На юбилее осени...

 На  юбилее  осени.

Мне нравится  осенняя пора!! Мне нравится палитра  её красок, созвучная  росписям  заката, льющееся золото  с ветвей березы  и прощальный узор желтых  кленовых листьев на мокром асфальте...

Да ,  это закат жизни природы, закат красоты ее труда, но как этой красотой не перестаешь любоваться, не перестаешь сожалеть о скоротечности времени, об уходящем тепле..
      В октябре, на Покров , у моего дяди Володи юбилей , и я ехала из Москвы поездом, любуясь из окна пролетающими пейзажами, отметить вместе с ним это событие...

Семейное торжество мне очень понравилось: приехали почти все мои двоюродные братья и сестры, которых я   видела очень давно( знакомились практически заново), теплая душевная атмосфера русского гостеприимства
витала в воздухе,  и хоть ты и прожил где-то на краю родового гнезда, но  запросто  чувствуешь себя неотъемлемой частью этого рода, как будто и не было этих долгих лет твоего отсутствия. Мои тетушки, которым уже  хорошо за 80, троюродные сестры, близкие дядины друзья и  дети супруги Володи Любы- все были настроены на радостное и доброе общение, искренние поздравления в адрес дяди были одновременно и торжественными, и сердечными! А он у нас прожил непростую, полную трудностей жизнь, но всегда оставался настоящим мужчиной, бойцом! После распада Союза  и армии, в сложнейшие времена ,выехал из Туркмении, вернулся в родную деревню с младшими детьми, отстроился, да что говорить, вся его жизнь- это преодоление трудностей! И речи нашему юбиляру были , конечно, комплиментарными,  потому  что кто из нас каждый день говорит другому какие-то приятные слова, нам же все некогда, торопимся , и « жить, и чувствовать спешим!»  А осень жизни человека- это тоже , я вам скажу без утайки, подведение итогов труда в своей жизни.
У Володи красивая осень...
После обязательной « торжественной» части заиграла русская гармонь!! Сначала гармонист что-то наигрывал сам себе, как будто спрашивал разрешения у гармони о сотрудничестве, прислушивался к ней, осторожно прикасаясь к кнопочкам..., как она отзовется.. А гости  вокруг стояли и ждали , когда же можно подключиться  к этому таинству общения.
   Начали как будто с разминки... ( забыла сказать, мне - то уже не 14 лет, и я все адекватно оценивала, где присутствую и что слушаю, телефон мой был включён постоянно!). Полились сначала песни,    известные всем  своей задушевностью, так сказать , классика деревенского фольклора: « Что стоишь, качаясь, тонкая рябина»,»Одинокая гармонь», «А я люблю женатого..»,  и гармонь страдала вместе со всеми, своей грустной мелодией унося каждого в те  далекие времена, когда все чувства были обнажены ... Но недолго звучали грустные мотивы,  как будто дань уважения традиции отдали и надо идти дальше . И наша самая старшая бабушка Шура вдруг перебивает песню и выходит в круг,  а гармонь как будто только этого и ждала!!  И понеслась одна частушка за другой, потом перехватила инициативу сестра Оля, потом Татьяна, потом Мария Павловна.... я ,лихорадочно вспомнив две частушки, отпела их в свою очередь, ругая себя за бездарность в этом плане!!! А частушки лились как из рога изобилия!! Я была в шоке от этой народной энергетики,  от их жизнелюбия, от их памяти, в конце концов!! Я смотрела на все происходящее ,нельзя сказать что с удивлением , даже не  столько с восхищением, а с чувством, что я не верю своим глазам!!! Как у этих женщин с их сложной судьбой, прошедших сквозь тяжелое  военное детство , юность послевоенных лет, работу на свекле и других сельских участках сохранилось столько энергии, жизненной силы и задора!! А когда начались еще и танцы, я , как говорит современная молодежь, “выпала в осадок”!  Притопы, прихлопы ,  полуприсяды ,музыкальный подпев гармони без слов- какая-то , правда, неведомая , неизвестная  мне сила народного веселья показались мне кадрами из старого фильма! И заводилой была самая старшая бабушка Шура.!! Я смотрела и понимала, что мои тетушки и сестры “на улице» уж точно не шли в последних рядах за гармонистом, где шли обычно девушки, не способные ни петь, ни плясать, а их место было рядом с гармонью, в первых рядах! И я вспомнила себя четырнадцатилетней девчонкой,  не отличавшей зерна от плевел!!  Что имеем , не храним, потерявши -плачем! Вот он, золотой фонд нашего рода, его корни с лучшими народными традициями!  И как нам  необходимо  сохранить эту русскую неповторимость, певучесть, жизнелюбие и  генетическую молодость души!!! 
 В осени  жизни  надо уметь любить саму  жизнь с ее  опытом, ее  красками,  ее  музыкой!!! 


Рецензии