Покров Богородицы над Россией ч. 4

Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию». По этому случаю был установлен крестный ход в Сретенский монастырь, 23 июня. Великий князь Иоанн III выразил своё почитание к Богоматери построением в честь Её Успения величественного храма, в котором венчались на царство русские самодержцы. Иго монгольское было свергнуто Россией, но окружённая ордами с юго-восточных границ, она часто подвергалась нападению. В 1521 г. крымчаки и ногайцы, совместно с казанскими татарами, под общей командой крымского хана Мехмед-Гирея, внезапно и очень стремительно двинулись к границам Московского государства, по пути разоряя все селения, и разбивая русских воевод с дружинами. Великий князь Василий Иоаннович едва успел выслать свои войска на берега р. Оки. Враги успели пленить несметное число жителей, для продажи их в рабство. Слабых и престарелых невольников морили голодом, оскверняли христианские святыни. 29 июля Мехмед, среди облаков дыма, под заревом пылающих деревень, стоял с ордой уже в нескольких верстах от Москвы. В столицу отовсюду из окрестностей продолжало стекаться беззащитное население со своим небогатым скарбом. Улицы заперлись обозами и все от мала до велика искали спасения в Кремле, предчувствуя горькую участь. Митрополит Валаам усердно молился с народом, и Бог утешил бедствующих откровением. В это время один из жителей Москвы, юродивый старец по имени Василий, молясь ночью со слезами у дверей соборной церкви Успения Богоматери, внезапно услышал внутри храма сильный шум.

Затем увидел, чрез открывшиеся церковные двери, поднявшуюся со своего места чудотворную икону Владимирской Богоматери. От неё исходил голос: «Выйду из града с российскими святителями», - и вся церковь наполнилась пламенем, который затем сразу исчез. В это время другому лицу открылось как бы продолжение того же видения. В Вознесенском женском монастыре была в это время одна престарелая и лишившаяся зрения инокиня. При известии о нашествии врагов, вознося вместе с другими усердную молитву об избавлении от надлежащей скорби, вдруг услышала она великий шум, страшный вихрь и звон. Будучи восхищена духом, она обрелась как бы вне ограды, и отверзлись вместе очи её мысленные и чувственные, и она увидела, что из Кремля в Спасские ворота идёт сонм святителей и других святолепных мужей в священных одеждах. Их шествие больше напоминало крестный ход, и несён был в нём чудотворный образ Божией Матери. Среди святителей можно было признать Св. Петра, Алексия, Иону, митрополитов Московских, и других. И вот в то время, как эта процессия выходила из кремлёвских ворот, навстречу ей от торга Ильинского устремился великий угодник Сергий, а с другой стороны – преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, припав к ногам святителей, спрашивали их: «Зачем они покидают город и на кого оставляют в нашествие врагов?» Со слезами отвечали святители: «Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби. Бог же не только повелел нам выйти из града сего.

Но и вынести собою чудотворный образ Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; вот и попустил Бог прийти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники стали умолять отходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие, - и начали обще с ними петь молебн, произнесли молитву Пречистой Богородице, и по совершении отпуста, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль вместе с чудотворным образом Богоматери. После этого видения ещё 2 года прожила благочестивая инокиня, видя свет Божий, дотоле невидимый для неё. Опасность, угрожавшая Москве, действительно была устранена: крымский хан отступил от неё, не причинив городу никакого вреда и получив лишь заверения, что будет, как и прежде, своевременно получать дань. Летописцы повествуют, что татары хотели выжечь московские посады, но увидели вокруг города многочисленное русское войско и с ужасом известили о том хана. Он не поверил им и послал других, но и они подтвердили о том же. Донесения засвидетельствовал прежние и доверенный вельможа, говоря: «Царь, зачем ты медлишь? На нас идёт бесчисленное войско из Москвы». И побежали супостаты. А то было видение, устрашившее врагов. Оно явилось следствием заступления Божией Матери, не раз в былые времена спасавшей столицу Русского православного царства от набегов всевозможных врагов. Около 1532 г. преп. Александр Свирский удостоился видения Божией Матери, которая обещала Св. старцу не забывать Свирской обители и умножить число её братии (30 августа).

Около 1540 г., за оградою обители преп. Павла Обнорского, лежал в расслаблении не один год некто Симон. Как-то ночью молился он и внезапно хижина его осветилась словно день. Входит Пречистая, - от лица Её исходили солнечные лучи, а ризы блистали молнией. За нею в глубоком благоговении шёл старец, держа рукою клобук. Расслабленный трепетал. Пречистая стала у одра, сказала больному: что ты лежишь? Иди в церковь и молись; здесь не следует лежать, а надо молиться и работать. Старец говорит: подними его, Владычица, и пусть идёт в церковь. Она взяла за два пальца правой руки и потянула. Больной вскочил и побежал совершенно здоровый (10 января). Известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (х. Василия Блаженного) расположен в центре Москвы. Его строительство связано с походом царя Иоанна Грозного в 1552 г. на Казань. В 1579 г. в этом городе явилась в видении Богоматерь одной девице Матроне, повелевая возвестить властям духовным и мирским, чтобы они вынули из земли Её икону и указала место. Видение повторялось несколько раз, и девица рассказывала о нём своей матери, но та не придавала этому значения. Видение повторилось с угрозою, и тогда мать и дочь пошли к архиепископу и воеводам и объявили им о чудесных видениях. Власти им не поверили. Тогда сама мать начала копать на указанном месте, копали и другие, - и ничего не находили. Когда же стала копать девица, она скоро нашла икону Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем. С торжеством икону понесли в церковь, и ряд чудесных исцелений от неё излился (Четь-Минеи 8 июля).

Псково-Покровская икона Богородицы находилась в Псковоградской Покровской церкви, а точная копия с неё - в Московском Успенском соборе, над южными дверьми придела во имя святых Апостолов Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе в Пскове установлено в память избавления города в 1581 г. от его осады Стефаном Баторием. С 26 августа он со своим войском блокировал Псков. 27 августа, за несколько дней до назначенного польским королём штурма, на угол крепости при Покровском монастыре, благочестивый старец Дорофей сидел в сенях своей кельи и скорбел о бедствии города. Вдруг он увидел над Псково-Печерской обителью необыкновенный свет, который подобно столпу возвышался до небес. Свет шёл от обители к Пскову через р. Великую, по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел старец Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием – начальником Киевских пещер, а по правую – Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Выйдя из церкви и став вместе с преподобными на стене города, Богоматерь спросила: «Где Мирожский строитель Нифонт епископ Новгородский?». При этих словах св. епископ предстал пред Нею и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: «Владычица! В моём монастыре сего лета не было литургии». На это Богоматерь произнесла: «Сыну моему и Богу тако изволившу».

Потом воззвала: «Где избранные Божии, пребывающие в церкви Святой Троицы?» И тотчас предстали пред Нею благоверные князья Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади их стал блаженный Николай и св. Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия». В это время игумен Корнилий, Евфросин с Саввою и блаженный Николай, пали перед Нею и со слезами молились: «Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей, согрешивших». После этого и все благоверные князья, припали к ногам Её и со слезами молили Ее о защите города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери. Она сказала ему: «Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелела старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога, и объявила, что Сама будет молиться Сыну Своему и Богу о прощении людских грехов.

Продолжение следует в части  5                http://proza.ru/2021/05/26/588


Рецензии