Человек - это мост Ницше

Человек есть мост (eine Brucke sei) и никак не цель (kein Zweck) - наиболее точное и ёмкое выражение всех горячечных видЕний Ф.Ницше. К образу моста он возвращается каждый раз, когда ему надо подчеркнуть сущность человека. При этом о цели он говорит, то как о "сверхчеловеке", то о "радуге", то о "сиянии", то о "будущем"... И вполне однозначно говорит об исходном человека - о "звере", от которого он происходит.

Практически одновременно Ф.Ницше включает в "цикл" моста и натянутый канат, на котором в неустойчивом равновесии совершает своё бытиё человек, готовый и неготовый ежемоментно сорваться в пропасть. ("О синтезе идеи и материи.Вихри" ссылка http://philosophystorm.org/o-sinteze-idei-i-materiivikhri)

Особый штрих, думается, придаёт картине однокоренность слов: seil - канат, верёвка в смысле вьющееся, sei - будь! от sein - являться, бывать, быть, находиться, стоять, существовать, состоять, остаться, держать, находить, содержаться, пребывать...
В конце повествования "Так сказал Заратустра" натянутый канат исчезает, остаётся только мост.

Известно много вариантов изображений моста Ницше. Я выбрал один из них, но немного испортил, дорисовав, как мог, "второго плясуна", сильного, догоняющего и переступающего через первого. Ну, и там же "изобразил" радугу, к которой стремился дойти первый плясун - обычный человек.

Ф.Ницше (15.10.1844 - 25.08.1900) был разносторонне образован, а потому не мог не знать о мосте Уинстона (Предложен в 1833 году Самуэлем Хантером Кристи (англ. Samuel Hunter Christie) и в 1843 году усовершенствован Чарльзом Уитстоном).
Не надо далеко ходить, чтобы понять, что при эйдейтичном (чувственном) складе ума, описать возникающие картины довольно трудно. А слово "мост" - Br;cke, звучит одинаково.

Сутью моста, хоть Уинстона, хоть каната, является напряжённость, благодаря которой мост и "держит", и "выдаёт" результат равнодействия. И, что интересно, в основе принятия решения, которым и держится жизнь в человеке, лежит сравнение двух величин, чем и "занимается" мост Уинстона (Wheatstonebr;cke).

Схема рефлексии, объединяющая два круга рефлексии посредством "моста Ницше" - человека:

Мост Ницше (Сравнение) - сложный мост, который сравнивает (различает) формы, образованные (сформированные) Органами чувств человека, с соответствующим им гипотетическими, тоже объективными для нас, формами от Орг(А)на Чувств.

Органы чувств - известные органы чувств, преобразующие формы объективных вещей в формы предметов для мышления об этих вещах.

Нечувственная Материя - движущаяся субстанция в форме вещей.

Орг(А)н Чувств - гипотетический преобразователь Нематериальных Чувств в материальные формы субстрата мышления. (Арфа Эола, орган - музыкальный инструмент - их формы покоятся, пока их не коснётся движение воздуха).

Нематериальные Чувства -  гипотетический набор чувств, адекватный (соответствующий) многообразию форм материи (вещей).

Истина/Информация - результат сравнения (различения) форм предметов и форм чувств.
При адекватности сравнения/различения возникает ощущение Истины, удовлетворения, и результат  сравнения прекращает стремление к адекватности.
При неадекватности формы предмета форме чувства, возникающий результат есть Информация к Выбору пути поиска адеквата: либо изменениями в Кольце форм, либо изменениями в Кольце красоты.

Обычно человек (мужчина) осуществляет поиск адеквата путём изменения форм вещей, в Кольце форм.
Если не удаётся, изменить формы вещей (из скалы сделать пирамиду), то производится поиск адеквата в Кольце красоты - путём изменения чувств (сочинение песен о скале, например).

Мост Ницше, при этом, выполняет вполне реальную функцию сравнения, а никакого не Сверх-человека.
Движение же по этому "мосту" происходит как "вверх" - к Чувствам, к Радуге, так и "вниз", к формам силовой материи.
(was geliebt werden kann am Menschen, das ist, da; er ein Ubergang und ein Untergang ist, курсив в оригинале, что обычно переводят как "в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение." Тогда как по смыслу подходит "восхождение" и "нисхождение"). (ссылка Канат и мост Ницше).

Впрочем, кому хочется непременно "перейти" и "уничтожиться", тому так и получится - кольца рефлексии работают исправно.

PS. 09.06.2019.
Сэмюэль Хантер Кристи (22 марта 1784 – 24 января 1865) был британским ученым и математиком.
Жизнь
Он изучил математику в Тринити-Колледже, Кембридже, где он выиграл Приз Смита и был вторым спорщиком. Он особенно интересовался магнетизмом, изучая магнитное поле земли и проектируя улучшения магнитного компаса. Часть его магнитного исследования была сделана в сотрудничестве с Питером Барлоу. Он стал человеком Королевского общества в 1826, поставил их Лекцию Bakerian в 1833 и служил их Секретарем с 1837 до 1853.
В 1833 он издал свой 'алмазный' метод, предшественника моста Уитстона, в статье о магнитных и электрических свойствах металлов, как метод для сравнения сопротивлений проводов различных толщин.
Однако метод пошел непризнанный до 1843, когда Чарльз Витстоун предложил его, в другой газете для Королевского общества, для измерения сопротивления в электрических схемах.
Хотя Витстоун представил его как изобретение Christie's, именно его имя, а не Christie's, теперь связан с устройством.

Кристи преподавала математику в Военном училище сухопутных войск, Вулидж, с 1838 до его пенсии в 1854.

Он умер в Твикенхеме 24 января 1865.

Фотография портрета Кристи в 1865 Эрнестом Эдвардсом проводится Национальной Портретной галереей.
(Источник ссылка http://ru.knowledgr.com/00441560/ перевод, видимо, автоматом Гугл)

PS2
"...в этом и заключается цель и польза этой природной склонности нашего разума, произведшей на свет как свое любимое детище метафизику — порождение, которое, как и всякое другое в мире, следует приписывать не случаю, а первоначальному зародышу, мудро устроенному для великих целей" (ЗАКЛЮЧЕНИЕ Об определении границ чистого разума §57).
Здесь Кант определённо говорит о цели разума, а ещё о зародыше для "великих целей".
Под зародышем очевидно, надо понимать зародыш человека, как развивающееся в некое "средство" для достижения "великих целей".
Надо сказать, что цель, как таковая, существует только в процессе её достижения. Вне возможности процесса достижения цели, цели не существует.

Vadim Chaly
Доцент БФУ имени И. Канта
"Полностью это изречение из "Основоположения к метафизике нравов" переведено на русский так: "Поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в своем лице, так и в лице всякого другого только как к средству, но всегда в то же время и как к цели".
Интересно то, как Кант на самом деле использовал слово "только" - человек может быть средством, более того, мы постоянно используем друг друга для разных целей (если не нравится "используем друг друга", можно заменить его "полагаемся друга на друга"). Но нельзя видеть в человеке только средство, он или она всегда также цель сама по себе".

Источник "Человек - это мост (Ницше)" ссылка http://philosophystorm.org/chelovek-eto-most-nitsshe

(Скрытые ссылки проявляются при нажатии на "Написать рецензию")


Рецензии