О коллегиальности и корпоративности

Автор - Леонид Васильевич Багров. Глава книги «Река – моё призвание».
Много интересного можно рассказать о коллективном органе управления отраслью, обозначенном в постановлениях правительства как коллегия министерства. Это высшее звено в цепочке управления любой производственной системой, созданной по профессиональному признаку, принимало решения по принципиальным вопросам развития отрасли после их предварительного обсуждения на разных уровнях управления: территориальном, районном (городском), отраслевом (бассейновом).
В большинстве отраслей этот принцип строго соблюдался, что подтверждалось многочисленными проверками различных контролирующих организаций, а их, как известно, всегда было в избытке. Для транспортно-дорожного комплекса такими организациями были отделы транспорта и связи горкомов, райкомов и ЦК КПСС, комитеты народного контроля разных уровней, Госпланы СССР и РСФСР.

Коллегиальность принятия отраслевых решений принципиального масштаба существовала, но часто была весьма условной, так как она не снимала ответственности за их окончательное решение лично с министра.
Тем не менее, на мой взгляд, коллегия Министерства речного флота была настоящим штабом управления многоотраслевой системой, состоявшей из отдельных подсистем более узкой специализации с достаточно высокой степенью самостоятельности, позволявшей принимать и реализовывать ответственные решения. Не случайно в Госпланах СССР и РСФСР часто специалисты не в шутку, а «на полном серьезе» говорили: «Ну что вы,речники, от нас еще хотите, ведь Минречфлот вполне самостоятельная и самодостаточная система!?».

Стоит сказать, что Минречфлот имел в своем составе:
•собственное судостроительное «мини-министерство», осваивая на 118 судостроительных верфях и судоремонтных заводах более 65 процентов общей потребности пополнения речных судов;
•собственный строительный комплекс, состоявший из трех десятков строительно-монтажных организаций, включая такой уникальный строительный  комплекс,  как «Подводречстрой» с его 20 отрядами; институты «Гипроречтранс» и «Ленгипроречтранс» с филиалами;
•сложившуюся систему торговли и рабочего снабжения, имевшую в своем ведении зерновые, животноводческие, бахчевые и другие совхозы и базы и обеспечивавшую не только пароходные буфеты и рестораны, но и продовольственное снабжение плавсостава, в том числе и в навигацию без остановки грузовых судов и караванов;
•«мини-министерство» связи и радионавигации с собственными кабельными, воздушными и радиорелейными линиями, обеспечивавшее как внутрибассейновую связь, так и межбассейновые соединения сетей, в том числе и с Москвой.
•«мини-министерство» высшего и среднего профессионального образования, занимавшееся подготовкой профессиональных кадров, включая штурманов и механиков для судов смешанного «река–море» плавания, равно как и всех видов кадров массовых профессий, а также четыре высших и двадцать одно среднее учебное заведение.
Естественно, такие важные подотрасли системы внутреннего водного транспорта должны были возглавлять, и действительно возглавляли, выдающиеся специалисты-организаторы, прошедшие производственную школу, обладавшие житейской мудростью и неоднократно проверенные в практической деятельности в самых экстремальных условиях.

Со времен руководства речной отраслью З.А. Шашковым была выработана стратегия мобилизации всех имеющихся ресурсов, материально-технических, финансовых и кадровых, в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. При этом
поощрялась коллегиальность в подготовке и принятии важных отраслевых решений, поскольку, в противовес приказному стилю, Зосима Алексеевич был сторонником убеждения оппонента. К счастью, этот стиль руководства коллегией и соответственно отраслью речного транспорта сохранился в основных чертах и после ухода З.А. Шашкова с поста министра.
Заступивший на эту должность в 1960 году начальник Волжского объединенного речного пароходства Сергей Андреевич Кучкин был, как и его предшественник, опытнейшим организатором водного транспорта, прошедшим хорошую школу на Нижней Волге в годы Великой Отечественной войны. Подробная биография С.А. Кучкина изложена в прекрасно изданной книге «Министр речного флота», вышедшей в Москве в 2010 году к 100-летию со дня его рождения.

В основных чертах он сохранил прежний состав коллегии Минречфлота, постепенно вводя в ее состав молодые кадры. Среди членов коллегии особо  значимыми  фигурами были Пантелей Васильевич Черевко и Михаил Сергеевич Назаров, первые заместители министра; заместители министра по видам деятельности в разные годы: Александр Васильевич Николин, Евгений Степанович Селезенев, Борис Викторович Егоров, Александр Иванович Николаев, Дмитрий Дмитриевич Покровский, Валерий Алексеевич Курдин, Николай Данилович Мосейчук, Алексей Павлович Введенский, Виталий Васильевич Трофимов, Анатолий Федорович Видецкий, Лев Николаевич Рямзин, Николай Павлович Горьков, Михаил Николаевич Чеботарев, Николай Григорьевич Смирнов, Валентин Николаевич Фомин, а также члены коллегии, начальники главков и управлений: Евгений Евгеньевич Архипов, Роман Иосифович Белоусов, Василий Васильевич Заваруев, Геннадий Иванович Майорский, Николай Павлович Федотов, Виктор Васильевич Есин, Георгий Львович Садовский, Сергей Николаевич Кладько, Владимир Афанасьевич Фильков. О каждом из них можно написать целую книгу, это была плеяда не просто профессионалов речного флота высочайшей квалификации, это были патриоты своей отрасли, раз и навсегда вставшие на путь служения реке, отдавшие ей все свои силы и здоровье.

Учиться у них, работать с ними было большим счастьем! Мне здорово повезло на соратников, большинство из которых доработали в родной отрасли вплоть до ухода на заслуженный отдых. Многие из них за трудовые заслуги были отмечены орденами и медалями СССР и другими наградами, удостоены званий «Заслуженный работник транспорта РСФСР (Российской Федерации)», стали лауреатами Государственных премий, премий Совета Министров.

В перестроечный период, когда в 1990 году Министерство речного флота было упразднено, а его роль и функции последовательно осуществляли Государственный концерн речного флота, Департамент речного транспорта, Федеральная служба речного флота в составе Министерства транспорта РФ, функции коллегиального органа управления отраслью были возложены на Совет Росречфлота.

Особо следует сказать о группе руководителей внутреннего водного транспорта — начальниках государственных речных пароходств. Это были не просто руководители аппаратов управления на речных бассейнах, они ощущали себя государственными деятелями, ответственными за все происходившее в речном бассейне в границах одной или нескольких областей или автономной республики в такой же мере, как и партийные или советские органы региональной власти. Не случайно наиболее авторитетные «речные адмиралы», как правило, входили в состав выборных территориальных органов управления. Учитывая многопрофильность речного хозяйства, роль первых руководителей государственных речных объединений, каковыми они были в советское время, трудно переоценить.

Прежде других я хотел бы назвать знаменитого северянина, Героя Социалистического Труда Павла Никандровича Иванова — начальника Ленского объединенного речного пароходства. Всю свою сознательную жизнь он проработал на реках Крайнего Севера, сначала в Печорском бассейне, а с навигации 1960 года в течение 20 лет — в Ленском, вплоть до ухода в возрасте 70 лет на заслуженный отдых.

Ленское объединенное речное пароходство было создано по инициативе местных органов власти Якутской АССР на базе собственно Ленского речного пароходства с включением в его состав Янского и Колымо-Индигирского пароходств. Инициатором создания был Павел Никандрович Иванов, одновременно работавший заместителем Председателя Верховного Совета автономии. В годы его руководства были построены судостроительно-судоремонтные заводы в поселке Жатай и в Киренске Иркутской области, Киренская и Алексеевская ремонтно-эксплуатационные базы флота, судостро- ительная верфь в Осетрово, реконструированы судоверфи в Качуге и Жигалове на Верхней Лене, а также построены новые перегрузочные комплексы в портах Осетрово, Якутске и Нижнеянске.

Благодаря собственному судостроению и перегону через Севморпуть судов из европейских речных бассейнов транспортный и землечерпательный флот бассейна Лены позволял обеспечивать завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории.
Многие годы Восточно-Сибирское речное пароходство, не очень крупное по грузообороту, но весьма сложное по условиям плавания судов по Байкалу и по порожистой Ангаре, возглавлял Валерий Дмитриевич Скупов, выпускник Горьковского института инженеров водного транспорта, исполнительный и очень пунктуальный руководитель.

Особое, положительное, влияние на так называемый «адмиральский корпус» начальников пароходств оказывали вчерашние фронтовики, вставшие во главе многих пароходств практически сразу же после окончания войны, многие с тяжелыми ранениями. Прежде всего это Константин Константинович Коротков, возглавивший Волжское объединенное речное пароходство, бывший танкист, с израненными ногами, рослый, с крупной фигурой и зычным командирским голосом. Его появление на судах или предприятиях всегда приводило окружающих соратников в трепет, это был действительно командир Большой Волги.
Пароходство обеспечивало вывоз соляных запасов Нижней Волги, доставку огромных объемов заготовленной за зиму древесины для Юга России, переброску совместно с железнодорожниками миллионов тонн каменного угля из Ростовской области и шахт Донбасса и Кузбасса, урожая поволжского и прикамского зерна, бахчевых культур из Астрахани, цемента из Саратова и т.д. Его команда включала единомышленников, специалистов, имевших значительный опыт работы. Это уже упоминавшиеся эксплуатационники Н.П. Горьков, В.И. Костерин, В.Н. Троегубов, М.Г. Лаврентьев; технический корпус во главе с В.В. Трофимовым (будущим заместителем министра речного флота): В.И. Тихонов, П.А. Пянькин, Ф.Л. Рыжов, B.C. Трофимов; высококлассные профессионалы в области капитального и портового строительства на Волге во главе с И.Т. Рудницким: Н.И. Федотов, А.Б. Голубков, Н.И. Артемьев; авторитетная группа «коммерсантов» (Н.Ф. Никитин, В.А. Михайлов и их лидер


Рецензии