Северный морской путь. Не просто точка на карте

Когда мы пришли учиться в четвёртый класс, у нас появились сразу три новых предмета: история, география и естествознание. На уроках истории и географии на доску вывешивали карты. Я сидел на первой парте на среднем ряду и весь урок изучал карты. Северный морской путь мы узнали на одном из первых уроков, а  потом для многих  при ответе как дополнительное задание показать его звучало очень часто. За всё время учёбы мне ни разу не давали задание показать  этот кратчайший морской путь из Ленинграда или Архангельска до Владивостока.

 А я был готов. Обидно, конечно. Я и сейчас и покажу и назову все моря Северного Ледовитого океана и Дальнего Востока: Белое, Баренцево, Печёрское, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово.  Можно ещё и Японское и залив Петра Великого. Решил проверить себя по Большой советской энциклопедии и не нашёл в ней Белого, Печёрского и Японского морей. Значит, нам давали хорошие знания. Можем энциклопедию дополнить. По Северному морскому пути до Владивостока 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. Правда, цифры я подсмотрел, на память не помню.

В мои ранние школьные годы Северный морской путь, исследовательские станции на Северном и Южном полюсе были в центре общественного внимания. Еженедельно шли радиопередачи о полярниках, а нам на уроках рассказывали об особенностях   Международного  геофизического года. У нас в школе за счёт соседних огородов были построены спортплощадка и геофизическая станция, где велись наблюдения за осадками, температурой воздуха, направлениями ветра, давлением и так далее. Школа была радиофицирована и некоторые познавательные радиопередачи транслировали на всю школу. А ещё старшеклассники делали сообщения о полярных исследованиях и дальних морских экспедициях.  В СССР в рамках Международного геофизического года (с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г.) было организовано 340 новых станций, не считая 2500 обычных гидрометеорологических станций. Интересно, наш школьный  гидромет вошёл в это число? Скорее всего,  нет. В те годы все школы города получили такие станции. Океанологи страны получили более 40 судов с первоклассным оборудованием, в их числе  экспедиционные суда «Витязь» и «Михаил Ломоносов». Тогда изучали всё: и водную оболочку Земли, и  морские течения, и морское дно, и химический состав воды, и морскую флору и  фауну.  Мы же, школьники, были приобщены к большой науке,  и это подготовило нас к восприятию и науки в целом, и советских достижений в космосе.

Как тут не вспомнишь  стихи русского поэта Николая Асеева «Созидателю»,  написанные в 1946 году?

Взгляни: заря — на небеса,
на крышах — инеем роса,
мир новым светом засиял,—
ты это видел, не проспал!

Ты это видел, не проспал,
как мир иным повсюду стал,
как стали камни розоветь,
как засветились сталь и медь.

Как пробудились сталь и медь,
ты в жизни не забудешь впредь,
как — точно пену с молока —
сдул ветер с неба облака.

Да нет, не пену с молока,
а точно стружки с верстака,
и нет вчерашних туч следа,
и светел небосвод труда.

И ты внезапно ощутил
себя в содружестве светил,
что ты не гаснешь, ты горишь,
живешь, работаешь, творишь!

Но у нас это чувство  отобрали и продолжают отбирать телепедачами, где сплошь насилие и ложь,
где призывают вернуть во власть оказавшихся под следствием воров, предателей и убийц, 
где прославляют не созидателей, а разрушителей,
где Эдуард Петров регулярно проводит мастер-классы, как воровать, грабить, избегать ответственности, иначе зачем такое вглядывание в детали антиправовых действий,
 где цензура правит даже президента, поскольку  в передачах Павла Зарубина, работающего в пуле президента,  обращают внимание на какую-то бессмысленную мелочь, на поворот головы,  на взмах руки, на предметы убранства,  но игнорируют часто то, о чём президент говорит и к чему призывает. Это, на мой взгляд,  наихудшая форма цензуры. Зарубинская…  Оправдывает фамилию… Уж лучше бы ругал, чем так хвалить…

Я уже вслух материться начал, когда добрую телепередачу, выступление фигуристов или старый советский фильм прерывают тупой и очень громкой рекламой, которая может тянуться бесконечно, если её не отключить.

И вот сейчас я чувствую, что вокруг Северного морского пути ведётся гигантская  работа, но она чужая, она не касается большинства населения огромной страны. Приватизация,   захват огромной общенародной собственности в жадные руки банков, отечественных и закордонных  дельцов сотворили главное зло – отчуждение основной массы народа от всего, что в стране создано и происходит.

Я чисто случайно узнал, что  Северный морской путь делится на два сектора:

- Западный сектор Арктики — от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота.

 - Восточный сектор Арктики — от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.
Понятно,  для чего это делается. Расстояния –то тут нешуточные. Для сравнения. Расстояние  от Дюссельдорфа, где я живу, до  Москвы  по трассе составляет 2338 км, по прямой — 2082 км. Самолёты сейчас не летают. Поезда сокращены. Нас искусственно разделяют на страны, народы, диаспоры, области, города. Нас уже стравливают. А цель – править нами, как им заблагорассудится. Кому им? А тем, кто стоит за командами ВОЗ, хотя она – Всемирная организация здравоохранения – (здравоохранения ли?) и создана под эгидой ООН. Кто готов зарабатывать на вакцине. Кто за счёт целых народов способен создать комфорт для себя любимого.
Их имена звучат ежедневно. Почему следствие их делами не занимается? Почему они и их подручные ещё на свободе?

Северный морской путь, начиная  с первых плаваний поморов в 11—13 веках, предназначался для объединения людей, а не для размежевания.
Как анекдот воспринимается случай, когда группа поморов  прокладывала путь на восток. Вожак объявил на одном из дальних берегов, что в этих местах человек появляется впервые, что этих земель человеческая нога ещё не касалась.  А через несколько дней пути они видят на берегу то ли вкопанный, то ли вбитый в вечную мерзлоту деревянный столб. Оказалось, что это приспособление для вытаскивания лодок на берег. Оно давно уже служит людям. Лодки были тяжёлыми, на руках не перенесёшь, вот  архангелогородские поморы использовали их для облегчения своего труда. Говорят, что этот столб был на одном из островов архипелага Новая Земля.

 Северный морской путь до начала 20 века  назывался Северо-Восточным морским проходом.

Идея сплошного  прохода вдоль всего побережья океана высказана русским дипломатом, книжником, толмачом  Дмитрием Герасимовым якобы  в 1525 году. Официальная история считает , что  Дмитрий Схоластик (1465 - после 1535 или 1536)  - пропагандист европейской культуры эпохи Возрождения в Русском государстве.  Яркий пример фальсификации, якобы этот книжник  нёс культуру диким народам Севера от образованной Европы. Свежо предание, да верится с трудом. Сейчас много таких легенд об отсталости и агрессивности русских создаётся почти ежедневно. Русофобия стала хорошо оплачиваемым ремеслом.

Освоение морского побережья и арктическое мореплавание вели сибирские казаки и «промышленные  люди»,  поморы, ходившие  вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах) задолго до ботика Петра Первого.
Есть реперные точки освоения этих мест. Назову некоторые.

Плавание летом 1648 из устья Колымы к реке  Анадырь якутского казака Семена Дежнева с товарищами. Оно  доказало наличие морского прохода между Евразией и Америкой и из Северного Ледовитого океана в Тихий.

Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, он высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с востока на запад.

Видное место в изучении Севера заняли
 две Камчатские экспедиции под начальством Витуса  Беринга,
 высокоширотная во главе с Василием Чичаговым,
Северо-восточная Иосифа Биллингса — Гавриила  Сарычева,
Усть-Янская и Колымская под руководством Пётра  Анжу и Фердинанда Врангеля,
новоземельские Фёдора  Литке, Петра Пахтусова и Августа  Циволько.

Я не указал даты, назвал лишь имена организаторов исследований, которые доказали, что судоходство от Мурманска до Владивостока возможно.
 
С 1877 года  начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской с.-х. продукции и минеральных богатств.

До 1919 года из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тысяч тонн  различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в северных  морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала. Доверь иностранцам – обдерут до нитки.
 
В 1878—1879 годы шведская  экспедиция Н. А. Э. Норденшельда на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Веги» не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания.

С 1911 года из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути.

Когда я учился в школе, многое, связанное с освоением северных широт, было романтизировано. Пример тому – роман Вениамина Каверина «Два капитана», сборник рассказов и повестей «Мы из Игарки», книги Юрия Рытхеу, многие другие романы, повести, рассказы и кинофильмы по ним.

В сталинские времена освоение Севера  стало неотложной народно-хозяйственной задачей. Это нынешние  светлолицые  самозванцы на роль инженеров человеческих душ видят в том прошлом только колючую проволоку и вышки лагерей, а ведь там шло формирование ярких личностей с государственным мышлением,  развивался коллективизм.

С 1921 года успешно осуществляются советские  Карские экспедиции, а с 1923 года — Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП.

В 1932 года экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП.
 
Плавание «Челюскина» (1933) и «Литке» (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались  с 1935 года.

В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии.

 В 30-е и 40-е годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др.

Для освоения   СМП имели  значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «Садко» (1935), дрейф «Георгия Седова» (1937—40), первая научная станция «Северный полюс» (1937—38) во главе с И. Д. Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США (1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные экспедиции — на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточные моря (1946), на «Литке» в Карское море (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе «Обь» (1956) в Гренландское море.

С 1948 года проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием «Север». Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений.

 В 1950—1951  годах во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция «Северный полюс» («СП»).

С 1954 года в Арктическом бассейне ежегодно работали по 2 советские дрейфующие станции;

в 1974 во льдах Арктического бассейна работала «СП-22»; с конца 1975 действовала «СП-23».

Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после 1935 были:

проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936),
двойной рейс ледокола «И. Сталин» (1939),
снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики,
перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годы,
систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951),
двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954),
осенние походы атомохода «Ленин» (1970—71).

Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов «Ленин» и «Арктика», ледоколов «Москва», «Ленинград» и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (свыше 100) и обсерваторий, достижения науки — всё это создало реальные возможности для превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов. По материалам Большой советской энциклопедии
Чем сегодня прославлен Северный морской путь?

Масштабы освоения Севера далеко не те, что требуются. В советские времена освоение заполярных акваторий шло невероятными темпами. Действовало 62 опорных пункта, а сейчас только 7.

В 1961 году первый в мире атомный ледокол "Ленин" убедительно доказал, что навигацию по Севморпути можно существенно продлить. Но не продлили. Я помню перед журналистами выступал наш коллега, проплывший значительную часть СМП на атомоходе. Он не назвал поездку комфортной, поскольку для него испытанием стала вибрация.

Северным морским путём сегодня интересуются многие страны, хотя прямое отношение к Арктике, помимо России, имеют США, Канада, Исландия, Дания (Гренландия — её территория), Норвегия и Финляндия.  Встречал утверждения в сети, что некоторые страны готовы купить часть северных территорий, чтобы реально стать арктической страной.

Много желающих стало контролировать или доминировать над Северным морским путём. Для сравнения посмотрим на нефте-  и газопроводы из России в Западную Европу. С какими трудностями они создавались, сколько препятствий пришлось преодолеть, а санкции  как из мешка. Трубопроводы – это самая дешевая в конечном итоге доставка воды, нефти, газа от поставщика до потребителя. Ясно, что иные способы доставки не могут конкурировать. Вот и создаются часто потенциальными потребителями искусственные пороги, препятствия. После взрыва порта в Бейруте становится ясно, что есть на нашей планете силы, которые ни перед чем не остановятся, на любую диверсию или разрушение готовы пойти.

К чему я этот разговор завёл? А к тому, что создание структур обслуживания на маршруте Северного морского пути, увеличения грузопотоков породит зависть у конкурентов, и они попытаются использовать все возможности, чтобы помешать. Немецкие экологи уже накинулись на Северный Поток 2, чтобы помешать немцам получать газ по этим трубам. Никакого патриотизма, кругом сплошная выгода, а когда весь мир работает ради получения прибыли, добра не жди.

По многолетнему личному опыту знаю, что  экологи от Сороса и прочих акул западного бизнеса имеют хватку, умеют  захватывать чужое, мешать развитию. Одна шведская девочка, бросившая школу, чего стоит. Через кого-то попадает она и на заседания ООН, и на закрытые встречи миллиардеров. И якобы образованный мир восторгается глупостями больного ребёнка. Реально восторгается или за деньги? И эти заказчики глобальной лжи претендуют на роль управляющих многомиллиардным  обществом?

Северный морской путь должен проходить по территориальным водам РФ, значит,  и контролироваться должен Россией, её вооруженными силами, защищаться как  государственная граница.  Cложности возникли автоматически, ведь Россия присоединилась  к ряду международных соглашений в 80-е и 90-е годы, а они отражают в основном интересы хозяев денег,  а эти хозяева никому ничего  не могут доверить без собственного догляда.  Не могут они доверить контроль над СМП  одной России, вот и создают козни. 

Как правило, сегодня территориальными признаются воды на расстоянии не более 12 морских миль, отсчитанных от побережья государства. А это значит, что трасса СМП будет задевать и нейтральные зоны. Вот тут «партнёры» и причалят. Вон сколько проблем создано самолётами и военными кораблями США и НАТО на Балтике и в Чёрном море. Считайте, что эти проблемы появятся и в северных широтах. Но требования проложить СМП только в нейтральных водах – это утопия в чистом виде: обогнуть с севера Новосибирские острова не удастся никому из-за ледовой обстановки. Кроме того, специалисты говорят, что каждая проводка каравана судов требует индивидуальных расчётов. Конвейерная технология тут очень опасна.

Теоретически самый короткий путь лежит через  Северный Полюс. Но попробуй разломать лёд толщиной в пять метров. Для современных ледоколов это пока непреодолимо. Скорость падает, стоимость возрастает. И все преимущества исчезают.

В советские времена за одну навигацию  суда перевозили до  7,8 млн. тонн грузов. В прошлом 2019 году оборот достиг  31 миллиона  тонн.  Рост грузооборота заметен. Есть явные преимущества. Тут нет и не может быть ни сомалийских пиратов, ни йеменских террористов, нет очередей, нет границ. Но желающие установить границы и таможни уже появляются.

А проблем и без этого хватает. Развивать транспортные развязки. Строить аэродромы. Создавать логистические, перевалочные базы. Прокладывать коммуникации. Строить мосты и дороги. Углублять акваторию портов. Приглашать кадры рабочих и специалистов, обеспечивать их жильём… В сети ходят слухи, что миллионы индийцев собираются приехать на объекты Северного морского пути. Словом, проблем выше крыши.

С первой парты вглядываясь  в  карту, я строил планы на глубокое будущее. Хотелось везде побывать. К тому моменту я дальше соседнего Карабаша нигде не был, а мне мечталось побывать на вершине всех материков: на Огненной Земле, в Мельбурне, на мысе Доброй Надежды. Уже тогда, в одиннадцать лет, я был почему-то уверен, что вершины планеты там, на юге. Север сделали вверху для удобства. У меня была уверенность, что мне удастся побывать и на Крайнем Севере, и на Крайнем Юге. Но я об этом никому не говорил, опасался насмешек и одноклассников, и учительницы. Она считала меня фантазёром. Летом после четвёртого класса я предпринял попытку поступить в Нахимовское училище. Вот почему я был уверен, что увижу и Арктику, и Антарктику. Но мне отказали: незаконнорожденных в такие училища не принимают.  Забили как гвоздь в доску по самую шляпку…  Мечту убили.
Пришлось отказаться от планов. Наверное, ещё в студенческие годы услышал я песню  Владимира  Высоцкого «Она была в Париже».

Недавно вспомнил о ней, отыскал и в сборнике, и в глобальной сети:

Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу.
Наверно, я погиб: робею, а потом
Куда мне до неё — она была в Париже,
И я вчера узнал — не только в нём одном!

Какие песни пел я ей про Север Дальний!
Я думал: вот чуть-чуть — и будем мы на ты,
Но я напрасно пел «О полосе нейтральной» —
Ей глубоко плевать, какие там цветы.

Я спел тогда ещё — я думал, это ближе —
«Про юг» и «Про того, кто раньше с нею был»…
Но что ей до меня — она была в Париже,
И сам Марсель Марсо  ей что-то говорил!

Я бросил свой завод — хоть, в общем, был не вправе, —
Засел за словари на совесть и на страх…
Но что ей до того — она уже в Варшаве,
Мы снова говорим на разных языках…

Приедет — я скажу по-польски: «Прошу, пани,
Прими таким как есть, не буду больше петь…»
Но что ей до того — она уже в Иране,
Я понял: мне за ней, конечно, не успеть!

Ведь она сегодня здесь, а завтра будет в Осло…
Да, я попал впросак, да, я попал в беду!..
Кто раньше с нею был и тот, кто будет после, —
Пусть пробуют они, я лучше пережду!

Для лирического героя недосягаемыми  кажутся Париж, Варшава, Осло, где Она была или может быть. А Дальний Север для него вполне доступный.  Про открытый для него «закрытый порт Владивосток» Высоцкий  тоже пел. А я вот на севере дальше Мончегорска, города металлургов на Кольском полуострове, как и мой родной Кыштым, нигде не был.  Не был и южнее города Пальмы на испанском острове Мальорка. А в Париже был и не один раз. И от Парижа не в восторге.

Интересно, сегодня есть за школьными партами мальчишки, которые мечтают проплыть по Северному морскому пути?


Рецензии