Послушание Зои

Ходячая катастрофа – так чаще всего называли прихожане, исполняющие послушание в Преображенском храме города Н., свою новую помощницу шестидесятилетнюю Зою – высокую, крепкого телосложения и необычайно энергичную женщину. Это при том, что на ее долю выпали тяжелые испытания: муж погиб, в юном возрасте ушел из жизни старший сын-наркоман, за которого она попала в тюрьму, избив до смерти местного наркоторговца, а ее младший сын отбывал наказание за угон автомобиля...
В очередной раз несущая послушание церковного завхоза, степенная и очень деликатная прихожанка Галина, разменявшая пятый десяток, подошла к настоятелю протоиерею Николаю – молодому, еще только начавшему копить пастырский опыт священнослужителю.
– Батюшка, – в одной руке держа сломанную швабру, а вторую прикладывая к сердцу, тихо докладывала она, – простите, но я не знаю, что делать с этой нашей Зоей. Это какой-то неуправляемый живой атомный реактор. Она хуже резвого слона в посудной лавке. Поставила ее у подсвечника – разбила лампадку на нем, попросила принести воды – ведро опрокинула в притворе, поручила мыть пол – вот уже вторую швабру сломала. Да и грубая, невоспитанная она, – Галина все откровеннее стала изливать наболевшее. – Вот и сыновей не смогла воспитать, один – умер от наркотиков, второй – преступник, воровал автомобили, и сама она не так давно оставила тюремную камеру… Наши от нее шарахаются. Мой сын Ваня… Он, кстати школу на пятерки заканчивает и, может, еще в семинарию поступит… Так вот он мне вчера в церкви сказал, что Зоя на зечку похожа… А у него душа чистая – все видит… Может, ее попросить, чтобы в храме просто молилась, то есть отмаливала свои грехи и все…
– А она согласится? – зная проблему, спросил батюшка.
– Нет. Уж очень хочет нести послушания.
– И заметьте – искренне желает помогать. В этом она находит отраду. Как говорит Сам Господь: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Нам и плохое следует врачевать добром. Ведь даже лед под лучами солнца тает. А душа Зои, я это знаю, окоченела от жизненных ненастий. К тому же, и такие, рассеянные, неуклюжие, люди Богу угодны. Это чтобы нам жизнь раем не казалась… – батюшка улыбнулся.
– Это да… Я тоже помню, батюшка, многие назидания Господа, и Ваши слова очень правильные, только Зою за один день не изменишь. А нам уже сегодня, например, нужно мыть окна. Боюсь, что стекла побьет.
– А я, – подумав, сказал настоятель и стал рассуждать в голос, – Зою сейчас с собой заберу. Мы с ней, оказывается, в одном доме живем. Только по дороге в универсам «Олимп» заверну – матушка просила для Воскресной школы канцтовары купить…
– Ой, как хорошо, – понурое лицо Галины посветлело. – Вы, пожалуйста, и меня возьмите. Докуплю моющего средства, а обратно на маршрутке доберусь. Только, – собеседница снова нахмурилась, – могут быть проблемы с Зоей. Мой муж ее подвозил, думаю, последний раз, так ручку от двери оторвала, панель палкой поцарапала… А у Вас автомобиль поновее будет. Жалко.
– Ничего, ничего, – бодро сказал настоятель и направился к Зое.
Та, припадая на одну ногу, несла куда-то старый чугунный совок. Отец Николай высказал ей предложение.
– Батюшка, мой родненький, – запричитала, чуть не расплакавшись, женщина. – Я не достойна в Вашей машине ехать, да и они здесь без меня не справятся. Ой, главное забыла… Благословите меня грешную…
Женщина, скрестив руки, уронила на ногу настоятелю тяжелый совок.
– Бог Вас благословит… – еле произнес, кривясь от боли и приподняв увечную ногу, отец Николай. – Ничего, ничего, их много, помоют. А мне с Галиной нужно будет заехать в магазин, так Вы заодно посторожите машину… – сказал он первое, что пришло на ум.
– Да я за Вас, батюшка, без понтов… простите, без лицемерия говорю, готова жизнь отдать. Клянусь! – Зоя для доказательства хотела стать на колени.
Но настоятель ее задержал. Вскоре он с прихожанками подходил к отражающему лучи зенитного июньского солнца серому «Форду». Галина, как бы подальше от беды, тут же шустро юркнула на заднее сиденье. А отец Николай открыл для Зои переднюю дверку. Но та вдруг засуетилась:
– Родненький батюшка, подождите, я забыла в храме свою палку. Будь она неладна… Я сейчас.
«И зачем ей эта палка с такой молодецкой прытью?» – удивился отец Николай. 
– Все, началось, – вздохнула за спиной батюшки Галина.
– Вы, Галя, успокойтесь. Ну забыла женщина… Что тут такого…
В салоне воцарилась тишина. Прошло пять, семь… десять минут. Наконец на пороге церкви нарисовалась Зоя. Она, держа под мышкой массивную палку, больше похожую на увесистую дубину, поспешила к машине, слегка прихрамывая.
– Еле нашла… А как без нее… Я ведь сторожить буду автомобиль, – уже в салоне сказала Зоя, крестясь. – А этой оглоблей я любого бадягу… любого вора отгоню, батюшка. Можете спокойно идти в магазин.
Она пнула демонстративно концом палки в сторону руля, задев один из переключателей. На лобовом стекле быстро замелькали дворники, издавая скрип и писк.
– Зоя, не машите палкой, – не стерпела Галина, – Вы же батюшку покалечите. Не в лесу находитесь…
– Да, да, пожалуйста, осторожнее, – попросил настоятель, сворачивая на заправочную станцию.
Но, к огорчению водителя в подряснике, на его глазах заправщик повесил на колонку табличку с надписью: «95 нет».
– Только что закончился, – поведал с грустью работник АЗС.
– А могли бы успеть, если бы не Ваша коряга, Зоя… – упрекнула очередной раз прихожанку Галина. – От Вас одни неприятности.
– Да, да, согласна… Несчастья ко мне так и липнут… Простите меня, добрые люди… я Вас, батюшка, задержала, и Вы не успели. Ой, что же теперь делать?.. – у Зои по лицу потекли слезы.
– Ничего, ничего, всякое бывает, – спокойно, насколько это было возможно, сказал отец Николай и вырулил обратно на оживленную дорогу.
Через несколько секунд, утерев слезы и горько всхлипнув, Зоя проговорила:
– А за машину у магазина не переживайте, родной батюшка. Я ее, если придется, буду защищать до последнего этой…
Зоя, вызвав тревожный окрик Галины, чуть не ткнула палкой в глаз настоятелю. Она еще пыталась доказать свою преданность и полезность, но отец Николай завернул на парковку возле громадного универсама «Олимп». Он, подобрав подрясник, вышел из автомобиля, а за ним, перекрестившись, выпрыгнула из салона Галина. 
– Вы тоже, Зоя, идите с нами, – позвал настоятель. – Я Вам куплю бутерброд и тогда вернетесь.
– Да, похавать… ой, поесть не помешает, – согласилась прихожанка и последовала вместе с недовольной Галиной за батюшкой.
Через пару минут проголодавшаяся Зоя, на ходу трапезничая, вышла из магазина. Она, довольная ответственным поручением настоятеля, направилась к машине и уже через несколько секунд сидела в салоне, доедая бутерброд. «Пусть только сунутся, – подумала она, перекрестившись, и зажала в свободной руке «оружие» – палку. Неожиданно к машине подошел тучный бородатый мужчина средних лет. На его белой футболке был нарисован черный разинувший пасть лев.
Незнакомец какое-то время с грозным выражением лица разглядывал пассажирку, а затем открыл водительскую дверку.
– Уйди, бандит! – Зоя оглушила криком вора и, как копье, направила в его грудь палку. – Только через мой труп! Не возьмешь ты батюшкину машину!
Налетчик отпрянул и закрыл дверку. Зоя тут же позвонила по мобильному телефону отцу Николаю, не упуская из вида угонщика. А тот вместо того, чтобы убежать, позвал на подмогу еще одного, более молодого, спортивной выправки, мужчину. Они зашли с обеих сторон и почти одновременно открыли передние дверки. Бородач раздраженно потребовал:
– Женщина, выйдите по-хорошему из автомобиля!
Он, по всему было видно, планировал вытолкать Зою, а второй намеревался ее схватить, чтобы тащить на себя. Но все, что успели налетчики, – это протянуть руки. Зоя так ткнула палкой ближайшего мужчину, что он сел на пыльный асфальт, а бородач с царапиной на руке в очередной раз отскочил от автомобиля. Женщина закрыла дверки и, заглушая криком страх, дико орала:
– Не получится у вас ничего, волчары тряпочные! Живой не дамся!..
Тут, оставив далеко позади Галину, подбежал взволнованный отец Николай. Он приложил руку к груди, что-то сказал налетчикам и открыл дверку.
– Зоя, выходите немедленно, – негромко повелел он. – Это не моя машина. Это их автомобиль, – батюшка кивнул на растерянных мужчин, продолжая просить у них прощения.
Зоя, ничего не понимая, вся дрожа, выбралась из салона.
– Простите… – глядя полными слез глазами на обиженных ею хозяев автомобиля, еле смогла выговорить она. – Простите меня, злую и глупую…
Женщина, утирая слезы, тихо виноватым голосом обратилась к настоятелю:
– А ко-которая тогда Ваша, батюшка?
– Так вот же она, за белой «Волгой», – сказал он и замолчал.
Все участники недоразумения увидели, как со стоянки выезжает «Форд».
– Угоняют, – сказал растерянный батюшка.
Зоя, не долго думая, пустилась вслед за машиной. Но автомобиль резко набрал скорость…
– Стой! – крикнула Зоя и, размахивая палкой, бросилась вдогонку.
Отец Николай, еле приходя в себя, хотел уже сказать: «Бесполезно», но автомобиль вдруг стал останавливаться и замер вдалеке у обочины. Из его салона выпрыгнул щуплый вор в светлой одежде и кинулся в сторону зеленых зарослей. Зоя, забыв про возраст, изо всех сил бросилась ему наперерез. Но похититель стал заметно отрываться от нее и вот-вот мог укрыться за густыми кустами и молодыми елями. Прихожанка со всего размаха бросила по ногам угонщика палку. Тот вдруг вскрикнул и упал между кустарниками. Зоя настигла преступника и, схватив под мышки, подняла на ноги. На нее повернул свое искривленное испугом лицо юнец лет семнадцати.
– А ну идем, паскуда, к машине, я тебя сейчас полиции сдам, – держа, как клещами, крепкими руками парня, пригрозила Зоя.
Она толкнула его в сторону автомобиля, к которому уже приблизился, осматривая его, отец Николай, а за ним, крестясь, подходила перепуганная Галина.
– Пожалуйста, пожалуйста, не надо, – упираясь ногами в сухую почву, стал умолять угонщик. – Там с отцом Николаем моя мама. А у нее больное сердце. Я хотел лишь покатать свою девушку на батюшкиной машине. Она сказала, что это очень круто будет… Она там, за углом магазина, ждала…  Я бы объехал вокруг «Олимпа» и поставил машину на место, – он заплакал, пряча лицо за верхушкой ели. – Я никогда больше не буду. Поверьте…
– Ладно, я тебе верю, лоботряс, – сказала Зоя, – но чтобы никогда больше даже помышлять не смел… Иначе, пацан, пойдешь баланду хлебать.
– Клянусь Вам: больше никогда… Только – помилуйте.
Зоя отпустила нерадивого парня, который тут же растворился в густых зарослях. Она посмотрела на утонувшую в траве палку и переступила через нее. «Извини, нога, но душа важнее… не буду я больше эту корягу в руки брать», – слушая совесть, решила Зоя и быстро направилась к автомобилю.
– Убежал, не смогла удержать, уж больно шустрый юноша, – тяжело дыша, сказала прихожанка отцу Николаю и Галине.
– Я говорила батюшке, что от Вас, Зоя, одни беды, – упрекнула Галина. – Вот автомобиль чуть не угнал какой-то нечестивец. Да и Вы своими руками, от которых трещат швабры, не удержали хлюпика-вора. Если бы Ваш сын был на свободе, то я бы подумала, что это он. Ведь невооруженным глазом видно: как родного, отпустили и покрываете этого бандита... Понятно: своих не сдаем…
– Простите меня, отец Николай, Галина… – запричитала Зоя.
– Нет, нет, Вы, дорогая моя, не извиняйтесь, – добродушно сказал священник. – Это благодаря Вам, Зоя, не угнали мой автомобиль. Ибо мы не успели заправиться, и в нем закончился бензин. А Вы… – он, нахмурившись, обратился к Галине, – ведете себе не по-христиански. Да и чисто по-человечески это неправильно... Вы должны попросить прощения…
– Хорошо, отец Николай, я послушаю Вас… Простите, Зоя… – едва скрывая обиду, тихо сказала прихожанка.
– Что же касается уборки храма, – добавил настоятель, – то купите более качественные швабры, чтобы не трещали черенки...
– Да, да, куплю, – потупив глаза, еле слышно произнесла Галина, а тяжело вздохнув, громко посоветовала: – Батюшка, Вы, пока не поздно, позвоните в полицию насчет угонщика. О таком нельзя молчать… У магазина камеры есть…
– Прошу Вас, отец Николай, не нужно полиции, – стала умолять с приклоненной головой Зоя. – Не похож этот подросток на угонщика. Так, глупый озорник…
Отец Николай достал из глубокого кармана подрясника мобильный телефон и позвонил… Но не в полицию. Он, ценя дороже всякого автомобиля смирение и покаянность Зои, во всеуслышание вызвал такси, чтобы отправиться на АЗС за бензином.


Рецензии
Еще одно подтверждение словам из Библии: не суди, да не судим будешь. Осуждают других за свои же недостатки. И люди подчас открываются нам с такой стороны, с какой мы не ждали.

Наталия Незнакомкина   17.04.2022 20:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.