Шайтан - майтан

В одну из суббот лета 2020 года,  мне пришлось ехать от старенькой мамы на такси почти час по вечерней Москве.
Такси я вызываю по интернету через одну и ту же фирму, которая присылает фотографию водителя, его имя и размер оплаты. Я не  смотрю, кто меня будет везти, ибо заказываю эконом, изредка комфорт и просто знаю, что обычно это ребята из Азии. В этот раз почему то заметила, что на фото лицо славянина, а имя его  - Антон. 
Я  - патологическая интернационалистка, так меня воспитала советская власть, первая учительница и бабушка-коммунистка. К тому же я не забыла рассказы нашего соседа – генерала по даче, как он, будучи еще молодым красноармейцем, воевал с басмачами и как отряду  было приказано при взятии аула экономить патроны и орудовать штыками. Хорошо помню многократно повторенную им фразу: «Лично я  убил 15 человек и одну из них - женщину». Итог – чувство моей личной вины, котрого был начисто лишен тот бравый генерал. И еще я люблю по утрам, идя на работу, здороваться с нашим дворником (опередив его «Здравствуйте!»)  -  «Ассалам алейкум!"
Итак, сажусь в такси на заднее сидение, наискосок от водителя. Водитель - инемолодой человек, стройный, хорошо одетый, с тонкими чертами лица, испещренными мелкими не портящими его морщинками, в узких очках с металлической оправой. Уточняем, маршрут, трогаемся. Сразу включаю мобильник, весь день не могла даже проверить почту, для мамы это  - смертельная обида: приезжаю редко, надо общаться с ней.
Водитель сразу реагирует.
 - От шайтана эти мобильные, люди не видятся годами, встречаются и уже через полчаса не общаются, а сидят в своих телефонах.
Акцент азиатский, но тоже довольно изящный, слова произносит правильно, улавливается ход построения фразы, хорошо склоняет существительные, иногда создает свои слова. Судя по возрасту, он вполне мог учить русский взык в школ, но мне не хочется расспрашивать, откуда он и как учил язык. Наговорилась уже за день.
 - Правильно, - говорю водителю, зачем глаза портить, лучше посморю на родной город, полюбуюь закатом.
Через заднее тонированное стекло автомобиля закат почти такой же красивый, как на Средиземном море. Сообщаю водителю про красоту заката.
 - Когда наступает закат приходит пора четвертого намаза.  Сейчас надо быть очень осторожным,  потому что предъявляетя (?)  шайтан.
 Я уточняю: «Просыпается?»
 - Да, просыпается! Шайтан – майтан. Водитель обводит правой рукой полукруг, отрывая взгляд от дороги, и в этот момент мы чуть не целуемся с машиной по правому борту. Но именно «чуть». Водитель бесстрастно выруливает  и говорит мне слегка смущенно: «Извините»!
Удивительно, что у такого интеллигентного на вид человека присутствует  странная особенность пририфмовывать к нормальным словам всякие штучки – дрючки. Причем, мой водитель сильно продвинут в этой игре, он произносит не одно слово в рифму, а сразу три – четыре!!! Вах, ну почему я не включила диктофон…
 - И в этот момент, продолжает он тему шайтана, -  надо быть особенно осторожным, приходят самые страшыне опасности – шампасности. Как вот у вашего известного артиста- шмартиста Ефремычева.
При этом водитель поднимает обе руки от руля и мягко жестикулирует ими в воздухе.  Я совершенно спокойна, на мой гораздо более экспансивный характер, это вполне допустимо для опытного водителя, которым он себ уже проявил.
 - Ефремова, - поправляю я. И спрашиваю.
 – А что потом – до пятого намаза? Как себя ведет шайтан?
 - Это его время, тогда выходят грабители – шмабители, воры - моры, разные преступники.
 Тут меня понесло показать свои глубокие религиозные знания, откуда исходят аврамические религии и прочая, прочая, прочая. Он слушал, но имел в голове сорвсем другое, хотел сам побольше поговорить и протренироваться в чужом языке.  Я поняла, замолчала и стала слушать. Но надо было диктофон, конечно включить…  Самым главным был образ речи.!!!  По смыслу глубоко не копал  - ваххабитов назвал вахабистами – махабистами. Я не поправляла.
Подъезжаем. Я говорю: «Ой, простите, шайтан меня сбил с пути, давайте не во двор, а к магазинчику на улице, решила домой бутылочку вина купить!»
Плачу ему безналом по номеру телефона, в процессе чего открывается его узбекское имя и фамилия, я перевожу плату и хорошие чаевые. И справшиваю, почему имя водителя изначально было «Антон». Он улыбается очаровательной мужской улыбкой (наверняка в молодости был любимец дам, да и сейчас на него будет много охотниц в нашей бедной на нормальных мужиков стране) и совершенно не боясь, что я его «сдам», отвечает: «Антон  - это мой друг, а мои права недействительны в России».
Конечно, я его не «сдам», надеюсь, что он подтвердит свои права в ближайшее время, а лучше, если бы он нашел для себя подходящую достойную работу в свой родной стране. Но там, как мне рассказывали сведующие люди, чтобы открыть фабрику детской обуви швейцарскому бизнесмену нужно было дать откат властным бездельникам у размере трети стоимости этой фабрики…
Шайтан – майтан…


Рецензии