Сонное царство Глава 5

Глава 5
Они шли, весело переговариваясь и обсуждая события, произошедшие с ними, вспоминали Сухоню и Мокрика. Дорога казалась бесконечной. Адари глянула вверх.

- Облако опять плывёт за нами.

- Ну и хорошо, пусть плывёт, оно ведь нам не мешает. К тому же оно очень симпатичное, - сказал Ос.

Ид довольно улыбнулся. Ему казалось, что они с облаком подружились.
Получилось, что все они одновременно смотрели на Облако, а когда опустили глаза, перед их взором предстала головокружительная картина. Колокольчиковая поляна!
Сколько колокольчиков! Они были разных цветов: и фиолетовые, и голубые, белые, синие и сиреневые. Ах! Это было так красиво! Колокольчики стояли неподвижно и удивляли своим великолепием. А когда дул ветерок, казалось, они чуть слышно звенят на разный лад, разными голосами, и голоса эти были прекрасны.

Дети не могли оторвать глаз от этой головокружительной картины. От такой красоты и вправду может закружиться голова. Адари заворожено наклонилась, чтобы сорвать один колокольчик. Она уже протянула руку к цветку.

- Стой! - остановил её Ос, – не надо! Если ты сорвёшь его, он погибнет. А так он будет жить, красоваться и звенеть, и сможет подарить радость не только нам, но и многим другим.

Колокольчик закачался, казалось, он благодарит Оса за спасение.

- Да, ты прав Ос. Чтобы любоваться цветком, не обязательно держать его в руках или ставить в вазу.

- Лучше каждый день любоваться цветами на поляне, чем один день дома в вазе, - добавил Ос.

- Почему один день? – спросила Адари.
- Потому что сорванные цветы умирают, не прожив и дня, - ответил Ос, – и в руках у тебя он завянет, и ты его выбросишь.

- Мне эта поляна кажется волшебным ковром, расшитым чудесными цветами, - восхищённо сказал Ид.
 
- Ах, смотрите, смотрите! – воскликнула Адари.

Вдалеке, из тумана уже известного нам, появилась… Радуга. Какая это была Радуга! Такой яркой Радуги в обычной жизни не встретишь. Казалось, она нарисована прямо на небе тем самым невидимым художником, который смешал краски рассветного, дневного и закатного света.

- Бежим к Радуге! - нетерпеливо прокричал или скорее пропел Ид.

- Бежим, - подхватили Ос и Адари.

И они побежали, задевая на бегу колокольчики. А те качались и нежно звенели, как будто говоря: «Привет». И получалось, что из-под ног моей команды, лилась нежная мелодия.
Ты, конечно, знаешь, что в нашей обычной жизни до радуги не дойти. Но мы то не в обычной жизни, а в сказке, и поэтому, я уверена, моя команда увидит нечто потрясающее.
Они бежали и бежали. Радуга приближалась. Вот они совсем близко. Дети замедлили шаг и стали внимательно вглядываться. Это была не та радуга, что рождается в капельках воды от лучей солнечного света, это была Радуга… из бабочек. Да, да, ты не ослышался, это были бабочки, множество бабочек. Они сидели на больших дугах. Что это за дуги такие, из чего они, было непонятно, но это было так красиво, что сердце замирало от восторга и счастья. Их крылышки слегка трепетали, и, казалось, Радуга переливается всей палитрой красок.
Адаре и Иду захотелось прикоснуться к этой красоте. Всем детям всегда хочется ко всему прикоснуться, особенно к красивому. А Ос заинтересовался устройством этой чудо – Радуги. На чём же сидят эти прекрасные разноцветные бабочки. Ид и Адари нежно дотронулись до крылышек бабочек и крылышки тихо зазвенели. В жизни любая бабочка уже давно бы улетела, ни за что не дав к себе прикоснуться, а эти сидели не шевелясь.

- Интересно, - прислушался Ос, - вы коснулись крылышек, раздался звук и от этого звука пошли вибрации по всей дуге. Что же это за дуга? Ос принялся тщательно всё осматривать.

- Ос, что–то мне подсказывает, что не только мы наблюдаем за бабочками, но и они за нами, - вкрадчиво сказал Ид.

- Да, как–то очень внимательно они на нас смотрят, - поддержала его Адари.

- Может они разумны и с ними можно пообщаться, - вывел фантастическое предположение Ос.

Но почему фантастическое? Они ведь в сказке и здесь возможно… Правильно. Здесь возможно всё!

- Я понял, - не скрывая радости, сказал Ос, - они сидят на гигантских стебельках колокольчиков. Смотрите, отсюда колокольчики берут своё начало. Вот листья, вполне обычного размера. А вот стебельки начинаются и растут они вон как высоко! Какие они тонкие! Как они удерживают столько бабочек?

- Не забывай, мы в сказочном Сонном царстве, - напомнила Адари.
Ос побежал к другому концу Радуги, Адари и Ид за ним. Здесь надо сказать, что Радуга была не такой огромной, как настоящая и не упиралась прямо в небо. Она была намного меньше, но всё же глядя на неё хотелось сказать: «Какая большая!» Дети быстро достигли другого конца Радуги и Ос продолжал,

- И как следовало ожидать здесь цветы, и цветы обычного размера. Их семь. У этих колокольчиков только стебельки гигантские, а всё остальное обыкновенное, во всяком случае, обыкновенное по размеру.

Впрочем, цветы тоже были не совсем обыкновенные, точнее расположены они были необычно, строго в ряд, бок о бок друг к другу, склонившись почти над землёй.

Ид тихонько коснулся одного колокольчика и тот зазвенел. Ид пропел этот звук точно в тон. Он всегда повторяет все музыкальные звуки и это у него очень хорошо получается – чисто. Чисто на языке музыкантов значит точно, правильно. Ид коснулся другого колокольчика, он тоже зазвенел, но только звучание у него было другое, он звучал выше. Ид опять повторил. Адари и Ос с интересом подключились к этой игре. Они задевали колокольчики и пели.

— Это музыка!!! – восторженно произнёс Ид.

— Это звуки гаммы! – обрадовалась своей догадке Адари.

- Точно. Это гамма До мажор. Семь цветков и семь звуков гаммы. Давайте её споём.

И они запели втроём, как маленький ансамбль. Если выражаться языком музыки, то три поющих или играющих человека называются «трио». Моё трио запело, и голоса их лились чисто и слажено, ведь они часто пели вместе.

-ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

А ты можешь петь гамму? Мне почему – то кажется, что можешь. Я даже уверенна. Спой её вместе с моим трио. Вас станет четверо и это называется «квартет». Только помни, что каждая следующая нота звучит выше предыдущей. Всё выше и выше, и доберёшься от «до» до «си».

Ос опять заметил закономерность,

- Семь звуков и семь цветов радуги.
И они хором запели звукоряд, пропевая вместо названия звуков названия цветов. Получилась цветная песенка. Давай и ты подпевай, это увлекательно.

-КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ГОЛУБОЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ.

Все пели, а Ос ещё и подыгрывал, задевая колокольчики по порядку. Когда он задевал колокольчики, по стебельку, на котором рос этот колокольчик, расходились вибрации, и он тоже звучал, как струна на гитаре, на скрипке или на виолончели. И вдруг Ос заметил,

- Смотрите, здесь чуть повыше, в крылышках бабочек, ещё спрятались колокольчики, их пять, - он задел каждый из них, прислушался, – я понял, это полутона. Они и расположены как бы между звуками гаммы, но немного выше.

- Что такое полутон? – заинтересовался Ид.

- Да, ты же ещё не изучал этого, - сказал Ос, и увлечённо начал рассказывать, - звукоряд, это не только семь нот, которые все знают. Дело в том, что, как и всё в нашем мире, звукоряд гораздо сложнее. Чем богаче палитра звуков, тем красивее и интереснее музыка. Вернёмся к полутонам. Между звуками «до» и «ре» расстояние тон, но между ними есть ещё звук. От «до» до этого звука расстояние полутон, а от этого звука до звука «ре» тоже полутон. Два полутона как раз и составляют целый тон.

Ид с умным видом и довольной улыбкой произнёс,

- Я понял, на пианино это чёрная клавиша между «до» и «ре».

- Молодчина! И таких чёрных клавиш пять. Её нет только между «ми» и «фа», между ними и так расстояние полутон. И колокольчики тоже расположены как клавиши, между первым и вторым чуть повыше есть колокольчик, есть он и между вторым и третьим, а между третьим и четвёртым верхнего колокольчика нет.
У этих звуков очень интересные имена. Если мы поднимаемся от «до» к этому звуку, то он называется «до диез», - продолжал Ос.

- А если опускаемся от «ре» вниз, то этот же звук называется «ре бемоль», - дополнила Адари, она это уже изучила.

- Я понял закономерность, - умозаключил Ос, – смотрите, бабочки, которые сидят на первой струне - стебельке «до», красного цвета. Те, которые на третьей струне-стебельке «ре», оранжевого, на пятой струне «ми»…

- Жёлтого, - сообразили Ид и Адари.

- Верно, - продолжал Ос, – а вот те, которые полутона – «до диез» на второй струне имеют смешанную окраску, что-то между красным и оранжевым. А «ре диез», который на четвёртой струне, это что-то среднее, между оранжевым и жёлтым. Как в музыке есть полутона, так и в красках есть полутона, оттенки.

- Как же сложен и в то же время прост наш мир, - заключила Адари.

- И очень красив, - добавил Ид.
 
Мой дорогой читатель, надеюсь тебе всё понятно, и ты, вместе с моей командой становишься знатоком музыки. Ну, хоть немножечко. Ведь это же здорово, много знать. Я уверена, эти знания тебе однажды очень пригодятся, как пригодятся они сейчас моей команде.

- Итак, семь звуков плюс пять звуков получается? – дав возможность подумать своим младшим, произнёс, не докончив Ос.

Первая, конечно, ответила Адари, ведь она уже ходит в первый класс, правда не сразу, а поразмыслив,

- Тринадцать, ой, нет, двенадцать.

- Верно. В нашем звукоряде 12 звуков. Споём их все.

И только моя команда собралась петь, как раздались необыкновенно нежные, волшебные, очень мелодичные голоса, и звучали они не как речь, а как песня,

- Добрый сон.

- Вы нам очень нужны!

- Вы знаете и понимаете музыку.

- Помогите нам!

- В нашем звукоряде появилась фальшь.

Дети изумлённо смотрели на говорящих, вернее поющих бабочек. Оказалось предположение Оса о разумности бабочек, было не таким уж и фантастическим.

- Нужен человек с тонким слухом, который определит, где сбой, - продолжали своё пение бабочки.

- И поможет нам настроиться.

- Пока мы не шевелимся, радуга молчит, но как только наши крылышки приходят в движение, радуга начинает звучать. До недавнего времени всё шло прекрасно, но однажды мы начали шевелиться и вдруг услышали фальшь.
А мы не выносим фальшь!

Ты держишь при себе словарь? Хорошо. Но значение этого слова хочу тебе объяснить сама. Я уже говорила, что «чисто» в музыке, это точное и правильное звучание. А вот когда не чисто, не точно и неправильно, это и есть фальшь. Музыканты иногда называют это «грязь». У этого слова есть ещё одно значение, немузыкальное, но это ты уже сам прочитай.

— Это расстроилась струна – стебелёк, продолжали петь бабочки.

- А если фальшиво звучит струна - стебелёк, то и крылышки наши звучат фальшиво.

- Но главное не то, что мы не выносим фальшь.

- Главное, что если в Радуге нарушится гармония, то и во всём Сонном царстве тоже нарушится гармония.

- Отсутствие гармонии — это разлад.

- Мы не можем этого допустить!

- И потому, уже долгое время, мы сидим не шевелясь.

- Крылышки затекли.

- Лапки затекли.

- Ох, - пропели они хором.

Забыв, что им нужно удивляться, моя команда, как только услышала, что требуется помощь, сразу предприняла решительные действия.

- Ид, - обратился к брату Ос, - ты у нас большой мастер чистого пения. Давай так: ты будешь петь, а я сразу после тебя играть, и если твой голос и звук колокольчика сольются, значит, порядок, а если нет, то это грязь. Так и найдём фальшивую струну - стебелёк.

- Хорошо.

- Настройся. Вот тебе звук «до», - и он задел первый колокольчик.

Ид запел, а Ос заиграл.

- До, до диез, ре, ре диез, ми, фа, фа диез, соль, соль диез…

- Стой, - прервал его Ос, — вот она фальшь. Это звук «соль диез».
Смотрите, колокольчик соль диез расположен чуть ниже других, как будто кто-то с силой дёргал за него.

- Да, да, - затрепетали бабочки.

— Это человек в чёрном плаще.

- Кажется, его зовут Злыд. Он тут песенку пел. Мы её запомнили.

И все они запели:

Я Злыд, Злыд
Из Злыдного семейства.
Я Злыд, Злыд,
Наделаю злодейства.
Я Злыд,Злыд,
Люблю я сделать гадость.
Я Злыд, Злыд,
От этого мне радость.

- Злыд так сильно дёргал за колокольчик!

- Мы боялись, что он оторвёт его.

- Как хорошо, что колокольчик оказался крепким.

- Ох уж этот Злыд. И вправду сделал гадость, - огорчённо сказала Адари.

- Не нужно горевать, - обратился к бабочкам Ос, – я попробую настроить струну – стебелёк «соль диез». Уже даже придумал как. Если я прав, то всё получится. Я пойду к другому концу Радуги, туда, где стебельки берут своё начало, и немного подтяну нашу расстроенную струну.

Он так и сделал. Нашёл стебелёк «соль диез» и подтянул его. Ему показалось, что стебелёк – струна как будто издал какой-то звук, словно встал на место. Ос быстро побежал обратно.

- Попробуем ещё раз, -обратился он к Иду.

- Давай.

И они повторили настройку. Как же велика была их радость, когда всё прозвучало чисто, без фальши. Потом они все вместе спели гамму по полутонам вверх и вниз, чтобы окончательно убедиться, что всё звучит правильно.

- До, до диез, ре, ре диез, ми, фа, фа диез, соль, соль диез, ля, ля диез, си, до.

Ты спросишь, почему последний звук в гамме «до», а не си, и будешь прав. Чтобы звучание гаммы было законченным, повторяют звук «до», но не тот низкий с которого начинается гамма, а другой, высокий, который следует за «си». Звуков «до» в музыке много, все они разные по высоте, но это уже другая история.

- До, си, си бемоль, ля, ля бемоль, соль, соль бемоль, фа, ми, ми бемоль, ре, ре бемоль, до.

Вдруг дети услышали спор,

- Нужно петь «соль диез».

- Нет, нужно петь «ля бемоль».

- Мы звук «соль диез».

- Нет, мы звук «ля бемоль».

Это спорили бабочки. Они никак не могли разобраться со своим именем.

- Милые бабочки, вам незачем спорить. Вы можете быть как «соль диез» так и «ля бемоль», смотря в каком случае.

Ты же помнишь в каком, мой дорогой читатель. Если забыл, перелистай странички и перечитай.

- Вы настоящие богачки. У вас целых два имени, - успокоил и помирил бабочек Ос.

– Можете шевелиться, - радостно воскликнула Адари.

Что произошло дальше, трудно описать. Если где-то мне не хватит нужных, подходящих слов и красок, то я очень надеюсь на твоё воображение, и верю, что ты сможешь увидеть эту восхитительную картину.

Бабочки расправили крылышки и… взмыли вверх. Небо окрасилось в цвета радуги. Ты когда – либо видел разноцветное небо? Моей команде посчастливилось увидеть это чудо! Но это ещё не всё. Это разноцветное небо зазвучало красивейшей музыкой. То была «Симфония сна» или «Сонная симфония». Как тебе больше нравится, так и назови её.

- Как плавно машут они крыльями, - восхищённо глядя в небо, сказал Ос.

- Легато, - сказав это, Адари закружилась в плавном танце. Она права. В музыке плавное, связное звучание называется «легато».

Но вдруг характер музыки сменился. Она стала прыгучей-скакучей.

- Ой, они захлопали крыльями быстро и резко, - прервала свой танец Адари, – и музыка зазвучала по - другому, отрывисто.

- Стаккато, - сказал и запрыгал Ид.
И все подхватили этот задорный танец.

- Стаккато, стаккато!!!

Музыка была чудесной, всегда разной и гармоничной. Все звуки от крыльев бабочек сливались в один прекрасный музыкальный букет. Моя команда заворожено слушала, впитывая в себя каждый звук, и любовалась невероятной красотой разноцветного неба. Видеть и слышать это, было большим счастьем!

Но вот стих последний аккорд. Бабочки сели на стебельки колокольчиков. И опять Радуга засверкала всем своим великолепием.

Вот ты и убедился, как могут пригодиться знания, даже те, которые порой кажутся совсем ненужными. Твои знания помогут не только тебе, но и тем, кто просит помощи. Так что собирай знания, мой дорогой друг, складывай их в копилочку и храни так, чтоб при случае вовремя воспользоваться ими.

Одна синяя бабочка из звуков «ля» отделилась от Радуги и полетела к детям. Ид протянул руку ей навстречу, и она села ему на ладошку.

- Благодарим вас, - пропела она, конечно, звуком «ля», взмахнула крыльями, покружила над Адари, Осом и Идом, поднялась к Облаку, покружилась возле него, звеня крыльями, и улетела к своим звучащим ярким подругам.
В это время дети увидели, как недалёко мелькнула фигура в чёрном плаще. Злыд. В этот раз дети разглядели его. Это был невысокий человек, одетый в чёрный плащ. Очень необычно выглядел этот плащ. Попробую описать. Представь, что на тебе одета трикотажная кофта без застёжки, с круглым вырезом для головы. Трикотаж – это такая растягивающаяся ткань. У тебя наверняка много вещей из трикотажа. Например, футболки, кофты, пижама, трико. Ты эту кофту снимаешь. Вытащил одну руку, затем другую, и стал стягивать её с головы. Дотянул до тех пор, что осталось видно только лицо, а волосы, шею и всё остальное кофта закрывает. И если посмотреть в зеркало, ты увидишь, как на тебя смотрит лицо, вокруг которого вырез кофты, и лицо кажется круглым. Если тебе не совсем понятно, попробуй это проделать. Так вот Злыд, а мы знаем, что его имя Злыд, выглядел именно так: круглое лицо в вырезе, а всё остальное чёрный широкий плащ до земли. Не видно ни рук, ни ног, ни тела. Была у этого плаща ещё одна особенность—он изрисован разноцветными цветами, но очень некрасиво, как попало, размазня какая –то. Казалось, что под этим плащом Злыд прячет свою злую натуру. И цветочки нарисовал для маскировки. На лице он всё время, когда его кто – то видел или он думал, что его видят, держал улыбку. А когда его не видели или он думал, что его не видят, лицо его искажалось злой гримасой. Знаешь, хоть на лице у Злыда и была улыбка, но была она не настоящая, а какая–то натянутая. Мы когда с моей командой рожицы корчим, иногда растягиваем рот, и у нас получаются такие же улыбки. Ужасные!!! Вот такой он был, Злыд. И любил он делать гадости и пакости. Да ты сам видел.

Это злое существо не могло испортить впечатление от увиденного и услышанного. Дети продолжали стоять как завороженные. Но вот чудесная картина растворилась в знакомом нам тумане, и Злыд растворился вместе с колокольчиковым полем и Радугой. Но перед тем, как Злыд растворился в тумане, дети увидели, как в его глазах мелькнул злой огонь.

Перед моей командой вновь расстелилась дорога.


Рецензии