Из школы благодати в детский сад закона

(Кусочек из конспекта разбора).


«Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал.4:9)


В Гал.3-4 под периодом детства Израиля подразумевается закон. Но галатийские христиане ведь выходцы из язычества, а не из иудаизма. Выходит, что став христианами, а затем перейдя к закону, язычники из зрелости во Христе впадают обратно в детство, но не в свое, а в чужое, не в детство язычников (идолослужение), а в детство евреев (закон).

Такая опасность есть и у современных христиан. Я бы назвал это законнической инфантильностью. Под законом удобно – есть обозримое количество пунктов, которые надо исполнять и по которым легко отличить своих от чужих; пугающее сочетание свободы и ответственности взрослой жизни во Христе находится где-то там далеко под удобными ярлыками вражеских лагерей, и ничего, что иго шею натирает – в глазах законников плюсы перевешивают минусы.

(Страшно то, что главный минус находится вне поля зрения членов легалистского детского садика: они остаются без Христа).

Райт рассказывает, что несколько лет назад на тихоокеанском побережье Америки группа активистов, защищающих права животных, выпустила кита из аквариума в океан. Интересно, что случилось потом. Кит проплыл какое-то расстояние, провел короткое время в открытом водном пространстве и затем добровольно вернулся в аквариум. Наверное, он решил, что проще жить в неволе, чем бороться за существование в суровых условиях внешнего мира.

Аналогично евреи, вышедшие из Египта и попавшие в ситуацию неопределенности, где надо было обращаться к Богу и поступать в соответствии с Его откровением в условиях меняющегося окружения, очень скоро захотели возвратиться обратно в Египет, в рабство (Исх.14:11; 16:3; 17:3; Чис.14:1-4), как тот кит в привычный ему аквариум.

Галатийские верующие в свое время вышли из «Египта» идолослужения, отказавшись от ложных богов. Перед ними открылся океан свободы, и их реакция была той же, что когда-то у евреев. Их привлекли спокойствие, упорядоченность и предсказуемость.

Кто помнит содержание послания, может удивиться: минуточку, разве галаты захотели возвратиться к своим идолам? Они ведь начали поддаваться на уговоры заманивавших их в иудаизм. Почему же Павел говорит в Гал.4:9 про порабощение? Ведь рабство здесь в контексте у него подразумевает иго закона. Он уже подробно объяснил, что под законом евреи находились в период духовного детства, как несовершеннолетний сын господина до времени находится в послушании у рабов-воспитателей.

Кит в аквариуме – кит ли? Да, но всем понятно, что не его это стихия. Христианин под законом – христианин ли? Этот вопрос уже сложнее. Ответ зависит от степени перенесения верующим упования с Христа на список правил и запретов. Зависит от того, как человек понимает спасение. От того, когда он видит Бога, глядящего на него, улыбающимся. Бог улыбается, когда видит меня во Христе? Или Бог в моем представлении улыбается, когда видит меня исполняющим пунктики, отличающие меня от других конфессий?

(Конечно, находящийся во Христе будет подтверждать свою зрелость праведным образом жизни, однако спасается он и через пятьдесят лет после обращения не за счет праведного образа жизни, но благодаря нахождению во Христе).

Что за «бедные вещественные начала» упоминает Павел? Есть разные варианты толкования. Уирсби пишет, что «вещественные начала» можно перевести как «основные принципы» или «азбука» (другие исследователи подтверждают эту возможность). Израиль долго находился в детском саду и начальной школе, зубря «духовную азбуку», чтобы быть готовым, когда придет Христос.

Закон – детоводитель ко Христу, Который есть Альфа и Омега (От.22:13). Иисус включает в Себя весь алфавит Божьего откровения человеку (Евр.1:1-3). Каждая буква в азбуке, которую изучал Израиль, вела ко Христу, от каждой йоты закона тянулась ниточка к мессии.

Так или иначе, закон – только азбука или таблица умножения, но не высшая математика. Законничество галатийцев – не шаг к зрелости, а впадание в детство.

Азбуку знать надо, это основа для будущего образования, но человек, который, приходя в читальный зал огромной библиотеки, раз за разом просит, чтобы ему вынесли азбуку, и с наслаждением ее перечитывает, любуясь картинками и водя пальцем по буквам и словам «ма-ма мы-ла ра-му», показывает, что он не зрел и мудр, а безграмотен и невежествен.

Какая глупость – уйти из школы благодати и поступить в детский сад закона! Мало того, что галаты возвращаются в детский сад, так они еще и стучатся не в свою дверь: выходцы из язычества интересуются иудаизмом.

Вспомнил рассказ Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» (у Киза есть и роман с тем же сюжетом) – хорошая иллюстрация этому движению от азбуки к классике и обратно.

Этот рассказ про необразованного мойщика полов Чарли, который добровольно участвует в эксперименте по повышению интеллекта. Ему делают хирургическую операцию, и он действительно начинает резко умнеть – об этом свидетельствуют его дневниковые записи, которые приводятся в рассказе.

Из отчетов Чарли уходят ошибки, усложняется синтаксис, в стиле появляется изящество. Чарли обгоняет в интеллектуальном развитии одного за другим людей из своего окружения. Вот он уже умнее своих коллег на работе, которые выживают его с предприятия, вот ему уже не о чем разговаривать со своей учительницей, вот он находит ошибки в исследованиях профессоров, сделавших ему операцию. Он быстро выучил несколько языков и с удовольствиям читает классическую литературу.

Через время Чарли начинает сам заниматься исследованием, которое вели эти профессора, и обнаруживает, что у подопытной мыши, которой сделали такую же операцию, как ему, после периода улучшения интеллекта наступила резкая регрессия, и он догадывается, что такая участь ожидает и его. Чарли пробует найти решение проблемы и избежать отката к прошлому своему состоянию, но ему не хватает времени.

Умственный уровень Чарли снижается так же быстро, как и повышался. Чарли испытывает глубокую депрессию и думает о самоубийстве, но острота его переживаний уменьшается вместе с интеллектом.

Его снова принимают на работу на предприятие, где он работал, там видят, что он стал таким же, как и раньше, и относятся к нему с жалостью.

На эту тему у Мандельштама есть потрясающее стихотворение «Ламарк», показывающее инволюцию (обратную эволюцию) человека, расчеловечивание его. В Библии есть и свой Ламарк (Иов.25:4-6), и свой Антиламарк (Дан.7:13-14 – на фоне все более звереющих, т.е. как раз инволюционирующих земных царств мессия показан как подлинный человек).

В стихотворении Мандельштама побеждает идея приспособления организма к среде, гибнут высшие формы жизни, обладающие сердцем и мозгом, новые беспозвоночные – без крови, без смеха, без мысли – обживают растительное царство, которое оказывается «зеленой могилой» для человека.

И вот Павел боится, чтобы такой регресс не наступил в христианской жизни галатийцев. «Не возвращайтесь в детский сад, иначе останетесь без Христа», – пишет он им.

Если мы останемся без Христа, то между нами и гневом Божьим не будет Защитника, взявшего этот гнев на Себя. Если не останется цены за наши грехи, если мы начнем уповать на другое средство спасения, помимо крови Иисуса Христа, мы рискуем оказаться лицом к лицу перед разгневанным Богом.

09.08.2020


Рецензии