Ликбез по изделиям 2

Ликбез по изделиям №2

Сейчас у меня появилось желание рассказать занятную, как мне кажется, историю, имевшую место в 1966 году, когда я работал заместителем начальника электротехнического отдела в ташкентском ГКТБ химической промышленности. Родное министерство вдруг загорелось идеей освоить производство детских надувных шариков на заводе РТИ (резинотехнических изделий), расположенном в поселке Иркин на окраине Ташкента.  Нашему конструкторскому бюро поручили немедленно разработать техдокументацию на изготовление технологических линий по производству таких шариков, и после этого изготовить данные линии на нашем опытном производстве. Руководство КБ совершенно разумно приняло решение не "изобретать велосипед", а найти необходимую техдокументацию на заводах, занимающихся выпуском такого рода продукции на территории СССР.

Выяснилось, что основным производителем таких шариков является Баковский завод РТИ в Подмосковье. В считанные часы был издан приказ об отправке в командировку на этот завод группы специалистов - двух механиков и электрика - для ознакомления с технологией такого производства и получения всей необходимой документации. В результате, в Москву срочно вылетели Соколов и Андоскин, замечательные инженеры-механики, имевшие за плечами многолетний опыт работы на авиазаводе, и я.

Прямо из аэропорта Домодедово мы поехали на железнодорожный вокзал, а оттуда - электричкой в поселок Баковка. Прибыв на завод РТИ, мы попали в кабинет главного инженера завода - привлекательной женщины средних лет, которая, с места в карьер, устроила нам своего рода ликбез, прочитав нам интересную лекцию о своем любимом заводе и о его продукции.

Оказалось, что основной продукцией завода являются вовсе не детские надувные шарики, а презервативы, которые производятся на восьми из имеющихся одиннадцати технологических линий, две линии изготавливают детские надувные шарики, и последняя линия производит хирургические перчатки. Основная часть этого ликбеза была посвящена презервативам ("изделиям №2"), их выбору и правильному использованию  Оказалось, что завод в год выпускал 300 миллионов презервативов, из которых 150 миллионов шли в аптечные сети на "покрытие естественных потребностей населения", а остальные 150 миллионов поставлялись на нужды народного хозяйства - в организации, занимавшиеся буро-взрывными работами.

Если принять во внимание, что мужчин, способных к воспроизводству потомства, в стране насчитывались многие десятки миллионов, то получалось, что "на нос" приходились пшиковые количества презервативов. Импорта таких изделий в страну тогда не было, поэтому никто из людей даже не слыхивал слова Durex, и даже в кошмарном сне не мог себе представить, что изделия такого рода этой фирмы в будущем широким потоком станут поступать в многочисленные аптеки.

Увидев наши изумленные лица (как можно такое сверхдефицитное в то время добро рвать взрывчаткой на мелкие клочки?), она пояснила, что в подготавливаемых для проведения взрывов шурфах почти всегда имеется вода, поэтому дешевая промышленная взрывчатка - аммонал, а также аммонит - намокает, и из-за этого теряет свои взрывчатые свойства. В связи с этим, такую промышленную взрывчатку вместе с куском бикфордова шнура, способного гореть даже в воде, приходится помещать в презерватив и герметически завязывать, затем опускать на дно шурфа, после чего происходит взрыв.

Когда мы покинули гостеприимный кабинет главного инженера и направились в цех, нам навстречу то и дело попадались девушки, каждая из которых несла черный прорезиненный мешок. Увидев нас, трех незнакомых им мужиков, они останавливались, ставили эти мешки на пол, и открывали верхние части мешков. Все мешки были доверху заполнены презервативами без бумажной упаковки, которые предназначались для отправки заказчикам с целью их использования при проведении буро-взрывных работ. Девушки, судя по всему, на себе испытавшие всю сложность осуществления семейных и внесемейных отношений при отсутствии пресловутых "изделий №2", с доброй улыбкой нам говорили: "Берите столько, сколько вам нужно!". Еще раз напоминаю, что это происходило в тот период времени, когда в стране ощущался острый недобор ежегодного урожая этих "изделий №2".   

Когда мы пришли в цех, то увидели интересующие нас технологические линии. Они представляли собой закольцованные цепные конвейеры, на которых были установлены изготовленные из фарфора аналоги "мужских достоинств" (для производства презервативов), растопыренных человеческих ладоней (для производства хирургических перчаток), и разнообразные формы для будущих детских надувных шариков. Эти фарфоровые формы дважды опускались в жидкий латекс (жидкий каучук), после чего проходили через сушильное устройство, а затем готовые изделия обсыпались тальком и вручную снимались с форм работницами.

Увы, на заводе не нашли необходимую нам техническую документацию. Она, по каким-то причинам, не сохранилась. Я недаром сказал о том, что прилетевшие со мной инженеры-механики были замечательными специалистами. Мы втроем сумели за пару дней сделать точнейшую натурную съемку всего оборудования: они - механической части, я - электротехнической, включая шкаф управления.

После приезда домой, мы выпустили рабочие чертежи, в соответствии с которыми опытное производство изготовило несколько технологических линий. Эти линии были быстро смонтированы и введены в строй нашими монтажниками и наладчиками на заводе РТИ в поселке  Иркин, без каких бы то ни было нареканий со стороны заказчика, после чего завод начал успешно производить в огромном количестве детские надувные шарики.

Хочу добавить, что все благополучие ГКТБ ХП зиждилось тогда именно на талантливых инженерах-механиках, в первую очередь, на выходцах с авиазавода. Прошло много десятилетий с того времени, но я и сегодня испытываю глубочайшее уважение к тем, с кем я работал в очень тесном контакте, а их лица четко вижу перед собой до сих пор. Кроме упомянутых выше Соколова и Андоскина, я с удовольствием вспоминаю Гера, Мишу Кузнецова, Сницера и, конечно же, умнейшего Леву Гуревича, поселившегося в 90-е годы в Петах-Тикве.

И в заключение хочу сказать следующее: в описанные здесь мной шестидесятые годы прошлого века "изделие №2" рассматривалось, в основном, как средство, предохраняющее род людской от нежелательной беременности. Сейчас на первое место выходит значение этого изделия как наиболее эффективного и самого надежного средства, предотвращающего распространение по миру СПИД'а, сифилиса и еще многих других страшных заболеваний, передаваемых половым путем.

Борис Пономарев


Рецензии