Экологический вброс. Охота на слова

Сегодня 9 августа 2020 года. До сегодняшнего дня я ничего не слышал и ничего не знал об экологе Андрее Ожаровском.

В топе новостей прочитал, что вчера 8 августа 2020, 06:12  «Жителей Свердловской области встревожили данные об утечке радиации».

Свердловчане – мои соседи, меня всегда интересовали их дела и заботы. Когда-то мой родной Кыштым в качестве волости входил в Екатеринбургский уезд. Там живут не только знакомые, но и родственники. Естественно, информация заинтересовала. И хотя я считаю , что сайт Росбалт не отличается объективностью и правдивостью,  открыл интересующую меня страницу. Вот её текст:

«Эксперт-эколог Андрей Ожаровский обнаружил угрозу облучения для людей, живущих недалеко от расположенной в городе Заречном Белоярской АЭС. По его словам, участки радиоактивного загрязнения с фоном пять раз выше нормы есть в протекающей рядом с атомным объектом реке Ольховке, в частности в заболоченной местности, пишет Znak.com.
Ожаровский опасается, что вода из Ольховки попадет в реку пошире — Пышму «и люди могут использовать эту воду с радионуклидами для полива огородов, если не для питья». При таком сценарии «радионуклиды могут попадать внутрь человека, накапливаться», заявил специалист, предупредив, что «внутреннее облучение опаснее, чем внешнее».
Местность у Ольховки нуждается в срочном ограждении, почва — в рекультивации, считает эколог. Однако на станции на основе «многолетних наблюдений» заверяют, что причин для беспокойства нет: никакого выноса радиоактивных веществ в Пышму не происходит».

Первое, что я почувствовал, -  меня дурачат. Мне как ребёнку разжёвывают мысль про воду с радионуклидами, которая опасна и для полива, и для питья.
Второе, я вспомнил про аварию, которая названа именем моего города. Кыштым-57. Мне уже исполнилось 10 лет, когда в соседнем закрытом городе случилась авария на ядерном объекте. Я дважды был в этом городе Озёрске, не раз встречался с руководителями и специалистами. Был и в другом закрытом городе – Снежинске. Изучал историю этих ЗАТО, делал публикации в «Вечернем Челябинске», в некоторых частных газетах. Дату аварии – 29 сентября 1957 года – я помню как таблицу умножения.

Информация в Ростбалте появилась ровно за 40 дней. Символичная примета.

А политическую ситуацию в Екатеринбурге раскачивают с момента ареста хабаровского губернатора. Раскачивали и раньше в связи с голосованием по поправкам, а здесь появился новый повод обвинить власть в борьбе с инакомыслием, хотя она ведёт борьбу с реальными преступлениями и добивается, чтобы воры, убийцы и казнокрады сидели в тюрьме.

Я никогда не был в городе Заречном на Белоярской АЭС. Проезжал мимо, в том числе через посёлок Белоярский. В реке Пышме купался, не раз ловил рыбу. В этих краях родился мой отец, живут потомки моего брата по отцу. Мой старший брат по матери два сезона провёл в геологической партии в Верхней Пышме. Если бы кто-то в мои ранние годы сказал, что в Пышму впадает Ольховка, название довольно распространённое для речек, я бы запомнил.

Роюсь в Википедии:

Ольховка — река в России, протекает по Байкаловскому району и Ирбитскому муниципальному образованию Свердловской области. Устье реки находится в 24 км по правому берегу реки Кирга. Длина реки составляет 18 км.
По данным государственного водного реестра России относится к Иртышскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки  Ница от слияния рек Реж и Нейва и до устья, речной подбассейн реки  Тобол (российская часть бассейна). Речной бассейн реки Иртыш.

Никакой связи с рекой Пышмой. В описании реки Пышмы ни в Википедии, ни в энциклопедии я не отыскал притока с названием Ольховка. Правда, упомянут ручеёк в системе Белоярского гидроузла, впадающий в речку Юрмач. Возможно, что в низине этого ручья в прошлые годы скопились отходы АЭС. Неужто их  имел в виду  эколог  Андрей Ожаровский? Тогда ясно, что заготовка для этого вброса была сделана давно, может быть, несколько лет назад, но страшилка нужна именно сейчас, когда идёт непримиримая схватка за власть на планете. Надо подыграть одной из сторон. Дорого яичко к Христову дню. Эколога разбудили, и он едет на Урал, создаёт страшилку и рекламу себе как лектору по ядерной тематике, то есть непыльную работу на длительную перспективу.

Что можно узнать о самом Андрее Ожаровском?

Один из радикальных экологов «Беллона» ; Андрей Ожаровский ; на общественных слушаниях уже попытался разнести в пух и прах проект четвертого энергоблока в Волгодонске.

Андрей Ожаровский, российский физик, московский публицист, критик атомной энергетики. Дважды бывал в Чернобыльской зоне, дважды на Фукусиме. Автор пособия для учителей «Чернобыльские уроки» и соавтор ряда докладов по вопросам атомной энергетики. Эксперт нескольких общественных экологических экспертиз проектов АЭС, участник десятков общественных  слушаний по проектам АЭС, обращению с радиоактивными отходами и прочих проектах Росатома.

Сотрудничает с рядом известных общественных организаций (Социально-Экологический Союз (СоЭС), Гринпис, Беллона). Постоянный автор сайта Bellona.ru. Участник Белорусской антиядерной кампании, ряда других международных инициатив. Участвовал в работе Комиссии ООН по устойчивому развитию, Конференции по снижению рисков и в климатических переговорах ООН.

Словом, он профессиональный борец с атомной энергетикой. А насколько добросовестно ведёт эту борьбу, покажет время.


Рецензии