Суди по делам

Разных людей я встречал. С разными характерами знакомился, но расскажу я вам об одном из воспоминаний, а к чему оно, надеюсь, вы и сами поймете. Может в ком-то вы себя и признаете…

Жила на свете горластая баба Шумиха. Прозвали её так за то, что вся её речь была составлена из «Я». И был у неё такой же братец – Яков, весёлый молодой человек. Только и слышно от него: "Я то, я это могу". Сельчане только заслышав их, выражали недовольство и досаду: И как Бог таких терпит, а мать земля носит на себе.
И жили в этой деревне брат с сестрой Тихоня Тиханов и Тишайшая Скромница. Тихони Тиханова ни слыхать, ни видать. Себя не выказывает, проживает дни, и этим счастлив. Тишайшая Скромница – девушка тихая, незаметная, мало говорит, больше молчит, с внутренним огнем, труженица и, в отличие от старшого, имеет цели и старается их добиваться. А если чего-то не получается, она не огорчается, а снова берётся за дело.
Задумали как-то узнать, кто из четверых больше пользу приносит. А можно это сделать только через испытания. Вначале решили проверить мужчин. Стали церквушку в порядок приводить. Где бревна обновить, где крышей заняться, внутри бы не помешало уборку сделать, утварь почистить. Порядили так, и работать начали. С ними Яков, Тихоня Тиханович и младшая его сестрица.
Яков принялся трудиться и при этом не забывал себя похвальбой украшать. А Тихоня Тиханович безмолвствует, занимается тем, что ему поручили. За ними девушка не отстаёт. Дали ей работу полегче, по женским силам – готовить и кормить всех. Варит, жарит, приправляет Тишайшая Скромница - в деле вся.
Минули дни, недели, церковь почти всю обновили. Яков громко песню поет:
- Всё могу и всё умею!
А брат с сестрой молчат, не выступают. Пришел конец работе. Стали каждого по делам судить. Первыми были Яков и Тихоня. Осмотрели судьи труды, остальных поспрашивали, и самим себе не поверили. Ещё раз прошлись. Тот же результат. Делать нечего, всё как есть объявили. Поднялся шум.
- Как это так – Яков первым оказался? Перепроверить следовало бы.
Что ж, по просьбе общества в третий раз всё осмотрено и оценено было – ничего не изменилось, итог тот же. Шуми не шуми, а от правды никуда не денешься. Яков знай, улыбается, зубами сверкает и похваляется:
- Меня любое дело боится, я мастер …
Тихоня знай себе помалкивает, и не огорчается, что он второй. Настала очередь и Тишайшей Скромницы. Тут все единогласно спасибо сказали ей. Выступила Шумиха:
- Тоже мне, подумаешь, готовила она. Я вот ... - и пошло «я» да «я».
Кто-то из толпы выкрикнул:
- Баба так хвастает, что уши вянут!
Мужики поддержали:
- Пусть хвастун брешет, тебе, что жалко?
- Я то брешу?! - Взвилась оскорбленная Шумиха.
- А то кто ж, — незамедлительно последовало в ответ.
И быть тут ругани долгой и витиеватой, если бы умные личности не предложили бы испытать Шумиху и Тишайшую. Подумав, решили проверить их на добрые поступки. Сроку дали неделю: пускай они выполняют просьбы сельчан, а те сами определят, кто из них больше пользы приносит. Сказано – сделано.
Тишайшая Скромница принялась за дело. Шумиха все «я» да «я», шумит, а проку никакого. Люди больше Тишайшую уважают. Видит это Шумиха и пуще расходится, берет её злость.
Минула неделя, пора итоги подводить. Что и говорить – добрые слова Тишайшой Скромнице достались, а Шумихе ... Злится та, а что толку.
- Собой не хвастай, пустая и никчемная ты баба, — выступил Емельян.
Так посрамили Шумиху, но народу хотелось и Якова осадить. Начали болото сушить, а Яков впереди всех с песней:"Всё могу и всё умею, я нигде не оробею". Пришло время и об этой работе судить. И тут он лучшим себя показал. Как быть? Правда, правдой, а этот молодец с хорошим настроением уже достал своей похвальбой. И тут началось: посыпались пословицы и поговорки о тихонях и о тех, кто о себе говорит и каждый по-своему прав был.
А я по-простому скажу: «Сколько людей, столько и судей». И что важно, как бы нам не был неприятен человек, а относиться к нему нужно по справедливости. Много чего хочется супротив такого представителя человечества сделать, чтоб унизить и на место поставить. А стоит ли он того, чтобы мы на душу грехи брали? Каждый из нас для себя сам решает.


Рецензии