Они воевали в Испании ч. 16

И-15 в бою. Испания.

91. КОНДРАТЬЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ – лётчик.

Родился 12 апреля 1910 г. в Санкт-Петербурге в рабочей семье. Русский. Окончил 7 кл. в 1927 г., профтехшколу в 1931 г. С июня 1932 г. по декабрь 1933 г. учился в Харьковской Военной школе лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В декабре 1933 г. ему было присвоено воинское звание «лейтенант». Жена - Аверичева Антонина Петровна, г. Киев. Член ВКП (б). Служил пилотом, мл. лётчиком в 109-й, 65-й и других эскадрильях 36-й истребительной авиационной бригады Киевского ВО.  Испании с 20 октября 1936 г. по 13 июня 1937 г., был пилотом истребителя И-15. Вероятно, имел псевдоним «Мануэль Гарсия Гомес». В боевых вылетах принять участие не успел. Вечером 3 ноября 1936 г. в составе 11 истребителей И-15 совершал перелёт с завода в Мурсии на фронт, к Мадриду.  В полёте потерял ориентировку и, вместе с ещё одним лётчиком лейтенантом Н.М. Зверевым, израсходовав горючее, совершил посадку на вражеской территории у Сьерра-де-Гвадаррама. Попал в плен и 12 марта 1937 г. был отправлен в Германию, где подвергался вербовке. В мае был обменян на немецкого лётчика, освобожден и отправлен на родину. Служил в Киевском ВО, был командиром звена в 65-й эскадрилье до декабря 1937 г., затем был помощником командира эскадрильи 23-го истребительного авиаполка до августа 1938 г. 18 апреля 1938 г. ему было присвоено воинское звание «капитан». С августа 1938 г. по 27 декабря 1939 г. командовал эскадрильей 23-го ИАП, затем до 25 апреля 1940 г. был командиром эскадрильи 12-го истребительного авиаполка. С июля 1940 г. учился в Военной академии командного и штурманского состава ВВС, окончил один курс в 1941 г., во время учёбы был командиром эскадрильи учебного полка академии. 28 июня 1941 г. был осуждён и находился в лагере до 28 июня 1946 г., после чего был освобожден и одновременно уволен в запас. 28 июня 1958 г. был реабилитирован. Работал главным инженером и механиком зернового треста. По состоянию на 1970 год проживал в Оренбурге. Награждён орденом Красного Знамени - 02.01.1937 г. 8 июня 1945 г. В.М. Кондратьев был лишен ордена с порядковым № 1442, но затем, 28 июня 1958 г. орден ему вернули.

92. КОНДРАТ ЕМЕЛЬЯН ФИЛАРЕТОВИЧ - лётчик.

Родился 8 августа 1911 г. в дер. Косари, ныне дер. Красные Косары, Мглинского р-на Брянской обл., в семье крестьянина. Окончил 5 классов в 1925 г., 2-годичный Симферопольский рабфак вечернего курса по специальности кузнеца - слесаря и 6-месячные Севастопольские курсы чертёжников в 1931 г. С марта 1925 г. по апрель 1926 г. батрачил в деревнях Косари и Луговка, затем до января 1929 г. трудился в хозяйстве отца. С января 1929 г. по январь 1930 г. работал на машиностроительном заводе в Симферополе, потом до июня 1930 г. - учеником в акционерном обществе "Установка" в Симферополе, а ещё позже, до февраля 1932 г. - кузнецом и слесарем на судоремонтном заводе в Севастополе. С 25 февраля 1932 г. стал служить в Красной Армии. С февраля 1932 по октябрь 1933 г. учился в Качинской военной авиашколе пилотов. С октября 1933 по октябрь 1936 г. служил младшим лётчиком в 34-й истребительной авиаэскадрильи 56-й истребительной авиабригады Киевского ВО. 28 мая 1936 г. получил звание лейтенанта. С 20 октября 1936 г. по 7 апреля 1937 г. воевал за республиканскую Испанию. Был пилотом И-15 - 1-й истребительная авиаэскадрилья. Имел псевдонимы "Алихнович" и "Конрад". В 1937 г. был легко ранен в правую руку. Всего совершил 180 боевых вылетов, сбил 6 самолётов (3 лично и 3 в группе). За бои в небе Испании Е.Ф. Кондрат был награждён двумя орденами Красного Знамени (2.01.1937 и 4.07.1937). 17 апреля 1937 г. ему присвоили звание ст. лейтенанта. С мая по сентябрь 1937 г. был командиром звена в 34-й ИАЭ. 20 февраля 1938 г. был произведён в капитаны. С сентября 1937 по июнь 1938 г. командовал отдельным отрядом в 26-й ИАЭ. Награждён медалью "XX лет РККА" ( 22.02.1938). Затем был переведён на Дальний Восток, где с июня по ноябрь 1938 г. командовал эскадрильей.

Далее до февраля 1939 г. был помощником командира и до января 1940 г. командиром 18-го ИАП в Хабаровске. В августе 1938 года участвовал в боевых действиях с японскими захватчиками на озере Хасан, где совершил 16 боевых вылетов. 4 ноября 1938 г. ему присвоили звание майора. В январе 1940 г. был назначен командиром 152-го ИАП. С 15 февраля по апрель 1940 г., вместе со своим полком, участвовал в советско-финляндской войне. При авианалёте получил контузию правого колена. Летал на И-16, совершил 51 боевой вылет. 31 марта 1940 г. ему было присвоено звание полковника. 21 мая 1940 г. награждён третьим орденом Красного Знамени. С апреля 1940 г. был командиром 131-го ИАП. Затем, до мая 1941 г., Кондрат учился на оперативном факультете Военно-Воздушной инженерной академии им. Жуковского. После окончании учёбы был назначен на должность инспектора Управления ВВС Северо-Кавказского ВО. С Июня 1941 г. на фронтах ВОВ. До февраля 1942 г. был командиром 274-го ИАП на Юго-Западном фронте. Осенью 1941 г. на истребителе ЛаГГ-3 сбил в районе Ростова разведчик Ju-88. Затем, до июня 1942 г., он был ст. инспектором ВВС Волховского фронта. С июня 1942 по июль 1943 г. был командиром 2-го ГИАП на Волховском и Калининском фронтах. Летал на истребителях И-16 и Ла-5. 23 февраля 1943 г., в боях под Волховом, сбил 3 самолёта противника. 1 мая 1943 г. за умелое руководство, личное мужество и героизм, Емельяну Филаретовичу Кондрату было присвоено звание Героя Советского Союза ("Золотая Звезда" № 3780) с вручением ордена Ленина. Он был также награждён медалями "За боевые заслуги" (3.11.1944), "За оборону Ленинграда" (22.12.1942), "За победу над Германией" (9.05.1945).

1 июня 1943 г. гв. полковник Е.Ф. Кондрат был назначен командиром 249-й истребительной Краснознамённой авиадивизии 9-й ВА, которая в составе 1-го Дальневосточного фронта в период с 9 августа по 3 сентября 1945 г. принимала активное участие в советско-японской войне. За время ВОВ совершил 51 боевой вылет и 10 ночных полётов на фронт по особому заданию. Сбил 10 самолётов (5 лично и 5 в группе). После окончания войны продолжал служить в авиации на различных командных должностях. 11 мая 1949 г. ему было присвоено звание генерал-майора авиации. В 1951 г. окончил Военную академию Генштаба. С апреля 1954 г. по октябрь 1957 г. служил в Китае. В 1958-1968 гг. был зам. начальника Киевского высшего инженерно-авиационного военного училища ВВС. За безупречную службу был награждён двумя орденами Красного Знамени (13.06.1952 и 22.02.1968), орденом Красной Звезды ( 30.04.1947), медалями "30 лет Советской Армии и Флота" (22.02.1948), "250 лет Ленинграда" (16.05.1957), "40 лет Вооружённых Сил" (22.02.1958), "20 лет Победы" (7.05.1965), "50 лет Вооружённых Сил" (26.12.1967). Имел общий налёт 2062 часа в воздухе. 30 ноября 1968 г. был уволен в запас в звании генерал-майора авиации. Жил в Киеве. Автор воспоминаний: "Достался нам век неспокойный", "Ради жизни на земле" (в сборнике "Вместе с патриотами Испании") и других. Умер 16 августа 2002 г. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. На аллее Героев города Мглин Брянской обл. установлен бюст Е.Ф. Кондрата, а в Мглинском краеведческом музее имеется стенд, посвящённый славному земляку - Герою.

93. КОПЕЦ ИВАН ИВАНОВИЧ

Родился 19 cентября 1908 г. в Царском Селе, ныне г. Пушкино (Ленинградская обл.), в семье рабочего. Окончив в 1925 г. 8 классов школы 2-й ступени им. Карла Маркса в г. Ишиме (Тюменская область), работал секретарём окружного суда. С 1927 г. в Красной Армии. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, в 1929 г. Качинскую военную авиашколу пилотов, в 1935 г. курсы усовершенствования высшего начсостава при Военной академии Генштаба. После КУНСА Копеца сначала назначили командиром истребительного звена 70-го отдельного истребительного авиаотряда при ВВА им. Жуковского, а с апреля 1936 г. - командиром этого отряда. В середине сентября в Испанию тайно прибыли первые 4 пилота-истребителя: И. Копец, А. Ковалевский, Е. Ерлыкин и П. Пумпур. Так как Советский Союз не афишировал свою помощь, наши лётчики воевали там под псевдонимами: Копец - "Хозе", Ковалевский - "Казимир", Ерлыкин - "Педро", Пумпур - "Хулио". К тому времени советских самолётов в Испании ещё не было, и наши пилоты вынуждены были драться с фашистами на устаревших бипланах "Ньюпор-52". Первыми на прикрытие республиканских бомбардировщиков от нападавших фашистских истребителей "Хейнкель-51" поднялись Иван Копец и Антон Ковалевский. Силы были отчаянно неравные, но атаку фашистов удалось отбить. Как вспоминают очевидцы того боя, на самолёты Копеца и Ковалевского страшно было смотреть, настолько они были изрешечены пулями. Так воевать могли только люди с железными нервами и несгибаемой волей. Именно таким воздушным бойцом зарекомендовал себя в Испании Иван Копец. Ст. лейтенант Иван Копец летал на разных типах самолётов и участвовал в боях за республиканскую Испанию с сентября 1936 г. и по 17 июня 1937 г.

Обладая уникальной техникой пилотирования, крепкий физически, он умудрялся успешно сражаться с врагом даже на устаревших самолётах. Когда из-за повреждений не стало возможности летать на "Ньюпорах", он пересел сначала на "Луар-46", а затем на "Девуатин-371". Лишь бы летать, лишь бы воевать! Мужественного лётчика было просто невозможно удержать на земле. Он освоил все имевшиеся на вооружении республиканцев самолёты, летал даже на трофейном "Фиате-32" - в разведку по глубоким тылам противника. Но особенно засверкало его лётное мастерство после прибытия в Испанию его любимых истребителей И-15. 3 января 1937 г. вся страна узнала из газет о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства ст. лейтенант Копец награждён орденом Красного Знамени. В Испании Иван Иванович брал на себя самые трудные и ответственные задания. В мае 1937 г. после убытия в Союз командующего истребительной авиацией республиканских ВВС комбрига П. Пумпура, его обязанности, до прибытия комбрига Е. Птухина, доверили исполнять именно ему - ст. лейтенанту Копецу! Именно Копец вводил в строй и повёл в первый боевой вылет с аэродрома Алькала-де-Энарес своего сменщика Евгения Птухина. К 9 декабря 1936 г. он имел на счету 2 сбитых самолёта (4 ноября, утром в районе Мадрида, сбил "Фиат-32". 13 ноября ещё один "Фиат-32"). Всего же совершил более 200 боевых вылетов, сбил 5 самолётов (2 лично и 3 в составе группы). 2 января 1937 г. награждён орденом Красного Знамени. В июне 1937 г. представлен к званию Героя Советского Союза, которое подписал сам И. В. Сталин.  20 июня он стал полковником (минуя звания капитана и майора), а 21 июня 1937 г. за проявленные мужество и героизм при выполнении интернационального долга был удостоен звания Героя Советского Союза.

Продолжение следует в части  17                http://proza.ru/2021/02/10/1732            


Рецензии