Обет Прекрасной Даме

Вилме

«Он себе на шею четки
Вместо шарфа навязал
И с лица стальной решетки
Ни пред кем не подымал.

Полон чистою любовью,
Верен сладостной мечте,
A. M. D. своею кровью
Начертал он на щите.

И в пустынях Палестины,
Между тем как по скалам
Мчались в битву паладины,
Именуя громко дам,-

Lumen coelum, sancta rosa!
Восклицал он, дик и рьян,
И как гром его угроза
Поражала мусульман».


   Рыцарь - благородство, честь, и конечно любовь к Прекрасной Даме. Рыцарь должен был выбрать себе Даму Сердца и служить ей доблестно и преданно.
Любовь к Прекрасной Даме - источником доблести и добродетели для воина. "Не часто рыцарь совершает множество подвигов и достигает славы, если не бывает влюблён".
   Рыцари часто давали обеты замужним женщинам. Если рыцарь давал обет даме, то он вовсе не становился её женихом, напротив она часто выходила замуж за другого, он же оставался верен ей, но женился на другой.
Культ Прекрасной Дамы зародился с поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась "кроткой Дамой Небес", "Небесной Королевой".
   Поклонение Богородице возвеличивало и земную женщину. Земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Окружая почитанием какую-либо «даму сердца», рыцарь, в сущности, служил не ей, а какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности, который он создавал в своей душе.
По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной.
   Такая любовь становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. «Редкие достигают высшей добродетели, храбрости и доброй славы: - гласило одно из поучений, - если они не были влюблены».
Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму и добиться у нее дозволения служить ей.
   Само же служение заключалось в постоянном ношении цветов ее герба, сражениях в ее честь на войне или на турнире, прославлении ее имени и готовности исполнить малейшую ее прихоть.
От верного служения Прекрасной Даме рыцаря не избавляли даже семейные узы. При этом собственная супруга почти никогда не выбиралась повелительницей и предметом обожания.
Основным условием была верность избраннице. Но дама не брала на себя никаких обязательств – обещались только благоволение и милость. Эта духовная связь рыцаря со своей Прекрасной Дамой должна была оставаться тайной для всех.
   PS.
   Граф Солсбери поклялся своей Даме Сердца не открывать правого глаза до тех пор, пока не одержит победы в бою с французами. Граф Солсбери во время пира сидел у ног своей дамы. Когда наступила его очередь дать обет, он попросил ее коснуться пальцем его правого глаза.
 «Закрыт, краса моя? — Да, уверяю Вас».
«Ну что же, — восклицает Солсбери, — клянусь тогда всемогущим Господом и его сладчайшей Матерью, что отныне не открою его, каких бы мучений и боли мне это ни стоило, пока не разожгу пожара во Франции, во вражеских землях, и не одержу победы над подданными короля Филиппа»:
   «Так по сему и быть. Все умолкают враз.
Вот девичьи персты освобождают глаз,
И то, что сомкнут он, всяк может зреть тотчас».


Рецензии