Андрей Елисеев -самарский шансонье
В 1976 году я заканчивал куйбышевскую школу №6 имени Ломоносова. Публика училась там разная: были центровые фарцовщики, ГРЭСовская шпана и еще отдельные личности. Таким оригиналом выделялся семиклассник, одетый всегда с иголочки, опрятный с манерами дореволюционного аристократа. Он был высок не по годам, атлетически сложен, с тонкими длинными пальцами пианиста. Не смотря на разницу в возрасте, я иногда с ним на перемене беседовал. Паренек удивлял глубиной понимания проблем и ярким острым языком. Хулиганы его не любили, но уважали за то, что не зубрилка, а схватывает все налету. Семиклассника звали Андрюша Елисеев. Папа работал инструктором обкома КПСС, а мама была из дворянок с высшим образованием. Семья жила в престижном доме в двухкомнатной квартире над магазином "Искусство" с большим балконом, выходящим на площадь Куйбышева. Мальчик был как бы из элиты и подчеркивал это, потому одноклассники его сторонились. Учителя тоже относились к Андрюше настороженно, хотя в учебе он был лучшим. Все опасались его язвительности и умению поднять на смех.
После школы я поступил в политехнический институт на инженерно-технологический факультет. В моей студенческой группе оказались любители авторской песни. Помню Валера Лукьянов, родом из Набережных Челнов, исполнял смешные песни, где были такие слова:" Мы все в этой жизни туристы, только не знаем маршрут" или
" Еще годик другой и не будет мужчин,
Будут брюки в музеях болтаться,
Сотни женщин придут, чтоб на них поглазеть
И руками за них подержаться.."
Во время застолий после сессии мы хором пели такую песню;
"Котенок серенький на вечер собирался,
Котенок Марсик приготовился гулять.
Он долго-долго перед вечером стебался
И мягкой лапкой тонкий усик поправлял.."
Валера пел эти зонги с огромным удовольствием и повторял, мол, какие авторы в Куйбышеве живут, не зря здесь Грушинский фестиваль проходит в Мастрюках. Гораздо позже я узнал, что автором студенческих шлягеров был тот самый Андрюша Елисеев. После школы он поступил в плановый институт.
Второе знакомство с Андреем Елисеевым произошло в июне 1995 года. Мы с Ириной Демидовой поднимались по улице Почтовой, тогда Рабочей. Около Дома офицеров к нам подошел высокий атлетически сложенный парень и спросил ехидно: "Вы, что, действительно, Демидовы, и вас еще не убили?" Я ответил:"Да нет, а в чем собственно дело?" Внешне собеседник очень походил на спецслужбиста, подумалось, ну опять начинается, неужели журнал "Кредо" все еще покоя не дает.
Однако все скоро выяснилось. Парнем оказался Андрей Елисеев, самарский шансонье, как он представился. Через час он сидел у нас в квартире №6 на Чапаевской, дом 180 и играл на пианино свои шансонетки. Из парня музыка лилась потоком, длинные пальцы носились по клавишам как сумасшедшие. Он играл, пел, а потом, отпив английского чая марки "Пиквикский клуб", сказал, что встретил нас не случайно. В это время мы с Авдеевым уже больше года вели часовые еженедельные передачи от Русского культурного центра на Радио-7. Елисеев захотел также поучаствовать своими песнями на этой площадке. Он показал толстую тетрадь со стихами и предложил мне написать на них музыку. Дело пошло и появилось два альбома: "Самара- маленький Париж" и "Привет от Паниковского и гуся". Записи делались у меня дома в мини студии с использованием гитары, пианино, синтезатора, а также пульта фирмы" Пионер".
Наше творчество услышала певица оперного театра Марина Калашникова и загорелась их также исполнять. Так появился цикл песен в исполнении выдающейся самарской певицы Марины. Я записывал десятками в неделю аудиокассеты, а Андрей Елисеев носился по городу и распространял совместное творчество среди друзей, знакомых, а то и просто случайных людей.
Помню пришел ко мне певец гитарист Саша Лебедев и сказал, что запал по песне "Париж", а также "Чужие квартиры" и хочет их исполнять на своих концертах:
"Хорошо мне гулять по Парижу,
И вдыхать его терпкий бальзам.
На аллеях каштановых вижу
Куртизанок, бальзаковских драм.
Хорошо в синем буйстве сирени
Потеряться, забыв адреса,
По которым нас ждут и жалеют
Милых наших подруг голоса.
И вновь Пале Рояль
Откроет яркий зал,
И вновь я замираю от восторга.
Париж, ты мой кумир, еще не все сказал
Тебе слова признания и долга..."
Саша Лебедев как то позвонил и сказал, что песни имеют ошеломляющий успех и даже иногда просят повторить на бис. Александр охватывал своим исполнением не только город, но и всю область. Помню мы собирали грибы на 125 км и увидели в сентябре афишу, где сообщалось, что певец Александр Лебедев 20 июля 1996 года дает единственный концерт на турбазе" Сказка". Там прозвучала знаменитая песня "Чужие квартиры":
"И уходит любовь, на прощание хлопая дверью,
И казалось весь мир, пошатнувшись, уплыл из под ног.
Я квартирам пустым, как случайным знакомым, не верю,
Предо мною зияя разверзся небесный чертог
Душно в комнате тихой,
Чернеет аквариум сонный .
Больше нет никого, ничего, никогда и нигде
И роняет слезу этой ночью влюбленный,
Что сияет на этой Полярной звезде
Я устал от разлук, от печальных и горьких как вечность.
Нам расстаться пора, хорошо, что теперь ты ушла,
И накроет нас бедных, одинокой душой бесконечность
Два безумных и белых, два огромных крыла."
Зимой 1996 года для Елисеева наступили счастливые недели, так как главный редактор Людмила Сергеевна Русановская поставила в план выступления Елисеева в нашу программу "Самарский дворик". За полчаса до начала трансляции у нас дома на Чапаевской появился Андрюша со своей женой Ольгой, учительницей русского языка и литературы в школе. Они принесли несколько бутылок сухого вина "Вукузани" и прослушивание началось. После окончания часовой передачи, где Елисеев пел под пианино свои шансонетки мы решили, что надо добавить градус, пошли на Панскую в магазин "Деликатесы". Возник спор, что брать. Я настаивал на "Смирновке", но Елисеев убедил, что лучше взять водку "Ельцин". Ольга оплатила, но я предупредил, что от Ельцина добра не жди, он всегда устроит гайдаровщину. Так и вышло. Водка оказалась всего 20 градусов. Андрюша являлся человеком эмоциональным, он попросил включить на полную песню про шантаны, выхватил финку из бокового кармана и стал плясать так, что все позавидуют. Так мы отметили первое выступление Андрюши на самарском радио.
Вскоре мне позвонила редактор передачи"Соло для семьи" областного радио и предложила включить несколько песен в свои программы. Там прозвучали шлягеры в исполнении Марины Калашниковой "Русалочка" и "Англетер", посвященная Есенину:
"В белоснежном черемух кипении
Я над речкой в раздумье стоял,
Вспоминал я Сережу Есенина,
Как он жил, как любил, как мечтал.
Но ушло этой буйство цветущее,
В никуда, в полутьму кабаков,
Где стоглавое стадо орущее
Осудило поэта коров.
Потерял чистоту деревенскую,
Замутилась душа как родник.
Перед этою чернью вселенскою
Грустный образ любимой возник.
Удаль, удаль , рязанская нежная
С огневыми раскатами гроз,
Не вернется уже время прежнее,
И пройдет без тебя сенокос.
И с опухшим лицом алкоголика
Будешь плакать с гармошкой вдвоем,
Чтобы сволочь с соседнего столика
В тебя бросила грязным рублем.
Ты погибнешь в застуженном номере
Одинокий, печальный, больной,
Как и многие ранее померли
Этой хмурой декабрьской порой.
Снег растоптан, от грязи сер
У гостиницы Англетер.
Вскоре позвонила редактор областного радио Наталья Михайлова и попросила передать ей кассету с записью наших песен. Целый год я ждал ответа, потом кассету мне вернули со словами, мол, ну просто нет времени ее слушать. А тут мой приятель Олег Айдаров стал работать корреспондентом в литературном обозрении и сделал большой материал о студии и передачах "Самарский дворик". Он рассказал об Андрее Елисееве, Марине Калашниковой и других певцах, которые записывались у меня. Тут начался просто обвал, звонили с разных радио и телеканалов, приходили журналисты и все предлагали только одно, а именно платите деньги и будем раскручивать исполнителей. Мне растолковали, мол, денег нет, то и разговора не будет. Так все и закончилось. Помню пришел Елисеев с чешской лимонной водкой 35 градусов и сказал:"Пойду работать бухгалтером по специальности, возьму бабло и уж тогда начну раскрутку".
В каких только частных компаниях Андрюша не работал: и в фирме по продаже КАМазов и верблюжьих одеял, и в детской картинной галерее и еще бог знает где. Деньги его не любили и убегали из-под пальцев как тараканы. В 2007 году мы встретились с ним на митинге "несогласных", где появился весь старый неформалитет в лице Никишина, Карлова, Гинзбурга, Кузьминой, Страхова и многих других. Андрюша поведал, что написал много новых песен, но так как денег не заработал, то никто не хочет иметь с ним дела.
Вскоре Елисеев появился в нашей новой домашней студии на улице Прибрежной. Оператором выступала дочь Валерия Демидова. Ей очень нравились его стихотворные образы и некоторые песни она стала сама исполнять. Так возник новый музыкальный альбом "Зимний вечер". Он сам пел и играл на синтезаторе как умел. Потом мы не виделись лет десять и однажды случайно встретились на улице Молодогвардейской у кафе Чайхана. В это время мы с Ириной снимали видеопрогулки по Самаре. Так Андрей Елисеев вошел в один из сюжетов. Позже он приходил несколько раз к нам домой, где производилась уже видеозапись его шансонеток. Последнюю песню с Андрюшей мы сделали в ноябре 2019 года, она называется "Алый бант и золотое платье"
Холодный дождь по нотам октября
Играет вальс, в окно стучит ненастье,
А фея Осень, чувствуя не зря,
Надела алый бант и золотое платье.
Ах, осень, осень, вы прекрасны мисс.
Звучит мелодия прекрасная до боли,
В потоках ветра кружит нотный лист,
Среди аккордов краскам здесь раздолье.
Слегка пьянея, чередою дней,
Колдует осень, мир в ее объятьях.
Бокалы нежности мы выпиваем с ней
за алый бант и золотое платье.
Играет ветер в унисон с дождем
Мелодию печальную такую,
А мы втроем танцуем с октябрем
И первые снежинки наш целуют.
Елисеев был полон идей сделать видеозаписи его стихов на Набережной, в Струковском парке, на площади Куйбышева. И вдруг пришла эсэмэска" Плохо мне. Такое ощущение, что душа умерла. Пытаюсь молиться, но облегчения это не приносит. Кончился Елисеев, все пипец... " 23 июля 2020 года в больнице Середавина остановилось сердце самарского шансонье Андрюши Елисеева.
Очень жаль, что в Самаре таланты не в чести. Здесь молятся золотому тельцу. Сразу вспоминаются слова Максима Горького " Смертный, входящий в Самару с надеждой в ней встретить культуру, вспять возвратится, город сей груб и убог: ценят здесь только скотов, знают цены на сало и шкуру, но не умеют ценить к высшему в жизни дорог...." Прошло более 120 лет после этих строй, но ничего не изменилось. На Набережной гоняют музыкантов словно блудливых собак, ломают инструменты и требуют "бабки", мол, время сейчас рыночное и за все надо платить. Гулял с миллионеров, выступала скрипачка. Я заметил, что она виртуоз. Миллионер сразу в ответ:" Прекрасная исполнительница, но денег не дам". Я подумал про себя, что Бог то есть и не ошибся.
Свидетельство о публикации №220080900811