В. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьб

   Максимов всю свою жизнь был художником  одной темы. Он ей не изменял никогда. Как начал. так и разрабатывал её всю жизнь свою. И иначе не мог. Как не мог он отойти от своего природного естества. То есть от земли, от корней, от всей своей крестьянской природы.


     Ленин как то сказал Горькому: «А знаете батенька, а ведь, до Толстого у нас в литературе настоящего мужика и не было». Художник Максимов и был тем самым мужиком, но только в живописи. И не мог  и не хотел быть никем иным. Крестьянский дух так и остался в нём неискоренимо. Он питал всё, что он ни творил кистью на полотне.

    При этом я вспоминаю одного французского художника. Его звали Жан Франсуа Милле. Он тоже был сыном крестьянина и провёл свою юность на природе, помогая отцу в его непростых полевых работах. Он любил рисовать. И эта его особенность  была воспринята семьёй как дар свыше. Родители дали ему денег и позволили учиться живописи.
 
 Учиться рисовать он начал в Шербурге у малоизвестных художников, когда ему было уже за двадцать. Потом он переехал в Париж и продолжил свою учёбу уже у более известных художников.  Через пару лет он посчитал, что уже достиг достаточно мастерства, чтобы зарабатывать деньги самому. А что делать? Нужны Парижу деньги, c’ est la vie. Стал зарабатывать изображением голых женщин, всяких пастушек и купальщиц во вкусе Буше и Фрагонара.  Ну француз, что вы хотите.

 Его картины хорошо продавались.  Но потом как-то вдруг и сразу  он прервал всякую связь с этим направлением и, переселился из Парижа в деревеньку Барбизон, близ Фонтенбло. И с этого момента почти никуда не выезжая оттуда и даже редко являлся в столицу. Он предался исключительно воспроизведению сельских сцен, близко знакомых ему в молодости, - крестьян и крестьянок в различные моменты их трудовой жизни. Простые картины, несложные по композиции,  но привлекательные по своей простоте и неприкрашенной правде, проникнутые любовью к крестьянскому люду,
 
    И этим самым он внёс  живую струю во французское искусство. Слава его росла быстро да  так, что под конец жизни его картины и рисунки продавались уже за десятки тысяч франков. А после его смерти за его произведения и вовсе платили баснословные цены.

     Милле видится сегодня, как один из основателей знаменитой барбизонской школы. Он стал знаменит и богат. Но часто повторял «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин». Он не забыл своё происхождение. Тяжесть труда крестьян, их нищета и смирение отразились в  его картинах. А  художники барбизонской школы стали предтечей импрессионизма.

               
                *****

  Но это уже другая история.  Вернёмся к художнику Василию Максимову.

  В отличии от его французского коллеги, жизненная стезя Василия Максимова с самого раннего детства не протекала столь легко и безоблачно.  Трудно началась эта стезя. И никто не способствовал развитию его таланта художника.

   Он родился в 1844 году в деревне Лопино Новоладожоского уезда Петербургской губернии. Родители его были из государственных крестьян. А кто это такие , государственные крестьяне? Напомню, что мальчик родился ещё до отмены крепостного права. В отличии от помещичьих крестьян, государственные  считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле. И это уже хорошо. Никто не имел право их купить-продать или отвести на конюшню и подвергнуть порке шпицрутенами. 

   До десяти лет маленький мальчик Вася  оставался в родной деревне. К этому времени он потерял уже и маму, и папу. Он рос среди людей, которые в будущем придут в его картины, которых он ещё изобразит на своих полотнах. Васенька был очень впечатлительным мальчиком. С душой открытой для восприятия родной ему природы. В этом смысле ему повезло. У городских детей  такой возможности нет.

   А кроме этого  - это ещё и человеческая среда, в которой он рос.  Устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, красочные обряды свадеб и земледельческих праздников, избы с украшающей их резьбой, костюмы, домашние ткани, вышивки на них. А главное – это  русские лица, русский интонационный лад речи и родная земля. И это уже навсегда, кем бы ты не стал впоследствии, и куда тебя «судьба не повела». И невозможно уйти от этого. Потому как, если,  как говорят ныне, свалил из страны на сладкое забугорье, то и предал сам себя. Чаще даже и не заметив этого. По мне, так это просто несчастнее люди. Самостояние человека начинается с самых первых детский впечатлений.

      Я, к примеру,  родился в большом городе. Давно это было. Моё детство – это был такой московский поленовский дворик, который отложился в моей памяти до мельчайших деталей. Но всё равно, это была не деревня. Потому как от дома до кинотеатра «Ударник», а это возле Кремля,  было пешком минут так 30.  И вот когда мне исполнилось 12 лет, мой отец на месяц взял меня с собой в отпуск к его дальним родственникам в деревню Перетрясово Ростовской области.

     Это было что-то необыкновенное. Это было потрясающе. Это был совсем другой мир, в который мне предстояло окунуться всеми моими чувствами и сознанием двенадцатилетнего  ребёнка. А это произошло в пятидесятые годы ещё прошло века. И у меня было такое ощущение , что это была деревня вообще некрасовской эпохи.  Из современных удобств – только электричество, да и то не всегда. И мужики были всё теми же самыми , которые мы видим на картинах Максимова, да и других художниках того времени. Кстати, имение Некрасова Карабиха  находится не так уж далеко от тех мест.
               
                *****
   Однажды мальчик попал в усадьбу помещика Томилова и он увидел там впервые живопись знаменитых художников А.П.Лосенко, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского. Увидел и удивился живости нарисованный людей. То есть удивился тому, как можно взять в руки кисть и краски и изобразить то, что он увидел. Его это потрясло. А он уже держал кисть в руке. Он учился искусству иконописи. А икона, это совсем другое. Совершенно иная техника живописи. Иконописец и не ставит перед собой задачу отобразить на полотне живого человека со всеми характерными ему чертами.

       Отец и мать Максимова были единственными в деревне грамотными людьми, а раньше прадед его славился в деревне как грамотей. Отец рано стал учить сына читать. И рисовать мальчик полюбил тоже очень рано. Мать поощряла эту его склонность. А дальше начались несчастья. В шесть лет первое горе — смерть отца, в десять — смерть матери. То есть стал Вася  круглым сиротой. А ребёнку только десять лет.

   Однако, мать при жизни  успела все же определить сына в монастырскую школу. А затем он стал и  послушником Николаевского монастыря. В доме иеромонаха Антония Бочкова протекала вся его «монастырская духовная жизнь». А там  послушников, кроме пения, ничему не учили. Ещё немного и стал бы Вася монахом этого монастыря.
 
    И тут Вася проявил мужской характер. Он решается самовольно уйти из монастыря. Он едет в Петербург и поступает в иконописную мастерскую Пошехонова. Но и там тоже жизнь – не сахар.  Жестоко там обращались с учениками. Если вы читали «Очерки бурсы» Помяловского, вы поймёте, о чем я говорю. Он бежит из этой мастерской к иконописцу К.А.Ярыгину. Но и там жизнь не лучше.  Хозяин преследует за чтение, сжигает книги. Ну куда это годится. Видимо сам хозяин был не очень охочь до чтения, да  и с образованием тоже не так чтобы очень. «Уж  коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь» - так вероятнее всего думал его хозяин и «духовный» наставник.
 
  Но Максимов остался в мастерской, поскольку на второй год работы разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте. А мальчик живет большой мечтой — учиться в Академии художеств. И чтобы заработать деньги на одежду да и на жизнь, он успевает еще писать иконы и портреты местных мелких торговцев. Поистине, чтобы выстоять в таких условиях, не затеряться на трудных дорогах жизни, нужно было обладать упорством, внутренней устремленностью, жизненной силой. Не забывайте, речь идёт о подростке, оставшийся без родителей.
Осенью 1862 г. Максимов сдал-таки вступительные экзамены в Академию художеств. Добился своего. Он получил отличную оценку за рисунок. 7 января 1863 г. К занятиям Максимов приступает с благоговением и восторгом, впервые — жизнь по зову души, без занесенного кулака.

 И потому удивительная стремительность его успехов. Но вначале за рисунок в головном классе он получает последний 69 номер. Последний. Но уже в ноябре 1963 г. первым номером за рисунок «Бойцы» переводится из класса гипсовых фигур в натурный. И потом тоже он уже только среди первых А его соучениками были  Савицкий, Поленов, Репин.
                *****

  В Петербурге появилась еще одна артель художников, руководимая П.А.Крестоносцевым. Говорю ещё одна, потому что к тому времени уже существовало объединение художников Передвижников. Принципы и эстетика обоих объединений были те же самыми. То есть желание представлять реальную жизнь, такой, какова она была к тому времени. Никакого академизма. Никаких легенд, мифов и библейских сюжетов. Напомню, это было время революционных реформ и отмены крепостного права.

   Ветры перемен  снесли всё, что совсем недавно казалось незыблемым. Эти ветры не могли не пронестись и над головами бывших учеников Академии. Они все получили превосходное образование, но вот в духе перемен решили изображать только реальную жизнь. Во всей палитре состояний общества. Они искали прекрасное в реальной действительности. Метод их получил впоследствии наименование критический реализм. Правду они искали в жизни. Как говорил Л. Толстой в «Севастопольских рассказах:  "Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».
                *****
 
 Я долго думал, какую картину Максимова представить в виде образчика всего его творчества. Выбор большой. И выбрал наконец одну. Она висит в зале не очень большом Третьяковки рядом с мраморной статуи «Иван Грозный» работы Антакольского. По-моему, лучшее изображение царя Грозного. Но речь сегодня не об этой статуи. Речь о работе Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Он работал над нею несколько лет и закончил в 1875 г. Он долго напряженно работал над этюдами, накапливал материал и творчески преображал его.

    Да ведь как ещё работал. Денег нет. Даже голодает. Посмотрите ещё раз на картину. Она многолюдна. Всё правильно - это свадьба. Пришли родные с обеих сторон, соседи, знакомые, друзья. Художник тщательно выписывает каждую фигуру. Что-то не нравится. Стирает и пишет заново. 
               
Свадьба деревенская. То есть, Максимов хорошо в теме того, что хочет нам рассказать и показать. При этом я думаю вот о чём. Ведь он живёт ещё во время, когда  фотография почти и не существовала. Можно, конечно, описать словами это событие – свадьбу. Описать со всею  тщательностью течение праздника. Описать  со всем талантом писателя. И дать при этом свободу читателю для его воображения. А тут уж кто во что горазд. Так как воображение у нас очень разное.

    Но ведь надо же ещё и увидеть.  Моментальный, живописный  срез времени, перенесённый на бумагу так, как это делает фотография,  такой возможности тогда ещё не существовало.
 
    Ни фотографии, ни иных носителей визуальной информации также еще не было. То есть то, к чему мы так прочно привыкли в наши дни. И как же быть, чтобы остановить время, сказать всему, что видишь, замри. Было только одно средство. Кисти, краски и холст. Художник изображает время. Только он один. И скажем ему спасибо. Например, художнику Максимову, который дал нам возможность увидеть крестьянскую свадьбу. Увидеть его глазами. Глазами художника.

                *****
     Человеку нужны время от время какие-то праздники. Разные праздники. Они есть у каждого народа. Душа везде праздника просит. Будь то в жаркой Африке или у чукчей в очень холодном заполярье.  Надо внести яркую краску в серые будни. Вспомним Шукшина в «Калине красной». Есть там один эпизод, если вспомните. Шукшин как раз об этом.

      А свадьба самый большой, красочный и волнующий праздник в жизни каждого из нас. Этот праздник, мне даже и трудно сказать, с каких пор он существует в истории каждого народа самого мелкого и очень большого и древнего. И у каждого народа он наполнен своими традициями, своими обычаями, своими правилами, освященными временем. Всё это передается от поколения к поколению. И мы не можем не подчиниться этой линии, выстроенной нашими предками.

     Я вспоминаю несколько фильмов, в которых эта линия представлена как нельзя лучше и правдивей. Они очень разные эти фильмы. Но суть-то одна. Свадьба. Та самая, что «пела и плясала». Посмотрите. Оно стоит того. «Сельская учительница», «Свинарка и пастух» и, конечно, «Свадьба». Три шедевра на все времена. Хотя и очень разные. И все три фильма были сняты почти в одно время. А это время стоит не так уж и далеко от того, что мы видим на картине Максимова. А это только придает ещё больше правдивости тому, что мы видим.
                *****
 И в живописи тоже есть много картины, которые отражают это важнейшее событие. Да и как не отразить. Всё, что волнует нас, само просится  на полотно. Многие художники от 18-го века до наших дней обращались к этой теме. Самых разных направлений И не только у нас. Правда, некоторые подходили к этому сюжету более чем своеобразно. У художника Максимова – это можно сказать классика.

   Я уже сказал, что художник подошёл к работе более чем основательно. Хотя тема – деревенская свадьба – была ему более чем ясна и понятна. Он же и сам был по сути, по природе своей крестьянином.  И не стыдился признавать это. Он живет в избе, носит русскую рубаху и шаровары, брат-портной шьет ему дубленый полушубок с вышивкой.

 Всё, что мы видим на картине, все до малейшей детали – это всё подлинное. Убранство главной комнаты избы, домотканые занавески на окнах, иконы в Красном углу, прялка рядом с иконой и все одежды участников события.
 
   Событие только начинается. Молодые стоят под иконами в Красном углу. Волнуются. А о том, как сложатся их отношения, никто и не думает. И они тоже не думают. Да и не для этого они сегодня все собрались. Собрались повеселиться, выпить да закусить, спеть, да и поплясать от души. Может и подраться. А это уж как сложится.  Веселье на всю деревню. И вдруг…

    Вдруг явился тот, кого не ждали и не приглашали. Весь вонючий и грязный. Борода лопатой вся в космах. Он диким взглядом упёрся на молодых и пока молчит. Это всем известный колдун и юродивый. И какой чёрт принёс его сюда теперь. Все застыли на своих местах. Немая сцена. Что-то колдун скажет сейчас. Как поведёт себя. Пришёл всю обедню испортить? Страху уже нагнал такого, что все оцепенели от ужаса.  Какая злая сила принесла его сюда. И не всё он так будет молчать. Сейчас что-то и он скажет. И ничего хорошего ждать от него не приходится. И прогнать его взашей тоже нельзя – себе дороже.  Это зло неприкасаемое.

     А то, что он скажет, - это очень важно. Несмотря на всю набожность собравшейся публики, несмотря на всё православие с присутствием икон в Красном углу, суеверия совсем не изжиты. В сознании крестьян ещё крепко жили дохристианские языческие страхи перед темными, злыми силами. Колдуны, волхвы, прорицатели имели не меньшую силу воздействия на тёмных непросвещённых крестьян. Не меньшую силу, чем и сегодняшние ясновидцы типа шарлатанов Чумака, Джуны и господина Грабового. А того, кого мы видим на картине Максимова, то, что он пришёл явно не с добрыми намерениями, и ничего хорошего от него не жди, всё это и так понятно.
   
     Вот такое событие нам показал художник Максимов. Жизнь полна неожиданностей.  Одно из них представлено на картине. А нам сегодня изображение, представленное на картине, помогает погрузиться в то время. Картина как волшебное окно помогает нам увидеть наше прошлое, увидеть жизнь наших предков. Мы сами все произошли из этого времени. Вот они наши народные корни. Вот как одевались они, наши не самые далёкие предки. И вот как они праздновали важнейшие события своего времени.

 Это вам не античные герои, жизнь которых тоже была наполнена различными страстями. И таких картин мы увидим много и самых разных. И картин очень хороших, даже и гениальных. Вот, как например, у художника Лосенко  на его картине «Прощание Гектора с Андромахой». Но это всё хоть и красиво, но жесты театральные, чувства сильные, но искусственные.  А на картине Максимова нет никакого театра. Есть напряг от неожиданного явления колдуна.
 
    Художник работал над картиной несколько лет. Она стоила ему большого напряжения. Труд его был вознаграждён как нельзя лучше. В марте 1875 г. картину купил сам Третьяков. А несколько позже Петербургская Академия художеств присвоила художнику «за отличные познания в живописи»  звание академика.
 
   Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Но нельзя сказать, что сюжеты его картин так уж сильно соответствовал политике этого движения. Его сюжеты были такими  пассивно-созерцательными. В них не было обличительного пафоса, не было критической направленности московской школы. Не было того, что получило название критический реализм.

        Когда-то пройдя весь академический курс за три года, художник    отказался от конкурса на большую золотую медаль. Здесь нужно вспомнить, как тремя годами ранее группа  во главе с  Иваном Крамским  тоже отказалась от участвовать в конкурсе. Был скандал грандиозный. Но там была другая история. Они отказались писать картины по навязанному сюжету и покинули академию. А ведь победившему в конкурсе как главная награда предоставлялась бесплатная поездка и стажировка в течении нескольких лет в Европе.
 
  Максимов отказался по другой причине. Он вообще не хотел ехать ни в какую Европу. Вот что он сам пишет по этому поводу:  «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».

       То есть он хочет сказать, что в Европе никто и ничто его не научит тому, как нужно изображать жизнь в России. И он действительно был одним из редких наших художников, который никогда не был за границей. А уж крестьянскую жизнь он знал, как никто. В том же году чтобы набраться новых впечатлений он едет на Волгу. Там на Волге он питает душу тем, что позже отображает на своих картинах. То есть тем, что он не нашёл бы ни в Италии, ни во Франции.
 
                *****
    Но время шло. А художник не может существовать не только вне дарованного ему судьбою пространства, но и времени тоже.  И вот наступил момент кризиса в его творчестве. И не только у него, а и у всей русской интеллигенции  80-е годы.  Революционная ситуация и затем выступление первомартовцев сменяется жестокой реакцией. Народнические идеалы рухнули. Звать Русь к топору стало неактуально. Да собственно Максимов этим никогда и не занимался. Он никогда и не был тем, кого в наше время называют диссидентом. Он просто описывал жизнь крестьян. А этого оказывалось недостаточно  И  он не смог подняться в своей живописи до проблем нового времени. Я не знаю, хорошо ли это или плохо. Не знаю.
 
     Но ведь картины надо же ещё и продавать. А новых идей нет. Он их и не ищет. У него депрессия и он подолгу не может преодолеть её. И он начинает копировать сам себя. Свои самые лучшие и известные картины.  Основным источником существования в этот период было копирование картин:  «Семейный раздел» и «Приход колдуна» — по пять-семь раз. Чтобы свести концы с концами он многократно повторяет «Всё в прошлом» Повторяет  сорок два раза. В Третьяковке находится оригинал.
 
       Последние годы жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений: Актуальность передвижников  прошла, на смену ему пришли новые направления. Нужда и болезни свели художника в могилу. Похоронен он был на родине.

  Репин написал некролог. В нём были такие слова: «В изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто бы сравнился с Максимовым. Его образы отличает трепетная и взволнованная душевность, глубокая человеческая сердечность живет в его лучших картинах».


Рецензии
Мне это особенно понравилось.
"Ленин как то сказал Горькому: «А знаете батенька, а ведь, до Толстого у нас в литературе настоящего мужика и не было». Художник Максимов и был тем самым мужиком, но только в живописи. И не мог и не хотел быть никем иным. Крестьянский дух так и остался в нём неискоренимо. Он питал всё, что он ни творил кистью на полотне."

Игорь Леванов   11.03.2021 14:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.