Не так давно впервые после долгого перерыва я услышал песню Гурченко и Моисеева Петербург-Ленинград. И вспомнил, что меня в этой песне всегда мучал один вопрос.
В песне есть строчка:
"Ты уехал, ты уехал в Петербург
А приехал в Ленинград".
Дело в том, что город назывался Петербургом до 1914, а Ленинградом стал в 1924 году. С 1914 по 1924 год он назывался Петроград. То есть герой песни уехал в 1914 году в Петербург, а приехал в 1924 году в Ленинград. Где он пропадал 10 лет?
Отбросив в сторону давние историко-политические баталии, можно прийти к выводу, что смысл песни гораздо прозаичнее. Здесь, скорее всего, речь идёт не о временах начала 20-го века, когда, из-за того, что Германия являлась зачинателем первой мировой войны, в угоду тогдашней Российской государственной идеологии отвергалось всё немецкое и германизированное, и построенное с немецким акцентом наименование Петербург было заменено на чисто русское Петроград, а о временах не таких уж и далёких. Представьте себе ситуацию в конце 1990-ых, когда двое уже пожилых людей, которые некогда, десятилетия назад, были очень близки в молодости, и происходило это в Ленинграде где-нибудь на рубеже конца 1950-ых-начала 1960-ых годов. Но по воле какого-то нелепого случая они расстались, и он уехал из Ленинграда, а она осталась, и жила все эти годы в этом городе, и в 1991-ом году из Ленинградки превратилась в Петербурженку. И вот, спустя уже прожитые десятилетия, они каким-то образом нашлись, и решили вновь повидаться. Но теперь она уже привыкла к тому, что этот её город - это современный Санкт-Петербург. А он после их расставания и его уезда больше здесь не бывал. И теперь он уже едет на встречу с ней в Санкт-Петербург, но, приехав, под влиянием нахлынувших воспоминаний, начинает воспринимать город прежним Ленинградом своей молодости и своего утраченного счастья. Отсюда и эта строчка: "Я уехал в Петербург, а приехал в Ленинград". И уже в нынешнем Петербурге они объясняются, и им становится понятно, что десятилетия, прожитые в отдалении друг от друга, сделали их слишком разными, и чужими друг другу. У каждого своя жизнь, и своё прошлое, с которым никак ни порвать не получится, ни отбросить его в сторону. Об этом красноречиво гласят строки: "... вчерашние сны никому не нужны ..." и "... У меня свой рассвет, ты встречаешь свой вечер ...". И теперь они вынуждены признать:
"... Мы друг другу никто, наш роман пересказан,
Не читая, мы рвём письма издалека.
И у нас на двоих будет прошлое разным,
А теперь улыбнись и скажи мне: «Пока»."
И теперь они не обвиняют тот нелепый бессмысленный случай, который развёл их те далёкие десятилетия назад:
"... В этой осени никто не виноват ...".
Но, всё-же его воспоминания об их совместном прошлом для него слишком животрепещущи, и каждый уголок нынешнего Санкт-Петербурга ему напоминает тот Ленинград его молодости, и о счастье, утраченном 30 лет назад.
Вот, как-то так ...
Александр Баранников 06.05.2025 17:24
Заявить о нарушении