О феномене первого шанса

У вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление.
Коко Шанель

Коко Шанель – автор маленькой истории первого впечатления в чёрном цвете. Женщина, имея сиротское воспитание и плоскую фигуру, реализовалась в условиях хищных законов мужчин. Шик без усилий и строгая простота – элитный бренд. Действительно, универсален стиль жокейского шарма и роскошной нищеты. И расчётливо-щедрый авантюризм в загадочном тумане как образ жизни – с чередой взлётов и падений. А также умение постоять за себя с язвительным высокомерием и беспристрастным отчуждением. Великая мадмуазель каждый раз уверенно и энергично исключала случайных людей. «Это отношение чувствуется сразу, и я ухожу первая» – её формула избегания их неприязни.

И у Маргарет Тэтчер надёжное узнавание окружающих возникало в первые десять секунд. В начале знакомства мозг улавливает импульс: свой-чужой, быстро отвечая на главные вопросы: «Можно ли доверять этому человеку?» и «Можно ли уважать этого человека?». Данный феномен изучила Эми Кадди в «Присутствии». Многолетние исследования проведены в трёх десятках стран с одинаковым результатом. Однако, у большинства – шаблонное мышление и искажённый эффект восприятия. Там, где закоснелое сознание и дефицит интуиции – норма, принято казаться, а не быть. Форма успешно выдаётся за содержание. Зачастую техникой искромётного очарования владеют разномастные манипуляторы.

Александр Пушкин сформулировал тезис удобной лжи. В «Признании» он восклицает: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!». Существует наблюдение: «Если человек обманул тебя один раз – он подлец, если два раза – ты дурак». И вывод: «Доверяй, но проверяй». Недаром русские благоразумно «встречают по одёжке, а провожают по уму». Так легче утратить доверие, обусловленное социальной потребностью.

Участник, стремящийся к компромиссу, избегает неминуемого разрыва. Вплоть до потери собственного достоинства. И вовлекается в унизительный режим ожидания того, кому ненавистен или безразличен. Китайская пословица гласит: «Между тобой и другим человеком всегда ровно десять шагов: если ты прошёл свои пять и тебя никто не встретил – разворачивайся и уходи». «Знающий меру доволен своим положением», – наставляет Лао-Цзы. Сократ предупреждает: «Ничего сверх меры». Бернар Вербер отмечает: «Всё нужно делать вовремя. Вчера было слишком рано, завтра будет слишком поздно». Обратная связь в минусе? Необходимо приберечь ценные инвестиции: время и энергию, свободно обновив контакты.

«Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба глаза» – народная мудрость. Прощение не идентично забвению. Прощение лечит одного, не улучшая другого, а забвение стирает важную информацию. Прощение и забвение – хвалебные оды вседозволенности и безнаказанности. Артур Шопенгауэр считает: «Прощать и забывать – значит бросать за окно сделанные драгоценные опыты». Их обнуление способно привести к трагичному исходу. Ларс фон Триер в «Догвилле» (Собачий город) наглядно иллюстрирует усиление злодеяний мучителей благодаря их высокомерному оправданию жертвой. Нельзя предавать себя гонкой за иллюзиями. Суть не в мести, а в предвидении дубля негативного исхода.

Показателен диалог из «Служебного романа» (Эльдар Рязанов): – Очень хочется произвести на вас приятное впечатление. // – Вам это удалось…уже. // – Усилить хочется. Внимания достоин тот, кто не упраздняет расположение. А иначе решительно действуй в обозначении жёстких границ. Развивай инстинкт выживания наряду с уважением к своей личности. Удаляй токсичных субъектов из круга общения с «волчьим билетом». Закрывай доступ к твоим активам. Исчезай оттуда, где тебе не рады.

Гераклит изрекает: «Всё течёт, всё меняется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот». Кратил мысль сжимает: «Нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку». Недоступен обратный путь – «сколько воды утекло». Бесконечно и неудержимо движение времени, пространства и материи. У квантовой реальности безграничный потенциал.

Павел Таранов в «Секретах поведения людей» группирует триста жёстких законов. Например, «запрет возвращения». Расставшийся с деревом плод не восстанавливает узы. Татьяна Шитякова в «Не возвращайся в рай потерянный» резюмирует: «Смирись и удались во времени // От прежних радостей и бед. // Ты чужестранка в этом племени – // Тебе здесь больше места нет». Инородный путник не ищет точку опоры в ходьбе задом наперёд. Франц Кафка в «Возвращении домой» пишет: «Чем дольше медлишь у двери, тем более чужим становишься». Близкие навсегда превращаются в дальних.

«Нам нельзя возвращаться назад» Владимир Быковский раскрывает с одноименной строчки, уточняя: «в те места, где зимуют метели». Конец определён губительным холодом в продуваемом ветрами убежище. Андрэ Моруа сочинил «Открытое письмо молодому человеку о науке жить». В тексте он цитирует Габриеля Делоне: «Следует смириться с тем, что есть, и принять то, что приходит ему на смену... Я живу в эпоху самолётов и не тоскую по дилижансу... Прошлогоднего снега не бывает. Есть снег и его белизна». Эфемерный характер бытия даёт привкус терпкой горечи и всё же…

Константин Бальмонт в «Я не знаю мудрости» оппонирует: «В каждой мимолётности вижу я миры, // полные изменчивой, радужной игры». Азартное облачко уплывает вдаль, растворяясь за горизонтом. Янко Есенский в «Демократах» рассуждает: «Мгновение, хоть и коротко, имеет свою власть. И молния и гром – мгновения, которые освещают и потрясают; кто подчинится мгновению, станет его рабом, кто одолеет власть мгновения – господином». Момент не эксгумировать. От затхлости несёт нафталином, в её недрах – споры плесени. Напрасно копание червивой могилы.

Михаил Булгаков называет просроченную годность испорченностью. В «Мастере и Маргарите» он уличает: «Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!». Гниющая мертвечина с душком. Анна Кирьянова в «Если человек вам не нравится, лучше уйти. Для раздражения есть основания» упоминает о прокисшем супе. Хватит и первой ложки, чтобы усвоить: несъедобно содержимое в тарелке.

Первый шанс волнует белизной чистого листа. Необъятное пространство здоровой свежести вызывает глубокие ощущения. Использованная бумага утрачивает зеркальность пустоты. А в склеенных осколках разбитой вазы – невидимая паутина трещин от бывшего употребления. Растоптанный дух хранит грязные отпечатки харизматичного временщика, с пустым стулом в центре. Соискатели на освободившуюся роль не получают никакого шанса. Зачем блуждать по замкнутому кругу?

«Увидеть шанс ещё не является искусством. Искусство – это увидеть шанс первым», – замечает Бенджамин Франклин. Альфа метит территорию, доминируя в конкурентной борьбе. Бета обескуражено довольствуется утешительным призом. Второй, заняв очередь, находится в тени первого. Только первый не равносилен одному и догоняющий может стать ведущим. Основной теперь не единичен потом.

Словосочетание «первый шанс» опутывает рутина бесконечных вероятностей: третий, седьмой... Конвейерный выпуск превращает его в мусор. Тему охватывает анонимная фраза: «Не давайте людям второй шанс – пусть ценят с первого». Наличием второго обесценивается первый. В «Первой стреле» мастер кюдо забирает у ученика одну из двух стрел – первую. Запасная попытка лишь сбивает с толку.

Владимир Серкин в «Хохоте шамана» отмечает необычный факт. Часть слов в эвелнском языке образуется единожды по неповторимым правилам. Песня о звёздах чуть видоизменяется у следующего костра. Юрий Шатунов исполняет «Листопад» – поэтический текст с мелодией. Бесчисленные листья кроваво-золотым огнём шуршат на асфальте – их топчут, не замечая, прохожие. Как бы они изумлялись вспыхивающей во мгле драгоценности ЕДИНСТВЕННОГО листа.

P.S. Фундамент текста – не строгий числовой подсчёт каких-либо шансов. Дело в экстремально-пронзительном и безальтернативном СОСТОЯНИИ истинности и цельности выбора. Хронического любителя «бегать по граблям» и «тянуть резину» застанет врасплох смертельный удар.

Текст: Галина Аста.

Дата: февраль-август – 2020.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.