Куинджи. Вечер на Украине

    Архип Куинджи. Вечер на Украине.1878. Холст, масло. 81 x 163.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
   
    Картина «Вечер на Украине» (под названием «Вечер») была впервые показана в 1878 году на 6-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), вместе с другой картиной художника — «Лес».

    На картине изображён хутор, освещённый заревом южного заката. Композиция картины напоминает более раннюю картину Куинджи — «Украинскую ночь» (1876), только дома-мазанки освещены не луной, а лучами заходящего солнца, что подчёркивается использованием оттенков ярко-малинового цвета. Как и в других картинах этого периода, главная сила этой работы Куинджи — в попытке понять секреты освещения, игры света и тени.

 Куинджи воспринял жизнь как благо и в своих работах наслаждался сочностью природных красок, таинственностью лунной ночи, яркостью вечереющего дня, живым дыханием грозовых стихий и слепящим солнечным светом. Но Куинджи не просто воспроизводил на холсте красоту и богатство природы, как это делали Шишкин или Владимир Орловский, но преображал эту красоту в формах, расходящихся с достоверностью натуры.

    Художник открыл новую страницу романтического искусства, начало которому было положено картинами «Вечер на Украине» (1878), «Лунная ночь на Днепре» (1880), и позднее во многих других картинах.

  В работе нашли отражение и Куинджи-романтик, и Куинджи-реалист. Романтизм проявляется в необычайной поэтизации простого, банального сюжета, а достоверность отображения, тщательность к деталям - это уже признаки реалистичной живописи. Композиционное построение работы захватывает внимание зрителя и уводит его взгляд вглубь картины. На переднем плане мы видим два дома, а дорожки и неровный ландшафт, который приоткрывает нам крыши других домов, заставляет пристально всматриваться в каждый элемент полотна.

   Декоративность, свойственная кисти Куинджи, доведена здесь до предела. Мы видим совершенно изумительное закатное небо с плавными переливами белого, голубоватого и, конечно, розового.

 Свет неба отображается в белёных стенах украинских хат. Отсутствие людей и какой-либо живности вкупе с этим магическим светом придаёт картине какую-то зачарованную неподвижность, предзакатное оцепенение.

   Однако ухоженные дома с ровными крышами из сена, да вытоптанные дорожки, говорят нам о том, что на этом хуторе кипит жизнь. Домишки-мазанки с блестящими белыми боками окружены деревьями с густыми кронами – предзакатный час сделал их тёмно-зелёными, почти чёрными.

     В статье о творчестве Архипа Куинджи искусствовед Виталий Манин отмечал:

    «Вечер на Украине» едва ли не самое показательное для творческого метода Куинджи произведение. Цвет сообщает изображению зачарованную недвижность, необычайный покой — будто неземного свойства. Декоративизм Куинджи проявился здесь обнаженно.

     Чтобы акцентировать эффект яркого освещения и истомленного замирания воздушной атмосферы, художник отбросил деталировку, которая в методе Шишкина, противоположном методу Куинджи, стала бы ключом к выявлению существа темы. Купы деревьев обобщены в тяжелые массы. Цвет так сгущен, что кажется темновидной тягучей массой."

 


Рецензии