За синей птицей-2
Многим нелидовцам памятны спектакли проблемного молодежного театра «Прометей» 80-х годов прошлого века. В них было все неожиданным: острый разговор на актуальные темы, звуковые и световые эффекты, умелое использование документального материала. Но главное – заинтересованный разговор с залом: на спектаклях не оказывалось просто зрителей, все пришедшие становились участниками событий, высказывали свои оценки происходящему на сцене, влияли на ход пьесы.
В состав самодеятельного театра вошли молодые рабочие, студенты, старшие школьники. А режиссером молодежного коллектива и постановщиком спектаклей стал 80-летний режиссер- кукольник, ветеран войны и труда Роман Сергеевич Чекмарев. Он впервые в российской глубинке применил на практике приемы московского «Ленкома» времен актера В.Высоцкого, где спектакли начинались у входа в театр, продолжались в фойе и зале.
Но вот Романа Сергеевича не стало. И что же? Молодежный театр, пройдя несколько сезонов в заданном темпе, распался. Не помогли усилия пришедшего на замену молодого руководителя.
Нужна та искра, что еще в предвоенное время зажгла в душе молодого режиссера Романа Чекмарева самоотдачу в творчестве, позволила ему, подобно волшебнику, оживить актеров- кукол, пройдя с ними по фронтовым дорогам войны…
Послушаем опять его самого, шагнувшего в наше время со страниц рукописи « Я иду за синей птицей»:
* * *
Сделанная из кусочков материи, бумаги, клочков меха, надетая на руку человека – кукла оживает, начинает двигаться, страдать, плакать и смеяться…
А человек, сделавший и ожививший такую куклу, конечно, волшебник.
Ведь куклы жили физически, они могли действовать!
В этом была их необыкновенность, неожиданность и достоверность. Возможность попытаться стать волшебником - заманчива…
И я захотел им стать.
Хотеть - значит уметь. А уметь – это изучать и осваивать опыт предшественников. Это единственный и неизбежный путь к самостоятельному творчеству.
Задача кажется простой, если делать куклу «вообще». А если с заранее задуманными свойствами? Как этого добиться? Ни показать, ни рассказать никто не может… А потому первые опыты всегда плачевны.
Кажется, все сделал так, как советовал Образцов. Но запастись тряпочками, пуговицами, кусочками меха, бумагой и клеем, научиться прилаживать их друг к другу – этого явно мало… Было нечто другое, что предстояло еще освоить, наверное, самое важное и главное, о чем не написано в книге, - уметь видеть в каждом кусочке материала его способность ожить, стать живой деталью общего.
Но я не рассуждал, а горел, лихорадочно пытаясь объять необъятное и немедленно добиваться желаемого. А свой первый кукольный номер хотел сделать непохожим на образцовский, создать в этом жанре сразу что-то «свое»… В чем было это самое «свое», я толком не знал: это и теперь остается неясным.
Может быть, это твоя оценка действительности, твое восприятие окружающего или способность увидеть в обыкновенном необыкновенное? Быть сразу понятым или заставлять разгадывать себя? Все сложно, спорно и неоднозначно…
Нужны куклы с определенным характером, хотя бы приблизительным сходством, смешные, но не карикатурные. Задача для меня тогда невыполнимая. Что делать? Все сначала!
Глина, бумага, клей. Краски. Адская работа!
Снова десятки головок, и снова без результатов.
В конце концов – предупреждение начальства за ослабление клубной работы. Справедливо. Если тебя не понимают, это еще не значит, что ты прав. Истина, которую признаешь с трудом. Выговор – штука неприятная, но иногда полезная, отрезвляющая. Вся моя кукольная лихорадка оборвалась мгновенно и безболезненно…
* * *
В одной песне поется: « И что положено кому, пусть каждый совершит». Если он знает, что ему положено совершить. А если не знает?
Все равно говорят: «Судьба!». Все приписывают судьбе – попал под автобус или не попал – судьба! Во время войны я не один раз был близок к смерти, но остался жив: судьба? Стечение обстоятельств? Случай?
Я не верю ни в бога, ни в черта! Но доверяю приметам, даже таким нелепым, как пустые ведра, черная кошка… А потому дискутировать о судьбе не решаюсь. Знаю одно: о судьбе говорят в прошедшем времени. Наверное, не случайно…
Я стал кукольником. По воле судьбы или потому, что сам хотел этого? Будем приписывать судьбе – так проще… Я снова стал вспоминать о куклах, снова «заболел» ими. Но как занятие куклами сделать «легальным» и не получать за них прежних служебных неприятностей? Помог случай-озарение: дети разбили в казарме стекло.
Меня попросили поговорить с ними. А я и решил заинтересовать их куклами! Здорово!Теперь я могу сказать, что это был момент, определивший мое назначение в жизни.
(Продолжение следует)
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №220080901357
Спасибо ему за любовь к своему искусству, которое он пронёс
через всю свою жизнь! Светлая ему память!
С теплом и уважением,
Лида Рай 06.03.2024 00:44 Заявить о нарушении
личности, их время ...
Благодарю, Лида , за дружеский визит и теплое общение - мой поклон!
Весны и радостей,
любви и вдохновения!
С теплом и добром-
Володя
Владимир Федулов 06.03.2024 08:47 Заявить о нарушении