191-194 - Фридрих II Великий в Пруссии

Русская историческая библиотека

 
191-194 – Фридрих II Великий в Пруссии

 
II. Деятели Просвещенного абсолютизма
Фридрих II Великий
191. Германия в XVIII веке
Реформы просвещенного абсолютизма почти совсем не коснулись Германии, кроме Пруссии и Австрии. Раздробленная после Тридцатилетней войны на сотни отдельных княжеств, империя в своем целом в течение полутора веков не испытывала никаких сколько-нибудь крупных перемен, и в отдельных княжествах продолжал господствовать абсолютизм самого мелочного свойства. В середине XVIII в. в Германии оживилась только литература. Она приняла в это время просветительное направление, но более касалась вопросов личной нравственности и воспитания отдельной личности, чем вопросов политических и общественных. В высших сферах эта литература не пользовалась притом ни малейшим вниманием. Главный герой своего времени, Фридрих II, получивший в молодости французское воспитание, совсем даже и не знал немецкой литературы и презирал ее, хотя уже в его время действовали Лессинг, Гердер, Кант, Гёте и Шиллер. И он, и его младший современник, Иосиф II, находились под влиянием идей французского просвещения. Громадное большинство немецких князей имело слишком ничтожные владения и было слишком бедно, чтобы предпринимать что-либо крупное. Поэтому для Германии новая жизнь началась лишь с толчка, данного ей французской революцией. В Пруссии и Австрии дело шло иначе.

192. Фридрих II
В 1740 году на прусский престол вступил Фридрих II, которому современники дали имя Великого. Он был сын грубого и деспотичного Фридриха-Вильгельма I и в доме своего отца прошел суровую жизненную школу. У кронпринца в самой ранней юности развилась страсть к чтению, а кроме того, на него оказал большое влияние гувернер-француз, поддерживавший в нем серьезные умственные интересы. Король-отец был очень этим недоволен, постоянно ворчал на сына, а временами и бил его. Ему не нравилось, что «Фриц» не обнаруживает интереса к урокам пастора и к военным упражнениям, увлекаясь, наоборот, французскими писателями и светскими развлечениями. В 1730 г. кронпринц, которому тогда было лишь 18 лет, задумал бежать за границу, но его план был открыт братом одного из молодых офицеров, которые хотели помочь бегству. Король предал Фридриха военному суду, как дезертира, и под окнами комнаты, где его держали под стражей, один из его товарищей был казнен. Думали, что та же судьба постигнет и юного кронпринца, да и сам отец подумывал о том, чтобы лишить сына права на престол. Кончилось дело, однако, тем, что Фридрих был сослан в Кюстрин, где должен был в качестве простого чиновника учиться делу в одном казенном учреждении. Ознакомившись здесь с механизмом прусского хозяйственного управления, он прошел потом такую же практическую школу и в армии. Это обогатило молодого человека знаниями и опытом, но оставило на его характере очень дурные следы. Кронпринц ожесточился и привык лицемерить и притворяться, стараясь всячески угодить отцу. По отцовскому указанию он даже женился, но никогда не любил своей жены и потому впоследствии совсем не знал семейной жизни. Впрочем, побывавши поневоле чиновником и сделавшись полковым командиром, Фридрих сумел оценить и хорошие стороны строгого, подчас мелочного, но заботливого и бережливого прусского управления. Фридрих-Вильгельм I в конце своей жизни уже не беспокоился за судьбу Пруссии.

Еще будучи наследным принцем, Фридрих II вступил в переписку с Вольтером и стал посылать ему свои собственные сочинения. Он был не только замечательным правителем, но и плодовитым писателем на французском языке. Фридрих II оставил после себя не мало сочинений содержания философского, исторического и политического. Его философские и политические идеи были проникнуты рационализмом XVIII века. В религии он стоял за веротерпимость. Он говорил, что в его государстве каждый может спасаться «на свой манер», а что сам он хочет быть «нейтральным между Римом и Женевой». Один из самых ранних политических трактатов Фридриха II был посвящен опровержению маккиавеллева «Государя», но на самом деле политика прусского короля как раз отличалась величайшим маккиавеллизмом. Основою государственной власти был и для Фридриха II изначальный договор, но вместе с Гоббсом он стоял на той точке зрения, что договор этот переносит все права народа на правительство. Он очень ревниво оберегал свой абсолютизм, но это не был абсолютизм Людовика XIV, сказавшего: «государство, это – я», или Людовика XV, говорившего: «после нас хоть потоп». Подобно своему отцу и прадеду Фридрих II был проникнуть чувством долга перед своей Пруссией и называл себя (и вообще государя) первым слугою государства. От своих предшественников Фридрих II унаследовал и взгляд на государственное управление, как на дело, требующее прежде всего дисциплины и экономии. В Пруссии в его царствование было так же тяжело жить, как и при его отце, потому что король-философ держал все общество под опекою своего послушного и аккуратного чиновничества, и только в области отвлеченной мысли подданные Фридриха II пользовались еще некоторою свободою. Общественная самодеятельность в его государстве была совсем подавлена, и сам он в конце жизни говорил, что ему «надоело царствовать над рабами».

193. Правление Фридриха II
Фридрих II, возвеличивши свою монархию успешными войнами; подобно своему отцу, более всею хлопотал об усилении и улучшении армии. Все материальные силы страны приносились в жертву этой необходимости, и ради этой же необходимости король-философ не осуществлял на практике того, что прямо вытекало из его же политической теории. Фридрих II был, действительно, слугою государства, потому что страшно много работал, во все вникая и вмешиваясь сам и не имея около себя настоящих министров, но та его идея, что власть должна прежде всего иметь в виду благо всех подданных, им не осуществлялась. В сущности, он оставил неприкосновенным сословный строй Пруссии со всеми привилегиями дворянства, со всею приниженностью бюргерства, со всею крепостною неволею крестьян. Королю нужны были офицеры для армии, и он считал способными занимать офицерские места одних дворян, но так как большого жалованья он им платить не мог, то и оставил за ними в полной неприкосновенности их власть над крестьянами. Для армии нужны были хлеб и сукно, и вот, чтобы иметь по дешевой цене то и другое, Фридрих II всячески стеснял торговлю этими продуктами, и этим не давал развиваться городскому сословию. На счет дворян у Фридриха II были и известные предрассудки: за ними одними он признавал чувство чести, необходимое для занятия офицерских мест, и потому он находил нужным поддерживать в дворянстве сословный дух, запрещая, напр., браки между дворянами и недворянами. Тем не менее он все-таки считал нужным защищать крестьян, как плательщиков налогов, от произвола помещиков. Уже его предшественники освободили крепостных в королевских доменах, но Фридрих II не решался распространить освобождение и на помещичьих крестьян. Когда однажды он задумал только улучшить быт крестьян в Померании, тамошнее дворянство заявило, что при новом порядке помещикам трудно будет поставлять рекрут в армию, и король отменил задуманный меры. В общем, однако, прусское дворянство при Фридрихе II было не столько привилегированным, сколько служилым сословием, чем оно отличалось, напр., от дворянства французского, не знавшего никакого долга перед государством.

В Пруссии при Фридрихе II сохранились и правительственные приемы его отца и вообще немецкого «полицейского государства». Половина армии набиралась вербовкою. Королевские вербовщики обыкновенно поили свои жертвы водкою допьяна и совали им в руки или в карманы денежные задатки, а потом набранные таким образом солдаты за попытку бежать подвергались самым жестоким наказаниям. Для увеличения финансов Фридрих II развивал систему косвенных налогов и таможенных пошлин, при чем для прекращения контрабанды чиновникам разрешалось делать обыски в домах и лавках. Чтобы дворяне служили в армии и не тратили денег в путешествиях, им не позволялось ездить за границу.

194. Реформы Фридриха II
Улучшения и реформы были предприняты Фридрихом II лишь в областях народного хозяйства, судопроизводстве и общественном образовании. В первом отношении важны были меры по осушению болот, привлечению в страну колонистов, улучшению путей сообщения, развитию обрабатывающей промышленности в духе системы Кольбера. В области судопроизводства Фридрихом II сделано было очень много. Особая комиссия (под председательством канцлера Кокцеи) должна была пересмотреть и соединить в одно целое все прежние прусские законы, но переработка эта должна была по мысли Фридриха II совершиться в духе новых философских идей. Результатами указанной работы был сначала «Фридрихов кодекс», улучшавший судопроизводство, а потом «Общее земское право», опубликованное только при преемнике Фридриха II. Король стоял за полную независимость суда от администрации и хотел, чтобы судьи строго держались закона, не слушаясь никаких посторонних внушений. Сам Фридрих II подал пример повиновения суду в споре с одним мельником, который не хотел снести своей мельницы около королевского загородного дворца Сан-Суси. Впрочем, король действовал не всегда так. Один раз ему показалось, что судьи неправильно решили одно дело в пользу чиновника тоже против одного мельника, и он своею властью отменил приговор, наказав при этом судей. Во всяком случае, Пруссия получила при Фридрихе II образцовый для своею времени суд. (Пытку король отменил тотчас же по вступлении на престол). В области народного просвещения Фридрих II произвел некоторые улучшения в высшем и среднем образовании. Одним из первых его дел в начале царствования было вернуть на кафедру философа Вольфа, которого за вольнодумство изгнал из Пруссии его отец. Кроме того, Фридрих II реформировал королевскую академию наук в Берлине. Только низшее образование, вообще бывшее в пренебрежении у правительств даже еще в первой половине XIX в., мало подвинулось вперед при короле-философе. Теоретически он признавал, что невежество деревенских жителей – великое государственное зло, и даже издал указ об обязательном посещении первоначальных школ крестьянскими детьми, но на устройство этих школ денег не давал, а где были школы, там учителями назначались инвалиды в виде награды за службу и взамен выдачи им пенсии.

 


Рецензии