Нагрудные подвески-бубенчики

История одного экспоната

В книге-каталоге «Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея», который составили в 2016 году кавказовед, доктор исторических наук, главный научный сотрудник РЭМ, профессор СПБГУ Владимир Дмитриев и знаменитый черкесский народный мастер Вячеслав Мастафов, представлен один старинный, традиционный для адыгов экспонат – нагрудное украшение женской одежды – подвески-бубенчики, называемые по-адыгски «жьгъыру». Согласно описанию экспоната, приобретенного в 1906  году в селе Куденетово или Мисостово и хранящегося до сих пор в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, нагрудные подвески-бубенчики представляли собой «две прямоугольные бархатные полоски темно-красного цвета, обшитые рамкой из серебряного галуна и отороченные сутажом, которые были соединены между собой нашейным шнуром. На каждой полоске было закреплено по девять штук орнаментированных серебряных подвесок-пустотелых бубенчиков, одна над другой, соприкасающихся между собой». Все части женского нагрудного украшения изготовлялись вручную. Длина полосок составляла 22 см, а ширина – 2,8 см. Такие подвески-бубенчики одевались на шею и располагались по борту верхнего платья, а снизу они крепились к одежде.  В описании экспоната составители отметили, что такие нагрудные подвески-бубенчики надевались молодыми девушками по праздникам как украшение верхней одежды фащэ. При ходьбе пустотелые бубенчики соударялись, и был слышен легкий серебряный звон. (1).
Такое съемное нагрудное украшение дополняло нашитые на верхнее платье нагрудные застежки. Анализируя старинные фотографии конца XIX – начала XX века, можно прийти к выводу, что  со временем бархатные полоски исчезли, а серебряные «пустотелые бубенчики» зачастую нашивались, как часть ансамбля нагрудного украшения платья. Что наблюдается на сае традиционного адыгского девичьего праздничного комплекта, экспонируемого в Национальном музее Республики Адыгея и датируемого началом XX века (2). Сам способ использования бубенчиков указывает на то, что они, скорее всего, достались владелице костюма по наследству без полоски ткани, украшенной галуном и сутажом. Нашитые раздельно, на расстоянии друг от друга, как красивое и прочное серебряное украшение, они утратили свое обережное значение и уже не могли создавать «легкий серебряный звон» при ходьбе.
О том, что в начале XX века такие подвески из серебра на адыгском женском костюме часто нашивались на груди верхнего платья или кафтанчика вдоль разреза по сторонам застежек, упоминает Е.Н. Студенецкая в своей работе «Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX веков». Она также отмечает, что такие подвески имели форму «шариков на цыпочках, цельных или разрезанных вдоль миндалин, грушевидных пуговиц, висящих узким концом вниз». (3). Это были так называемые «звенящие» украшения, которые были распространены на Северном Кавказе, в частности – у адыгских народов. «При движении они ударялись друг о друга и издавали звон. Кабардинцы называли их «щ1ы1у1 ухунэ» или «пуговица отгоняющая». Их использование в костюме указывает на то, что, скорее всего, «в прошлом шумящие подвески играли роль оберегов, широко распространенных у многих родов с древнейших времен» (3).
Действительно, бубенчики являлись старинным и даже древним украшением у многих народов. Они делались из серебра, меди или металла. Полые шарики, которые при встряске ударялись друг о друга и тем самым извлекали легкий звук, использовались в качестве оберега, для защиты от злых духов и очищения. Впрочем, как и «отгоняющие пуговицы». По своей сути, слово «пуговица» происходит от слова «пугать», а сам предмет издавна использовали как средство защиты от злых сил, чтобы отгонять недоброжелателей, негативную энергию, сплетни и несчастья. Адыги, как и многие другие народы, верили в существование злых духов и пользовались оберегами и талисманами. А прекрасные черкешенки никогда не пренебрегали в старину украшениями обережного значения для своей праздничной одежды, будь то «звенящие пуговицы-бубенчики» из чистого серебра с чернением или орнаменты-талисманы, вышитые или сплетенные из золотых или серебряных нитей.
Современные черкешенки, заказывая традиционные праздничные платья-сае, пренебрегают такими «звенящими» и «отпугивающими» украшениями. Скорее всего, подвески с бубенчиками или «отгоняющие пуговицы» вышли из обихода еще в начале XX века. Утраченные, возможно, навсегда, они сохранились, в лучшем случае, как музейные экспонаты, датируемые, чаще всего, временем изготовления самого верхнего платья или всего праздничного женского комплекта. Между тем, сделанные из серебра, подвески-пуговицы могли бы относиться и к более раннему историческому периоду, поскольку такие украшения перенашивались и передавались по наследству, даже после того, как платье изнашивалось или истлевало. Но для установления их срока изготовления потребуется специальная экспертиза металла.
Развитие ювелирного искусства адыгов в последние 20 лет, а также широкий интерес современных черкешенок к золотому шитью, позволили бы восстановить забытые «звенящие и отгоняющие» старинные украшения-аксессуары. Реконструированные нагрудные подвески с бубенчиками или грушевидными пуговицами из серебра, «обшитые рамкой из серебряного галуна и отороченные сутажом, которые были соединены между собой нашейным шнуром», могли бы стать прекрасным съемным украшением для черкесских женщин разного возраста, а также фамильной реликвией-оберегом, которая бы переходила от матери к дочери, а затем последующим поколениям по наследству. Разумеется, изготовление набора пуговиц  овальной формы или бубенчиков из серебра может оказаться дорогостоящим. А такой набор должен насчитывать от 14 до 18 элементов, если учитывать детальное описание нагрудных подвесок-бубенчиков или «жьгъыру» из каталога «Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея». Но сегодня умелые мастерицы могут легко заменить их пуговичками или «дэнлъэч», узлами счастья, сделанными с использованием старинной техники адыгского золотого шитья – басонного плетения.
Воссоздавая утраченное и способствуя его реновации, продвигая среди масс, современные черкесские мастера вносят свой вклад в сохранение самобытной культуры адыгского народа.
Библиография:
1. Дмитриев В.А., Мастафов В.Б. Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея. АО «Славия». Санкт-Петербург, 2016. С.124-125
2. Традиционный женский адыгский костюм конца XIX – начала XX века в собрании Национального музея Республики Адыгея// Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Майкоп. 2015. Экспонаты 65, 90.
3. Студенецкая Е.Н.. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX веков. М. Наука, 1989 г. С.202

Составители: Фатима Теучеж при участии этнографа, кандидата исторических наук Нуриет Теучеж.

Иллюстрация из книги-каталога "Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея" (авторы: Дмитриев В.А., Мастафов В.Б.) Санкт-Петербург, 2016. С.124


Рецензии