Чаронда на озере Воже
====================================
Также Чаранда и Черонда.
В чине городка Чаронда пребывал не долго, но успел поприсутствовать в разных владениях: и в Новгородском, и в Архангелогородском, и в Петербургском, а теперь и в Вологодском, где состоит в чине полусгнившего села на три чела.
Знатоки по лексике ведут именование городка от слова «чарра», что-то вроде островка посреди русской нети при ручье с мшистыми бережками, пройти можно, если знаешь тропку.
Другие упоминают слово «чарва», так саамы называют плотный снег на берегу, тоже самое ненецкий народ называл похожим словом «черома».
У вепов в их мифах есть злой шипучий дух по имени Чиранда.
В Забайкалье есть речка Чара, коя впадает в Лену. Тоже обозначает удивительного Духа, который стережёт окрестности, прячась в заросшем прибрежье.
Ну и русский язык не отстаёт. У русских словом «чара» обозначается всё, чародейственное, относимое к народным лекарствам, или красивое, чаще относимое к женственному роду.
Есть ещё версия, идущая от удивительного родника рядом с селом. Его водица оказывает оздоровительное, прямо-таки чародейственное воздействие, если сыпь одолела с чесоткой. За водичкой этой издалече прибывают, но больше финны и эсты. Вода эта только с заговором на финно-угорском наречии действует.
Городок расположился на озере Воже в самых его непроходимых дебрях, вокруг сплошь болота, переходящие в нетинскую чарру.
Местность эта всегда была богата на живность всякую, что по болотам живёт, да в озере Воже рыбы полно. К тому же и враги не особо хожи до Вожи по причине наличия болот. Есть тут раскопы археологические, по которым видно, что люди тут жили семь тысяч лет назад. Занимались они охотой и рыболовством.
Поселение своё здесь древние люди не случайно выбрали. Озеро Воже огромное, находится в Онежском бассейне, рыба сама на берег так и скачет, икру мечет, берег высокий, вокруг сосны, за соснами болота, нети и чарры почти непроходимые, птицы полно, зверьков всяких ещё больше, грибов и ягод немерено, ещё больше камыша вокруг, который саамы давно приспособили для строительство своих хором применять.
Там, говорят, финно-угорцы своих невест за русских отдавали с садиком, который жених должен потом всю совместную жизнь поливать и холить, вместе с женой, конечно. Только яблочками с этого садика нужно было делиться и с местным зверьём, иначе Косолапому пожалуются, он придёт, приданое всё повыдергает, жену заберёт себе.
Ещё в 1-ом столетии после Рождества Христова по озеру ходили лодьи в сторону Онеги на Белое море. Постепенно этот путь стал важным торговым каналом между Шексной и Онегой.
Уже в 10 м веке русские купцы ходили тут, обустраивая постепенно десятки волоков и перебродов, сделав Чаронду остановочным пунктом на своём непростом пути. Сюда не было никаких путей, кроме водных, здесь можно было останавливаться, не боясь разбойников.
В 13-м веке Чаронда стояла на Беломоро-Онежском водном пути, что контролировала Новгородская республика.
С 13-го века Вожеские берега относились к Беловежскому Княжеству. Но почти до конца 14-го века Чаронда об этом, наверное, не знала и городок жил своей свободной жизнью.
В начале 15-го века тут ставлен был большой Собор и при нём многолюдный монастырь. В это время Чаронда, согласно Новгородским спискам, принадлежало Есипу Окишеву, который пожаловал село Кирилло-Белозерскому монастырю.
Монастырь, проявив смекалку, с помощью своих монахов организовал здесь добротные причалы со складами, что позволило в разы увеличить грузопотоки и, естественно, пошлину.
На Белом море монастырские люди стали добывать соль, покупать белую рыбу, другую снедь, через посёлок шли также железо и пушнина.
В 1566-м году Иван Грозный переводит Чаронду в опричнину, затем село отходит Годуновым.
Вторая половина 16-го века отмечается тем, что Чаронда снова становится крупным торговым центром всего Беловежского Края. Появились и заморские купцы. Чаронда стала процветать, тут построены были крупные амбары, Гостиный двор.
В конце 16-го века тут было уже больше полутора тысяч дворов, что не в каждом городе Центральной России насчитать можно было. Народу тут было много разного. По сезону насчитывалось от 11 до 14 тысяч человек.
В 1608-м году, Василий Шуйский отдаёт Чаронду М.В. Скопину-Шуйскому. В 1612-м году Чарондой владеет Казачий Атаман Иван Заруцкий, подельник Лжедмитрия Второго. Но скоро село снова состояло при Московском ведомстве.
В начале 17-го века по Руси пошла смута. Торговые пути все граблены стали, Князья вовлечены были в придворцовые интриги и перестали заниматься своими волостями. Не минули несчастия и Чаронду, она наполовину обескровилась.
К середине 17-го века торговля в Чаронде снова восстановилась, люди снова стали прибывать, кто с товарами, кто на житьё.
В середине 17-го века Чаронда вместе со своей округой считалась самостоятельной областью, сюда были приписаны государевы люди: Воевода со своим приказом.
Не минули Чаронду и великокняжие люди, тут в конце 17-го века сидел в ссылке боярин Лопухин из свиты Петра Первого.
В конце 17- века Чарондская волость отходит к ведомству Московского Царя.
По спискам начала 18-го века Чаронда значится городом, за ней числится большая округа и состоит она Архангельской губернии.
В первой четверти 18 века Чаронда числится дистриктом по Московскому ведомству, который передаётся под управление Санкт-Петербурга, в составе Белозерской провинции.
Во второй четверти 18-го века Чарондский уезд составе Белозерского княжества пребывает уже в Новгородской губернии.
В конце 18-го века торговые пути изменяли свою трассировку, минуя озеро Воже. Торговые люди стали покидать озеро, в Чаронде оставались только местные рыбаки и охотники. От города почти ничего не осталось.
В середине 20-го века тут остался только небольшой посёлок с полутора десятками домов с тремя челами на весь посёлок.
В первой четверти 21-го века сюда зачастили туристы, по большей частью в зимний период на снегокатах. Рассказывают странные истории, про то, что это место как-то связано с подземной цивилизацией, кою создали древние люди, чтобы спрятаться от сильных морозов, навалившиеся на эти места пять десятков тысяч лет назад. Приезжие никак не могут понять, куда же делись так много людей от сюда, ведь тут только вода и болота, не иначе, как под землю.
++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220080901871