав Пьецух, например, полагал, что алкоголь гармонизирует личность с окружающим миром.
- Выпьешь стакан и становишься дураком. Как все вокруг.
Так и почил в гармонии с мирозданием. От цирроза печени.
Было в порядке вещей, когда на отход из Архангельска трезвыми на борту оказывались только старпом и вахтенный помощник капитана. Иногда это затрудняло паспортный контроль.
Обойдя каюты, старший пограничного наряда интересовался: где же все-таки капитан?
- Капитан болен и отдыхает,- объяснял я.
- Но я не могу выпустить труп,- настаивал старший наряда.
Я открывал своим ключом каюту капитана и впускал офицера в спальню. Роберт Иванович лежал лицом вниз, не всегда в постели, иногда без признаков жизни. Я переворачивал Роберта Ивановича лицом вверх.
Офицер, услышав дыхание, облегченно вздыхал и пограничный контроль заканчивался. Досмотровая группа покидала судно и на ходовой мостик поднимался не совсем трезвый лоцман.
Покажется невероятным, но все сходило с рук. Травматизма и аварийности в те времена было куда меньше, чем в нынешние.
Капитаны-наставники в Службе мореплавания Северного морского пароходства служили у Роберта Ивановича младшими помощниками. Он был их первым наставником и никто не хотел прослыть неблагодарным. Тем более, скоро Роберт Иванович уходил на пенсию. Важно было подобрать опытного и толкового старшего помощника. Подписывая мое назначение, капитан-наставник предупредил:
- Вам придется поработать.
Я работал старшим помощником не первый год и чувствовал себя отлично. Мой статус в экипаже поднялся до уровня, каким он и должен быть у старшего офицера. Что не всегда имело место с другими капитанами.
Роберт Иванович же оставался на судне ''первым после бога'', которого никто и не должен видеть или слышать при обычных обстоятельствах. Кроме меня и буфетчицы, которая приносила капитану обед и прибирала в каюте.
Но на приход в иностранный порт капитану приходилось приводить себя в порядок и обозначать свое присутствие. И все это сходило Роберту Ивановичу с рук.
Говорят, как веревочке не виться, но конец наступит. Вмешаются внешние силы и разрушат привычное благополучие. Сметут Роберта Ивановича с капитанского мостика.
И они вмешались. Злой Рок заглянул в глаза Роберту Ивановичу, посмотрел холодно и не моргая. Но в последний момент моргнул, спасовал и одолеть Роберта Ивановича не сумел. Вот как было дело.
Мы ждали постановки к причалу на рейде порта Вильгельмсхафен. Я достаивал утреннюю вахту, когда принял указание порта сняться с якоря и приготовиться принять лоцмана. Доложил капитану.
- Снимайся пока,- распорядился Роберт Иванович.
Я снялся с якоря, приготовил лоцманский трап и начал движение к шлюзу. Роберт Иванович все не появлялся, на мостик поднялись немецкий лоцман со стажером.
- Доброе утро, капитан,- поприветствовали меня ребята.
- Капитан поднимется,- заверил я лоцманов. Без особой, впрочем, уверенности.
Лоцман кивнул и мы продолжили движение.
Наконец, появился капитан, как всегда в таких случаях, идеально выбритый и одетый в мундир. Роберт Иванович молча прошел к лобовому иллюминатору и уткнулся лбом в холодное стекло. Ходовой мостик наполнил запах одеколона.
Судно имело избыточную скорость на минимальных оборотах. Приходилось останавливать двигатель и давать короткие толчки на винт для управляемости.
- Стоп машина,- cкомандовал лоцман перед шлюзом. Я остановил двигатель. Мы двигались к воротам, гася инерцию.
- Судно не слушает руля,- доложил рулевой.
- Самый малый вперед,- отдал команду лоцман.
Я перевел телеграф на самый малый вперед, но ничего не произошло. Тахометр застыл на нуле и завыла сигнализация выхода из строя машинного телеграфа.
Злой Рок начинал подбираться к Роберту Ивановичу. Какая-то тревожность повисла в воздухе.
Ситуация, впрочем, не выходила за рамки рабочей. Я убрал руку с телеграфа и взял микрофон внутренней связи. Обычное дело.
- В машине! Телеграф вышел из строя, самый малый вперед!
- Самый малый вперед,- подтвердил старший механик.
Однако, опять ничего не случилось. Главный двигатель хранил молчание. Нос судна ударил в левую стенку шлюза, как раз в месте открытых ворот. Cудно остановилось и начало медленно дрейфовать в обратном направлении.
- Механиков расстрелять,- спокойно распорядился Роберт Иванович и покинул мостик.
Лоцман заговорил по своей рации, не обратив на капитана никакого внимания, затем повернулся ко мне:
- Спокойно, чиф. Я вызвал буксиры, уже подходят.
Подошли два буксира и завели нас в шлюз. Электромеханик заменил предохранитель электропривода машинного телеграфа.
Старший механик доложил, что двигатель в порядке, он просто забыл вывести свой телеграф из положения "стоп" для открытия предохранительного клапана.
Я взглянул на записи в журнале - на воспоминания ушло семнадцать минут. Могло уйти больше, но на шум проснулся 3-й механик, спустился в машину и вправил всем мозги.
Я порадовал лоцмана, что двигатель в порядке и мы готовы следовать дальше, но лоцман не обрадовался.
- Я поставлю вас к отстойному причалу,- вздохнул парень и зачем-то соврал,- На швартовку нужны другие буксиры. Эти не годятся.
Буксиры поставили нас к причалу ожидания. Я сдал вахту 3-му помощнику и завалился спать. В ожидании нужных буксиров. Роберт Иванович так и не появился.
Разбудил меня телефон, звонил Роберт Иванович.
- Почему мы стоим? Почему не идем к причалу?
- Ждем буксиров. Те, что были, не годятся.
- Да? А они говорят - у нас двигатель не исправен. Поднимись ко мне.
В каюте капитана я обнаружил судового агента и двух полицейских. Роберт Иванович сидел за своим столом, в полной форме, галстук туго повязан. Я присел на диван.
Полицейский взглянул на меня, но тут же потерял интерес. Встал и подошел к капитану.
- Капитан, вы устали или выпили?
- Выпил немного,- признался Роберт Иванович.
- Вчера или сегодня?- уточнил немец.
- Сегодня тоже,- не стал лукавить Роберт Иванович и поправил галстук. Похоже, он забыл, что мы не в родном Архангельске.
Полицейский выскочил из каюты в коридор и быстро заговорил по немецки в свою рацию. Я понял только слово "алкоголь". Затем полицейский вернулся к столу капитана.
- Капитан, вы должны поехать с нами. На алкотест.
Наконец, до капитана дошло, что он в Вильгельмсхафене, а не в Архангель-ске. И дело дрянь.
Роберт Иванович обвел присутствующих взглядом пса, присевшего по большой нужде. Взгляд остановился на мне.
Но сейчас заместить капитана я не мог, полицейский жестко взял Роберта Ивановича за локоть и вывел из каюты.
"Как веревочке не виться…"- подумал я.
Через час Роберта Ивановича доставили обратно и агент объявил, что судно останется у отстойного причала до вытрезвления капитана. Повреждениями шлюза займется агент страховой компании. Капитану за управление судном в нетрезвом состоянии штраф 6000 дойчмарок.
Полицейские на своем диване принялись заполнять какой-то бланк для оформления штрафа. Платить на месте штраф не нужно, нужно просто подписать заполнен-ный бланк. Все оплатит Компания, как и неустойку за отложенную погрузку.
Внешние силы вмешались и добивали Роберта Ивановича.
Но не тут-то было. В каюту влетел ангел-хранитель. Влетел спаситель, влетел счастливый случай и враз разметал козни судьбы.
В каюту влетел лохматый парень, плюхнулся рядом со мной на диван и, отдышавшись, достал из портфеля блокнот.
- Что случилось?- спросил парень.
- Это представитель страховой компании,- представил парня агент и бегло изложил суть дела. Суть дела состояла в том, что капитан пьян и судно не может идти под погрузку. Но уже вдребезги разнесло ворота шлюза.
Роберт Иванович, тем временем, задремал за своим столом.
- А старший помощник?- спросил парень.- Тоже пьян? Он может поставить к причалу судно?
Полицейские запротестовали. Cтарший помощник не пьян, но он не капитан. Не имеет права.
Я объяснил парню, что согласно Устава службы на судах ММФ СССР я обязан замещать капитана. И швартовать судно по его указанию, что особо оговорено в Уставе.
- Указываю,- проснулся Роберт Иванович. И опять задремал, решил не суетиться больше.
Полицейские запротестовали, пришлось принести Устав и перевести на английский. Полицейские сдались и продолжили возиться с документами на штраф. Агент, между тем, заказал лоцмана и буксиры.
- Что можно сделать со штрафом?- спросил я парня. Мне показалось, что он может все.
- Можно легко. Напиши, что судном управлял ты. Проблема из алкогольной превратится в техническую, то есть в страховой случай на все убытки.
- Лоцмана видели его на мостике.
- И что? Капитан был болен и приказал швартоваться тебе. На мостике стоял из любопытства.
Я принялся строчить рапорт под диктовку спасителя.
Полицейские опять запротестовали. Они как раз закончили заполнять свой бланк для оформления штрафа. Мир в их полицейских головах перевернулся с ног на голову.
У них на глазах рухнуло Правосудие. Неотвратимость наказания, смысл их полицейской жизни - все коту под хвост. Как же дальше жить?
Ребята тупо смотрели на прилежно заполненный документ стоимостью 6000 марок и не знали, что с ним делать. Я кивнул на мусорную корзину у стола капитана.
За столом счастливо улыбался Роберт Иванович. Мне показалось, он подмигнул полицейским.
А я подумал, что только что, за минуту, заработал для Пароходства уйму денег. И, как минимум, бутылку бренди для себя, от Роберта Ивановича. И тоже побывал ангелом-хранителем.
- Капитан действительно болен,- вздохнул, прощаясь, страховой агент.- Ему нужен хороший нарколог.
Мы встали под погрузку и через день покинули Вильгельмсхафен. С Роберта Ивановича все, как с гуся вода. Недельный переход до Архангельска Роберт Иванович пребывал в полной гармонии с мирозданием.
Гармонизатор к Архангельску закончился, бутылку бренди я не получил и даже отдал баловнику свою.
А в Архангельске с судна с позором списали старшего механика, совершенного трезвенника и физкультурника, чьими руками судьба решила побороться с Робертом Ивановичем. Такие вот дела.
На меня же Роберт Иванович отправил в отдел кадров рекомендацию на должность капитана. Не бутылка бренди, конечно, но тоже неплохо.
Свидетельство о публикации №220080800037