Динозаврик Буль

                I

    Наступило долгожданное лето, и родители повезли своего сына Русика и младшую дочь Наташеньку на море.
    Наташа была маленькой, она ещё никогда прежде на море не бывала и, увидев так много воды, испугалась сначала. Боялась заходить в воду и даже расплакалась, когда отец взял её на руки и понёс купаться. И только спустя некоторое время, попривыкнув немного и увидев, что другие дети радостно плещутся на мелководье, тоже рискнула зайти по колено в воду. Тут она увидела стайку мелких рыбок, снующих в тёплой прозрачной воде у самого берега, и, забыв все свои страхи, принялась ловить их ладошками. И хотя, конечно же, никого не поймала, бояться перестала совершенно и теперь тоже с удовольствием купалась и брызгалась вместе с другими детьми.
    Русик был на пять лет старше своей сестры, он уже бывал на море и раньше: один раз с родителями, ещё до рождения сестрёнки, и один раз – в летнем оздоровительном лагере. Плавать он любил и умел, потому что уже два года занимался плаванием в спортивном бассейне. Но море – это тебе не бассейн! В бассейне ни ветра, ни волн не бывает. А тут волны настоящие. Красота! Очень ему нравилось отплыть от берега подальше и под волну подныривать. Дождёшься, когда волна совсем близко к тебе подкатится, и под неё ныряешь, чтобы за гребнем вынырнуть. У берега такое проделать нельзя – небезопасно! Сильная волна может тебя и об дно ударить, и на камни швырнуть. А отплывёшь немного от полосы прибоя и ныряй себе на здоровье!
    Но больше всего Русик завидовал отцу, который был мастером спорта и плавал, как акула. Мог взять маску и ласты и уплыть в море часа на полтора – только его и видели! Мама, конечно, переживала за него и всегда с нетерпением ждала возвращения. А папа, вернувшись, всегда смеялся над её страхами и говорил, что морской царь Нептун ему «брат родной, поэтому в море ничего плохого с ним случиться не может».
    Русик упросил отца купить ему тоже маску и ласты и научить его нырять по-настоящему, чтобы можно было к самому дну опуститься и все подводные красоты рассмотреть.
    Отец просьбу сына выполнил, маску и ласты купил и даже несколько уроков ныряния ему преподал. И теперь Русик, как настоящий ныряльщик, уплывал с отцом к рифам, и там они вместе ныряли, выискивая особенно красивые раковины.
    Однажды, когда Русик, как обычно, нырял с отцом у рифов, он вдруг заметил расщелину в подводной скале. Щель была совсем неширокой, и взрослый человек туда вряд ли смог бы протиснуться. Русик не собирался туда залезать, он только хотел посмотреть на дыру в скале поближе. Но когда он приблизился к расщелине, непонятно откуда взявшийся сильный поток воды вдруг подхватил мальчика и потащил его прямо в щель. Русик хотел зацепиться за камни, чтобы его не унесло неизвестно куда, но руки соскальзывали с покрытой морскими водорослями поверхности камней, и подводный водоворот увлёк-таки его в коварную дыру.
    Его протащило через узкий лаз в скале, и когда он совсем уж решил, что неминуемо тут и погибнет, потому что воздуха в лёгких уже не оставалось, его голова вдруг вынырнула над поверхностью воды. Осмотревшись, Русик понял, что попал в подводную пещеру, купол которой был высоко над водой, поэтому в пещере был воздух. Отдышавшись, Русик стал разглядывать этот подводный грот и заметил, что в одном месте в скале образовалась широкая площадка, полого спускающаяся в воду, как будто какой-то сказочный строитель здесь специально пару ступеней вырубил.
    Русик выбрался из воды. В пещере было прохладно, но не холодно, и откуда-то сверху падал тонкий луч света. Видимо, на поверхности скалы, выступающей как маленький каменистый островок над водой, тоже были трещины, пропускающие внутрь воздух и свет.
    «Ну что ж, по крайней мере, не задохнусь», – с облегчением подумал мальчик.
    «Интересно, услышит ли мой крик папа, если я здесь начну орать?» – размышлял Русик. И только он собрался завопить во всё горло, как вдруг краем глаза уловил какое-то движение в воде. «А вдруг акула?» – испугался он. «Хотя нет, папа говорил, что акулы здесь не водятся», – успокоил он себя.
    Между тем, на поверхности воды расходились круги – всё больше и больше. И, наконец, из воды показалась небольшая голова какого-то непонятного существа, покрытая сине-лиловой чешуйчатой кожей. У существа была слегка вытянутая вперёд округлая морда, на которой были хорошо заметны два больших круглых глаза, крупные ноздри, расположенные прямо над челюстями, и небольшой нарост на макушке, напоминавший причёску «ирокез», а может, это был плавник. Существо уставилось немигающим взглядом на Русика, потом шумно выдохнуло воду, отчего брызги полетели во все стороны, и сказало: «Буль-буль… Бу-у-буль-буль!»
    Сначала Русик подумал, что это какая-то крупная экзотическая черепаха или морская змея. Но услышав булькающее приветствие, понял, что это не так. Более того, мальчик был почему-то уверен – он и сам не понимал почему! – что странное существо его именно поприветствовало на своём языке, который совершенно не был похож на человеческий. Однако все произносимые булькающие звуки тут же складывались в голове Русика в совершенно понятные мысли и образы. Поэтому он точно знал, что существо произнесло приблизительно следующее:
    – Привет! Ты кто?
    «Чудеса какие-то!» – подумал Русик. «Интересно, кто же это такой? И почему я его понимаю?» И чтобы не быть невежливым ответил:
    – Привет! Меня зовут Рус! А как твоё имя?
    – Бу-буль! Буль-буль-буль! Бу-у-у-буль! – раздалось в ответ. И в голове у мальчика отпечатался следующий текст:
    – Никаких чудес! Что значит «зовут»? Что значит «имя»?
    «Значит, это существо тоже меня понимает», – подумал Русик. «И даже, кажется, мысли мои может улавливать, раз про чудеса сказало!»
    Тем временем обитатель морских глубин тоже выбрался из воды на площадку и устроился рядом с мальчиком. Теперь Русик мог его как следует рассмотреть.
    Больше всего существо походило на ящера или динозавра из мультика, только совсем небольшого размера, даже меньше Русика. Небольшое чешуйчатое туловище сине-зелёного цвета с четырьмя перепончатыми лапами оканчивалось длинным хвостом.
    Динозаврик – так его про себя определил Русик – казался совершенно не опасным, а скорее, даже миролюбивым. И все страхи Русика исчезли. Его всё больше занимал вопрос, каким образом у них получается общение? «Наверное, телепатия», – догадался Русик. Об этом явлении, когда мысли одного человека передаются другому на расстоянии, он слышал, но чтобы самому общаться подобным образом, да ещё и не с человеческим, а с неизвестным существом, – такое вообразить было невозможно! И всё же это происходило сейчас с ним, происходило наяву!
    – Имя есть у каждого, – попытался ответить мальчик на заданный ему вопрос. – Чтобы отличать одного от другого. Меня, например, зовут Рус, моего отца – Владимир, а маму – Ольга.
    – Но ведь все и так друг от друга отличаются, – пробулькал в ответ динозаврик. – Тот, другой, вместе с которым ты сюда приплыл, он большой, и морда у него тёмная.
    «Вероятно, это он про отца», – догадался мальчик. «Только почему морда тёмная? А, наверное, из-за усов и бороды!»
    – Про людей говорят не «морда», а «лицо»! – сделал он замечание своему новому другу.
    – Какая разница? – не понял динозаврик.
    «А ведь и правда – никакой!» – подумал Русик.
    – Людей? Кто такие «людей»? – спросил динозаврик, пытаясь понять ещё одно незнакомое для него слово.
    – Люди… Ну они такие, как я, – пытался объяснить мальчик.
    – Понял. Которые на задних лапах передвигаются, на берегу под солнцем лежат и плавать не умеют.
    – Ну да, – согласился Русик. «Так вот какими нас, людей, видят другие обитатели нашей планеты!» – подумал он. А потом добавил, возвращаясь к предыдущей теме про имена:
    – Ты же видел, как много людей на берегу. Многие похожи. Вот чтобы не путаться, и нужны разные имена.
    – Ерунда! Все разные, как рыбы. Вон смотри! Видишь стайку сардинок? У первой – пятнышко у хвоста, у другой – плавники короче, а вон та – светлее остальных! Нет, не спутаешь! Все разные!
    – Но если я захочу тебе сказать что-то про одну рыбку, мне долго придётся объяснять, какую я имею ввиду. «Рыбка, у которой плавники короче, чем у других» – это слишком длинное объяснение! – возразил Русик. – А имя – оно короткое, и сразу понятно, о ком речь!
    – Зачем объяснять так долго? Можно же просто показать! – недоумевал динозаврик.
    – К сожалению, люди не умеют показывать друг другу мысли, – печально произнёс Русик. – Поэтому у людей имена.
    – Значит, твоё имя – Рус? – пробулькал динозаврик. – А у меня нет имени.
    – Давай придумаем тебе имя! Например, Буль.
    – Буль?
    – Ну да! Динозаврик Буль – звучит хорошо.
    – Ладно, пусть будет у меня имя Буль, если тебе так нравится!
    – Скажи, Буль, а родители у тебя есть? – решил побольше узнать о своём новом друге Русик, опасаясь, что в пещеру могут заявиться и другие, огромные, ящеры, и тогда ему точно несдобровать.
    – Родители?
    – Ага, папа и мама.
    – Были раньше. Давно. Много штормов тому назад. Однажды они уплыли и больше не вернулись. Я их плохо помню.
    Русику стало жалко динозаврика. Он подумал, что Буль, наверное, очень одинок.
    – Ты здесь один живёшь? Тебе, наверное, скучно? – спросил Русик.
    – Почему один? Рыбы, змеи, черепахи, морские звёзды и дельфины, крабы и медузы – всех не перечесть! В море много жителей! – Динозаврик перечислял всех морских обитателей на своём булькающем наречии, и в голове мальчика всплывали изображения тех живых существ, которых он называл.
    Похоже, Русик был не прав, когда решил, что динозаврик Буль скучает в одиночестве. На самом деле выходило, что у Буля много друзей и знакомых, и он почти никогда не бывает один.
    – Хорошо, я понял: ты не одинок. Но скажи, кто твой самый-самый лучший друг?
    – Друг? Что значит друг?
    – Друг – это тот, кто радуется твоим успехам, печалится, когда тебе плохо, помогает, когда тебе трудно, кто тебя понимает и верит тебе, – попытался объяснить Русик.
    – Такой моя мама была, – тихо ответил Буль и повесил голову. Видно было, что он приуныл.
    – Не грусти! Давай я буду твоим другом! – решил поддержать динозаврика Русик.
    – И что – ты будешь чесать мне спинку, щекотать лапки, целовать в носик и рассказывать всякие смешные истории? – удивлённо спросил Буль.
    – Нет, щекотать и целовать тебя я, пожалуй, не буду, а вот рассказывать истории могу. Ещё мы можем вместе играть, нырять и плавать! В общем, будем дружить!
    – Хорошо, я согласен. Давай дружить! Только сначала пообещай, что не будешь воровать мои сардинки и откапывать моих моллюсков!
    – Обещаю! Тем более что такую пищу я не ем, – успокоил своего нового друга Русик.
    Тут он вспомнил про отца, который, наверное, его повсюду ищет и тревожится за него. Значит, надо его успокоить, но для начала выбраться из пещеры. Русик боялся, что преодолеть сильное подводное течение, затянувшее его в подводный грот, ему не удастся. Поэтому он решил попросить помощи у Буля. Пока он размышлял, как обо всём этом лучше рассказать динозаврику, тот уже всё понял, видимо, опять прочитал мысли мальчика.
    – Тут действительно сильное подводное течение, – сказал Буль. – Если хочешь, чтобы я помог, хватайся за мой хвост зубами. Я тебя вытащу.
    Русик подумал, что «хвататься зубами» у него вряд ли получится, и крепко вцепился в хвост руками. Только он успел набрать побольше воздуху в лёгкие, как динозаврик нырнул и поплыл, быстро-быстро работая своими перепончатыми лапами. При этом и всё туловище вместе с хвостом тоже изгибалось, как у змеи, и Русику было непросто удержаться. Они быстро миновали расщелину и стали подниматься к поверхности. Вскоре Русик отцепился от Буля и вынырнул уже самостоятельно. И как раз вовремя, потому что отец уже начал сильно волноваться.
    – Где ты так долго был? Я совсем потерял тебя из виду и, честно говоря, не на шутку испугался! – укоризненно сказал отец.
    – Видимо, мы разминулись, – успокоил отца Русик. – Когда я выныривал, ты нырял и наоборот.
    Мальчик решил пока не рассказывать отцу про динозаврика и выкручивался, как мог.
    – В самом деле? Ну, может быть… – недоверчиво проговорил отец. – Давай-ка в следующий раз ты будешь нырять вместе со мной и рядом со мной!
    – Но мы же и так вместе ныряем! – не сдавался сын.
    – Как ты не понимаешь, я же переживаю, когда не вижу тебя! Поэтому постарайся быть на виду, – настаивал отец.
    – Хорошо, постараюсь, – согласился Русик.
    Потом Русик подумал немного и решил задать мучавший его вопрос:
    – Пап, а ты динозавров видел?
    – Конечно, видел. И в музее, и в кино.
    – Нет, я имею в виду настоящих, живых динозавров.
    – Живых?! – отец рассмеялся. – Нет, живые динозавры мне пока ещё, слава Богу, не мерещились. Надеюсь, я до этого не доживу. Не хочу, чтобы меня в психушку сдавали!
    – Ты думаешь, динозавры не существуют?
    – Конечно, нет. Они существовали много миллиардов лет назад, а потом все вымерли, не перенесли изменения климата на планете. Вспомни, нам с тобой в музее об этом рассказывали!
    – Это я всё помню. Только я думаю, у музейщиков сведения устаревшие. Ведь могли же какие-то доисторические животные сохраниться, например, в морях. Ты сам говорил, что океан человеком плохо изучен. И учёные время от времени каких-то новых морских обитателей находят.
    – Верно, иногда встречаются удивительные находки. Правда, о динозаврах пока никто не сообщал.
    – А хочешь, я тебе одного симпатичного динозаврика покажу?
    – Кого? Динозавра?! Тебе голову напекло, что ли?
    – Ничего мне не напекло! Просто я тут в одну подводную пещеру заплыл и там с Булем познакомился!
    – С кем познакомился?!
    – С Булем! Я его так называю – Буль. Потому что он булькает, когда разговаривает. И я его понимаю. Наверное, он телепат – умеет свои мысли передавать. Всё-всё понятно, хотя ничего и не разобрать. А родители его пропали. И человеческих друзей у него нет. Вот я и решил с ним подружиться и имя ему придумал. Ему, между прочим, понравилось! – торопился выложить всю информацию отцу Русик.
    – Говорящий динозавр?! Ну точно перегрелся! Или перекупался, – встревожился отец.
    – Да я правду говорю! Давай нырнём, и ты сам всё увидишь!
    – Нет уж! Хватит на сегодня ныряний! Быстро плывём к берегу. И без возражений!
    Пришлось Русику подчиниться, хотя очень не хотелось расставаться с новым другом. Но с отцом не поспоришь, а то вообще может запретить к морю подходить! На прощание Русик послал Булю мысленно такое сообщение:
    – Буль, миленький! Прости, пожалуйста, но мне придётся сейчас с тобой расстаться. Это ненадолго, я завтра обязательно вернусь!
    Потом он похлопал ладошкой по воде и тихо, чтобы папа не услышал, произнёс:
    – Не скучай без меня! До завтра, Буль!
    Однако в последующие три дня плавать в море Русику не довелось, поскольку была сильная волна, и купание было запрещено. Наконец море успокоилось, и Русик упросил отца понырять с ним у рифов. Вода на сей раз была не такой прозрачной, как обычно. Кругом плавало много вырванных с корнем водорослей, рельеф морского дна просматривался с трудом. Но Русику важно было увидеться с Булем. Он опасался, что динозаврик уплыл, и они больше не встретятся.
    К счастью, Буль оказался на месте, недалеко от пещеры. Русик обнаружил его в зарослях водорослей, похожих на длинные шелковистые светло-зелёные пластины, где тот лакомился молодыми побегами.
    – Привет, Буль! Я очень рад тебя видеть! Извини, что долго не появлялся! – передал он другу мысленный привет.
    – Да знаю я, знаю! Ты же обо мне думал – я слышал! Хочешь морского салата попробовать? Присоединяйся! Вкуснятина!
    – Спасибо, но я уже позавтракал! А можно я тебя со своим отцом познакомлю? А то он не верит, что ты существуешь.
    – Смешно! Вы, люди, очень мало знаете вообще, а про морских жителей, считай, ничего не знаете! Но если ты настаиваешь, познакомиться с твоим отцом я могу.
    Русик обрадовался, что динозаврик согласился, и поплыл к отцу.
    – Папа, я хочу тебе кое-кого показать. Нырни со мной у той скалы, пожалуйста! Там мой друг плавает.
    – Твой друг? – удивился отец. – Что-то я других ныряльщиков сегодня тут не наблюдаю.
    – Ну давай нырнём! Сам всё увидишь!
    И они нырнули.


Рецензии