Опыт общения

Если человек и не видит, и не слышит одновременно, как с ним общаться?
Персонажи рассказа «Опыт общения»: два пуделя и кошка убеждены, что, проживая в семье слепоглухих, прекрасно научились находить с хозяевами общий язык. Как им это удалось, если и у людей не всегда получается? Что ж, наши герои весело и охотно делятся с читателями своим опытом.


ОПЫТ ОБЩЕНИЯ


Я научу тебя радости.
Тронь бархатистую шерсть!
В самой ничтожнейшей малости
столько прекрасного есть.
Знаешь, что самое важное? -
Просто любить эту жизнь.
Вот потому-то однажды я
дал тебе лапу: держись!
Больше грустить не захочется
и, согласись, неспроста,
где разогнал одиночество
ласковый вихрь от хвоста.
А за проказы и шалости
Ты не сердись на меня…
Я покажу тебе радости
каждого нового дня.
 
Дорогие друзья!
Мы узнали, что последнее время вы стали проявлять интерес и пытаться помочь тем, кто не видит и не слышит. Предлагаем объединить наши усилия. Дело в том, что некоторый опыт общения с такими людьми у нас есть. С удовольствием поделимся им с вами. Хотите?
* * *
Меня зовут Арно. Я пудель. По секрету -  очень красивый: чёрный, с шикарной причёской подо льва. Вы бы оценили, но от наших подопечных, увы, этого ждать не приходится.
В нашем доме живут ещё Лика и Ариша. От Лики, правда, толку немного. Она, хоть и пудель, но, во-первых, мелкая – чуть больше кошки, во-вторых, девчонка. Такая вся, знаете, светло-коричневая, мягкая. Не собака – насмешка над добрым собачьим именем. Зато с ней не скучно. Когда мне не с кем поиграть, она бывает как раз кстати.
Скажем, сегодня с утра я слонялся по квартире без дела. Лика тоже явно искала, чем себя занять.
Эту тряпку на стуле мы заметили одновременно. Непорядок! Лика решила переложить её на кресло, я – на диван. Представьте, как нам сразу стало весело. Я тянул “канат” в одну сторону, Лика - в другую.
Эта шмотка будет лежать на диване.
Нет, врёшь, на кресле.
А я говорю, на дивааане!
- Эй, ребята, где моя блузка? Только что на стул повесила.
Это наша Таня.
Тут же они с Виталиком стали «смотреть» вокруг в поисках… как она сказала? Блузки.. Смотрят они у нас руками. И обнаружили-таки. Между прочим, всё-таки на диване. Один ноль в мою пользу!
Но погордиться победой мне не дали. Таня иногда умеет испортить настроение:
- Арно, Лика, кто это сделал?


  Гав! Угадай с трёх попыток.
  Если бы я умел говорить этим их дактилем, которым они с Виталиком общаются между собой, я бы объяснил, что хорошие вещи надо убирать в шкаф, а не разбрасывать по стульям в искушение окружающих.  Но сказать я не могу. Сижу, морду опустил. Воплощённое раскаяние. Не видишь, так потрогай. Нет, даже и не подумала. Хорошо, что Лика не растерялась. Хвостом закрутила и - целоваться к подопечным. Обычно меня такое её поведение страшно злит. Даже у последней мелюзги должна быть какая-никакая гордость. Но на этот раз такие её самоуничижительные действия пришлись как раз кстати. Таня тут же растаяла:
- Не будете больше? Точно не будете? Ну, хорошие, хорошие.  Всё, не ругаюсь.
А рассказать вам про Аришу? Это рыжая кошка. Её породу мои подопечные называют почему-то полуперсик.
Ариша – моя любимая игрушка. Я всегда умиляюсь, когда об этом думаю. Виталик и Таня так меня любят, что взяли для меня кошку задолго до того даже, как я родился. И вот теперь я с восторгом за ней гоняюсь. Если удаётся поймать, делаю вид, что кусаю, а она делает вид, что царапает. Когти, конечно, не выпускает. Уважает. Иногда, правда, пытается намекать, что своими играми я ей порядком надоел, но я ей тут же даю понять даже без намёков, что в тонкостях кошачьего языка не силён.
  Виталик и Таня - люди. Не знаю, какой породы. Но, по всей вероятности, какой-то довольно редкой. Они не слышат и не видят. Виталик совсем ничего. Он и голосом не шумит почти никогда. Зато и ругается не так страшно. Пальцем погрозит немножко и всё.
Таня тоже не видит, но кое-что слышит. Во всяком случае, если громко залаять, она обязательно поймёт. Родственники обращаются к ней именно голосом, хоть и очень громким. А если что-нибудь нужно сказать Виталику, они рисуют ему на ладони.
  Вы когда-нибудь слышали, друзья мои, о собаках-поводырях? Я даже видел таких. Внушительные, надо сказать, собачищи. Меня, даже и красавца такого, рядом с ними не разглядишь. Так вот, говорят, они обучаются в специальных школах. Их там учат ухаживать за слепыми. А потом государство им ещё и пособие выплачивает. Ничего себе!
Мне вот никто ничего не платит. Да мне и не нужно. В школах я не обучался. Между тем, как помогать слепому, да ещё без слуха представление имею. Неловко говорить, но это, наверно, что-то наподобие врождённого таланта.
  Примерно три-четыре раза в день за мой поводок берётся Виталик, и мы идём с ним гулять. Лику тоже прихватываем. Она нам не особенно мешает. На улице Виталик с поводков нас не спускает. Боится заблудиться без нашего присмотра. А как здорово было бы иногда побегать по дорогам, подраться с другими собаками, полаять на голубей и кошек. Я пробовал, когда меня брала на прогулку Танина мама. Но я понимаю, Виталика нельзя оставлять одного.
Ему даже голосом нас звать не надо. Достаточно взять в руки поводок и хлопнуть рукой по коленке. Он всегда нас так подзывает. А нам и слов не нужно, мы понимаем.
Гулять хочешь? Идём, идём!
  Наши университеты исключительно доморощенные. Впрочем, дрессироваться мы очень любим. Это вкусно. За каждую ерунду можно получить кусочек сыра или колбаски. Сидеть, лежать, подавать лапу – это всё далось мне без всякого труда. А вот команда «Ко мне» в течение долгого времени мне страшно не нравилась.
  Представьте себе, Таня произносит: «Ко мне!» или Виталик хлопает по колену. И я же знаю, что, если подойду, сразу будет очень приятно. Меня обязательно похвалят и угостят. Слышал, что у Лики с подзывом проблем вообще не возникло. Конечно, она за вкусняшку на всё готова. А как быть мне, если столько всего интересного и куда более важного отвлекает меня почти постоянно?
Вот любимый мячик закатился под диван, а вот Лика позарилась на резинового львёнка. И вдруг они зовут. Вы бы подошли? Ну, и я не подходил.
  Есть у нас в квартире комната, куда ходить нам почему-то чаще всего запрещено. Если и пускают туда, то очень редко и очень ненадолго. Там живут игрушки Таниного племянника Димы, который время от времени приходит к нам в гости. Особенно нравится мне машинка с аппетитным пластмассовым кузовом. Как я мечтаю попасть в эту волшебную комнату в отсутствие подопечных поближе познакомиться с Димкиной машинкой! Ради этого я бы пожертвовал даже своим мячиком. Не насовсем, конечно.
- Арноша, как же мне научить тебя подходить по команде? Что с тобой сделать, чтобы ты слушался, а, разбойник? В книжках вон пишут, что научить собаку подходить на зов легко. Надо всего лишь дождаться, когда она посмотрит в глаза хозяину, ни на что не отвлекаясь, и подозвать. Когда подойдёт, поощрить. Как же мне узнать, когда ты ни на что не отвлекаешься, да ещё и в глаза мне смотришь?
Эх, Таня! - я вздохнул, -  и правда, что можно сделать, чтобы я тебя слушался?
  Но вот однажды Виталик и Таня собрали все мои игрушки - даже мячик!  и куда-то понесли.
  Эй! Зачем это они уносят игрушки в волшебную комнату? Да еще и потом закрывают дверь? Ничего не понимаю. Хотя одну игрушку они мне всё-таки оставили. Ариша! У неё весьма кстати свешивается хвост с комода. Надо только как следует изловчиться, схватить зубами пушистый кончик... Итак, раз, два…
- Арно. Ко мне!
  ..Три! Прыжок!
 Нет, подождите, это Таня меня из волшебной комнаты зовёт? Вернут мячик, а, может, и с машинкой дадут поиграть! Иду, иду. Жалко только, что хвост, уносимый кошкой, всё-таки ускользнул.
А почему, интересно, они закрыли дверь в волшебную комнату прямо перед моим носом? Это что, шутка?
  А потом снова то же самое. Только на этот раз я не играл. Задремал на любимом кресле. Услышал хлопок по колену - Виталик. И тоже из таинственной комнаты. И дверь там открыта. Сейчас прозевааааюсь. Встаю. Потягиваюсь. Иду.
  Да что за гав! Опять закрыли дверь, не дождавшись.
Ну, знаете, больше вам этого не удастся.
Когда в следующий раз меня решили так же облапошить, я был начеку.
Лежал, прислушивался.
- Арно, ко мне!
Опять Таня. И всё оттуда же. Мчусь! Очертя голову и сломя хвост. Есть! Я в волшебной комнате. Один ноль в мою пользу. Кот с ней, с машинкой! Отдайте мои игрушки. Унёс на место, все до одной. С тех пор проявляю бдительность. Как слышу это их «ко мне» или хлопок по колену, бросаю все дела и бегу. Несусь!
  Но, друзья мои, когда Виталик и Таня учат нас с Ликой каким-то новым командам, есть в этом и ещё один необыкновенный момент. Не скрою, мы порой бываем чрезвычайно бестолковы. Иногда неделями бьёмся всего над одним трюком. Но в один, как солнце, прекрасный день у нас вдруг всё получается. И вот это, поверьте, стоит всех наших усилий и ссор.
Прыжок через скамеечку мы освоили быстро.
- Барьер!
Прыжок.
- Умница.
- Барьер!
Прыжок!
- И ты умница!
Вот только прыгать одновременно с Ликой мы никак не хотели. Точнее, не могли понять, чего Тане от нас надо. Тогда она такое придумала! Только не берите с неё пример. Нехорошо как-то. Так вот. Она перестала поощрять наши прыжки по отдельности.
- Барьер!
Прыжок!
- Барьер!
Прыжок.
- Барьер!
Прыжок.
Ни похвалы, ни угощения. Мы уже напрыгали на пять килограммов колбасы. Начали уставать, а у Тани с Виталиком терпение очевидно подходило к концу.
- Ну-ка, вместе! Барьер!
И тут мы с Ликой почти случайно прыгнули одновременно, оставляя позади контролирующие нас Танины руки.
- Умницы, золотые мои ребята, хорошие!
  Держите! Ну. Ещё полразочка, чтобы закрепить:
- Барьер!
Прыжок, вместе – мы поняли.
  Я повернулся к Тане. Каково? Честное слово, друзья, её глаза сияли. На какой-то короткий миг мне показалось, что она смотрит на нас, любуется.
Подозреваю, что моя морда отражала в тот момент тоже немало эмоций. Ещё бы! Ведь это так здорово, так захватывающе непонятно и прекрасно. Мы – разные. До самой-самой последней чёрточки разные. Но мы снова нашли общий язык, поняли друг друга. Именно в такие минуты мы вместе как никогда.
 
  Я ещё кое-что скажу. Но это строго между нами, обещаете? А ведь не только они нас учат. Мы их тоже дрессируем за милую душу.
Если вам доведётся обедать рядом с человеком, который не слышит и не видит, и вам захочется заполучить из его тарелки что-нибудь вкусненькое, не пытайтесь придать умильное выражение мордочке. Жалостливые взгляды на них не действуют, как бесполезно и нежно поскуливать. Зато легко приучить реагировать слепоглухого на прикосновение лапы к руке. Мои подопечные этот жест отлично усвоили. Он означает: «Этот кусочек для тебя слишком хорош. Отдай его ближнему. Ближний оценит». Если подопечные водят пальцами по книжке с точками или по машинке, которая у них называется брайлевский дисплей, а вам хочется погулять или поиграть, попробуйте дотронуться до их руки или ноги носом. Не всегда срабатывает, но бывает. Этот жест обозначает: «пойдем со мной».
Если в вашей миске для питья закончилась вода, просто возьмите миску в зубы и перенесите на середину комнаты. Непременно наткнутся и нальют воды. Ну, это каждому понятно: «совести у вас нет. Воды забыли налить».
Извините, друзья мои, бегу! Кто-то пришёл. Звонит в домофон. Мне нужно срочно сообщить об этом Тане и Виталику – слегка ударить лапой и полаять погромче. Позже допишу.
* * *
Милые, добрые люди!
Почитала, что написал наш шебутной Арно. Нет, каков бесстыдник! Хозяев он называет подопечными. Как вам это нравится! Самому только недавно щенячьи прививки сделали, а сколько гонору!
А я - та самая Лика. В отличие от некоторых, вполне ценю честь жить рядом с избранными. А в том, что мои хозяева избранные, особенные я ни разу даже и не думала сомневаться. Я их просто обожаю и никогда не забываю им об этом повторять.  Всего лишь дотрагиваюсь языком до хозяйской ладони. Всё сразу становится понятно.
  Один из самых удивительных признаков избранности моих бесценных хозяев – дактильная азбука. С её помощью они разговаривают друг с другом. Это необычайно красиво! Рука одного уютно располагается в руке другого, при этом пальцы говорящего складываются в различные – причудливые и изящные -  фигурки. Порой, наблюдая за ними, я проникаюсь таким чувством нежности, что не выдерживаю, подбегаю и с помощью хвоста и язычка присоединяюсь к беседе.
    Я вас обожаю. Вы – лучшие, самые прекрасные мои хозяева. Они понимают меня без слов.
 
  Я всегда рада служить Тане и Виталику. Особенно Тане. Она научила меня приносить ей тапочки. Когда я поняла, как сильно ей это нравится, решила проявить усердие. Подсмотрела, где лежат все тапки, ботинки, сапоги…
Я их носила, носила, носила, носила…
- Ликушка, зачем же ты мне обувь со всего дома перетаскала? Нельзя!
  Ага, нельзя. Я уже знала, что такое нельзя. А после того, как и хозяин обиделся, что я его тапок хозяйке отдала, накрепко усвоила -  ей нужна только её собственная обувь. Да и то не всякая.
Подумала, что босоножка, которую хозяйка надевает на правую ногу, будет в самый раз. Взяла в зубы и снова: носила, носила, носила, носила... От избытка чувств не знала, куда положить.
На кресло, под плед? Нет. Лучше под стол. Нет-нет. Под шкаф.
  Хлопок по колену. Это я знаю, это дорогой хозяин зовёт гулять. А вот любимая хозяйка голосом:
- Лика, ты случайно не знаешь, где моя босоножка?
Босоножка! О, конечно, знаю. Кому же и знать, как не мне. Знаю, но… не помню.
На пледе, под стулом? На шкафу, под креслом… Вот же она, под шкафом.
- Больше не уноси.
  Я тебя обожаю!
- поняла?
  Я тебя обожаю!!!
  Я не знаю, зачем Тане и Виталику понадобилась кошка. Но, когда Арину принесли, она была такая крошечная, такая трогательно беспомощная, что я беспокоилась, как бы славные мои хозяева нечаянно на неё не наступили. Поэтому пришлось Арину ущеновить. В отличие от беспардонного Арно, очень интеллигентная выросла.
Когда хозяева обучали меня командам, кошка тоже научилась сидеть по требованию и подавать лапу. Правда, пыталась схитрить. Просто приподнимала лапку. Но хозяева же не видят. Теперь кошка укладывает лапочку прямо на ладонь. За это я не могу её не уважать.
Арно появился относительно недавно. Вымахал быстро, и вот теперь гордится своим большим ростом. А я не жалею, что маленькая.
Когда нас расчёсывают, Арно стоит или сидит на полу, а я на коленях у хозяйки. Ночью я иногда прокрадываюсь к Тане на подушку. Посмотрела бы я, как это удалось Арно.
У меня есть курточка, в которой гулять я, правда, не люблю, – мешает быстро бегать, но мне приятно, что, когда её надеваю, хозяева особенно на меня умиляются. Они у меня такие добрые. Знаете, я их обожаю. Я вам ещё не говорила?
  Мне безумно нравится играть с Таней или Виталиком. Они кидают игрушку – я приношу. Прячут – я хоть где найду. Не сомневайтесь. Иногда бывает довольно сложно затеять с ними забаву. Если хозяева заняты своей машинкой – компьютером, - даже пытаться не стоит. Зато, чуть только чудесные мои Таня и Виталик освободятся, лапы в лапы и вперёд. Глупая собака взяла бы игрушку в зубы и просто показала бы её хозяевам. Но я не Арно. То есть я тоже беру игрушку в зубы, подхожу к хозяину или хозяйке, встаю на задние лапки и прижимаю игрушку к хозяйской руке. Лучшая награда – ласка и весёлая игра.
Когда я еще многого не понимала, произошел у нас случай. Меня тогда заинтересовало окно. Точнее, подоконник. Как бы на него попасть? Думается, там очень интересно посидеть, глядя в окно. Я огляделась по сторонам. Вот, как раз компьютерное кресло. Я прекрасно на него заберусь с пола, а оттуда на подоконник – хвостом подать. Вот и всё. Очень хорошо.
За окном действительно оказалось столько увлекательного! Машины, собаки, кошки, снова машины, и везде люди, люди… 
В этот момент в комнату вошёл хозяин. Не подозревая о моей маленькой экскурсии на окне, забрал кресло – сел за компьютер.
Как же мне вернуться на пол? Спрыгнуть? Высоко! Поскулить? Полаять?
  - Лика, ты где? Иди сюда.
 С каким удовольствием, восторгом я бы выполнила приказ хозяйки. но - не могу, не могу!!!
А хозяйка тем временем подошла к Виталику. Что-то быстро ему заговорила рукой в руку. И вот они уже оба ищут меня.
- Лика! Ко мне, Лика! Ликочка!
Голос у Тани дрожит:
- Лика! Скорей ко мне!
  Не могууу! Боюууусь. Уууу!
От страха и волнения залаять погромче не получалось.
Я металась по подоконнику и тихонько плакала. Не видели и не слышали. А я была рядом, рядом!
Но вот руки моего замечательного хозяина подобрались к окну. Окно, подоконник… Я. Я!!!! - Треплющие, гладящие руки хозяина, прижимающие, ласкающие руки хозяйки.
  Я вас обожаю!
- Как ты нас напугала.
  Я тебя обожаю!
Я не устаю лизать и лизать родные ладони.
  Теперь я знаю и вам очень советую – не оставляйте надолго тех, кому трудно смотреть и слушать, кому, следовательно, тяжело вас искать. Не отдаляйтесь от них на большое расстояние. Они каждую минуту должны знать, где вас можно найти. Тогда и вам и им будет хорошо и спокойно.
 
 
* * *
  Господа, полагаю, что и мне необходимо сказать несколько слов от своего имени.
Имя у меня красивое – Арина. Некоторые по легкомыслию зовут Аришей. Я, если вам интересно, кошка. Звучит гордо? А если я добавлю к этому, что ещё и наполовину персидская?  Я являюсь самым рассудительным и ответственным членом нашей семьи.
Меня не раз спрашивали, легко ли сосуществовать с людьми, у которых есть определённые проблемы со слухом и зрением.
Господа, поверьте моему опыту – ничего особенного. Пуделиные рассуждения по этому вопросу не что иное, как собачий бред. Мяу! Ну да, люди, живущие со мной, имеют свои странности. С этим приходится считаться. Да и как не считаться? Мрр!
  Будучи ещё маленьким котёнком, я пыталась приучить Виталия и Татьяну кормить меня по утрам как можно раньше, в идеале с рассветом.
В первое утро я просто мяукала. На следующее  - сбросила со стола все мелкие вещи, какие смогла обнаружить.

Уверяю вас, это не повлекло за собой никакой реакции. Когда же на третье утро я потеснила с комода цветочный горшок, Лика, которая тогда была моей приёмной мамой-кошкой, устроила мне нагоняй.
Мяукнув: “ррррррр! Ещё ррраз увижу…”, оттащила меня на лежанку прямо за мой благородный шиворот.
С тех пор я решила смириться и встаю завтракать вместе со всеми.
  Человеческие представители моей семьи очень любят всё трогать руками. Сперва это было невыносимо. Нос, рот, уши, хвост – всё становилось объектом подробного изучения пальцами. Позже я научила их уважать моё право на неприкосновенность. Мягко выскальзывала из-под рук и забиралась куда-нибудь повыше. Возьмите на вооружение.
Нет, если они осторожно, без азарта, обязательно чистыми руками погладят вас по спинке или нежно потреплют за ушком, это ничего. Это вы вполне можете им позволить.  Как иначе невидящему человеку составить впечатление о вашей привлекательности? Кстати, не думайте, господа, что человек без зрения далёк от понимания красоты. Ничего подобного! Мяу! Многие из них красоту чувствуют. Я лично наблюдала, как Таня, проведя рукой по букету сирени, воскликнула: «какая красота»!  Не сомневайтесь, она в своих чувствах была вполне искренна. Я знаю.
Надо сказать, до появления в доме второй собаки, этого, не на ночь будь помянут, Арно, моя жизнь была намного спокойнее. Мне вменялось в обязанность лишь свысока – с подоконника или комода – приглядывать за людьми и поддерживать спокойные отношения с собачкой Ликой. Теперь же, кроме всего прочего, я ещё вынуждена нянчиться с туповатым недопёском. Играть с ним в прятки, догонялки. Заметьте, без малейшего желания с моей стороны. Но будем снисходительны к молодёжи, господа. Я не помню, чтобы хоть раз позволила себе выпустить когти, когда делала внушение проказнику. Другое дело люди. Они кого угодно введут в грех.
  Однажды задумали меня мыть. О, я сопротивлялась, как могла.
  Мяу! Куда вы меня несёте! Кошке не нужно ваше мытьё. Мы сами в состоянии позаботиться о своей гигиене. Мяу! Вода! Мокрая, горячая… Шампунь! Какая мерзость! Пустите меня, господа! Фррр! пшшшшшшш! Ах, вы не слышите? А когтями, господа?
Полотенце… Отвратительно!
Да, не горжусь. Неэстетичные получились царапины. Зато теперь они восемь раз погимнастируют пальцами, обсуждая судьбоносный вопрос, - стоит ли мыть «Аришу».
  Но вы, уважаемые, наверняка уже решили, что я – зануда какая-то. Совсем нет, уверяю вас. Иногда я с удовольствием включаюсь в игру.
  Когда вижу, как мило скользят пальцы Виталика или Тани по книге с точками, мне порой становится необычайно весело. Подкрадываюсь, слежу.
 Пальцы шуршат по странице. Всё ниже и ниже, убегая от меня.
  Не уйдёшь! Поймала!
- Аришка, озорница!
  Таня улыбается. Виталик чешет меня за ухом. Мррр! Приятно.
  По-другому обстоят дела, когда они чем-то заняты за компьютером.
Не далее, как вчера Таня что-то увлечённо отбивала на клавиатуре. Я тихонько подошла по столу.
  Это не пальцы, это мышки и птички, за которыми охотится кошка. Ваша покорная слуга. То здесь, то там. Так быстро, так заманчиво. Глаз не оторвать!
 И вот мизинец прыгнул на крайнюю верхнюю клавишу.
  Стой!
Лапка хватила пальчик-мышку…
- Это ещё что такое?
Тут же меня низвели до уровня собак - ссадили на пол.
- Я тебе говорила, к технике не подходить!
Ох уж эта мне техника1 Компьютер, а тем более, несносный дисплей.
  Господа производители некоего устройства с подозрительным названием - брайлевский дисплей! Пожалейте несчастных кошек, придумайте, пожалуйста, какие-нибудь крышечки, защищающие строчку гадкого дисплея от пыли и шерсти. Больно смотреть, как эти люди дрожат за свою железячку прямо как за котёнка. Честное слово, они покрывают её мягкими чистыми тряпочками. Скоро дело дойдёт до того, что начнут своему дисплею сказки на ночь рассказывать.
А как достаётся мне, если я, не дай бог, приближусь к этой коробке с кнопками… Впрочем, сами видите. Меня отправляют на пол. Как собаку.
  В тот день только люди и домашние животные могли подумать, что всё в порядке. А я ещё ночью почувствовала – что-то не так. И оказалась права.
Проснувшись как обычно, собаки заполнили своим шумным присутствием весь дом. Каждое утро у них ритуал приветствия с людьми. Только и слышно Танино:
- Привет, Ликушка…  Арно! Привет! Привет! Да мы же уже поздоровались! Ну, привет еще раз!
Руки, лапы, хвосты, руки…
  Я не выдерживаю – ухожу на кухню.
Но тогда было не так.
Виталий, как всегда, погладил собак вволю. А вот Таня даже не протянула к ним руку.
Что происходит?
Заболела.
А я так и подумала. Я же кошка.
Позже к нам пришла Танина мама. Они что-то говорили про ногу, про воспаление.
Подбежала Лика. Начала теребить Таню лапой. Как будто звала, недоумевая, почему лежит. А я просто ждала. Ждала своей очереди.
  И вот, когда мы остались с Татьяной одни, я спрыгнула с комода.
Иду.
- Ариша, ты что?
А я ничего, я легла на больную ногу.
  Мррр, мррр. Просто спи, или хотя бы лежи спокойно.
  Днём пришёл врач, осмотрел Таню. Что-то записал на бумажке.
Мне снова пришлось скрыться.
Но когда врач удалился и снова можно было спокойно работать, я вновь навестила больную.
- Да тебе же неудобно так лежать, кисуля.
  Лучше бы не разговаривала. Мрррр, мрррр!
  Я бы хотела объяснить вам, люди, что и как надо делать в таких случаях, но не могу. Нет у вас такого инструмента, который безошибочно определяет: боль здесь. Кошачья  помощь нужна в такой-то дозе.
  Я подходила к Татьяне регулярно. Ей уже не хотелось лежать. Она чувствовала себя гораздо лучше. Но я прижималась к её ноге и она покорно соглашалась полежать ещё немного без движения.
  Но настал день, когда мне и самой страшно не хотелось спускаться к Тане.  Нет, я всё-таки должна была проверить, хотя с радостью осталась бы  на любимом комоде.
Спрыгнула, подошла.
Мррр, здесь?
Мррр, пониже? Повыше?
Так и есть, лечить больше нечего.
- Аришечка, золотце моё, вылечила! Спасибо, мусенька-пусенька, кисулечка!
Татьяна попыталась взять меня на руки и прижать к себе. Я вывернулась. Скорей, на спасительный комод!
  Выздоровела и хорошо. А щенячьих нежностей не надо, не люблю.
А потом я услышала, как Таня говорила своей маме:
- Когда поняла, что киска меня в самом деле пытается лечить, так терпеливо лежит в неудобной позе, мне даже неловко стало за то, что дрессировала её, лапу подавать учила, сидеть заставляла. Нам бы самим от кошек столькому надо научиться.
  Мгмяу! Где уж вам!
Но вы не огорчайтесь. Ведь мы, кошки, лечим только тех, кого сильно любим. Чтобы получилось, надо любить до трепета в каждой шерстинке, каждом усике. Попробуйте. Может, и у вас получится.
* * *
Вот она - собачья жизнь, друзья мои!
Стоило отложить написание ценного руководства, как другие тут же лапу приложили. Надо дописать. Хотя, знаете, сегодня мне очень грустно. Мои подопечные куда-то ушли с мамой. Может быть, в магазин? Но мне обидно. Уж мы с Ликой старались их не отпускать. Какое там. Кто знает, возможно, пока пишу, они и придут…
Подождите, друзья, я что-то вижу. Что-то чувствую… Кажется, открыта заветная комната. Забыли её, наверно, закрыть, пока собирались. Пойду, проверю. Если хотите, идёмте со мной. 
 

Неинтересно это всё.
Действительно, дверь в гостиную оказалась закрытой неплотно. Я легко вошёл в столь манящую обычно “волшебную” комнату. Тут же в глаза бросилась Димкина машинка. Возьму! Нет, не хочу. Какой смысл что-то брать, грызть украдкой, если некому окликнуть: “Арноша, с чем ты там воюешь? Покажи”.
 Ушёл. Хожу по квартире. Тоскливо! Лика лежит, уткнувшись носом в коврик у входа.
А это что ещё такое? На моём кресле растянулась… эта… Кошка! Эта Аришка, этот полунектарин!
Ррррр!
Даже головы не подняла.  Да ладно, пусть. А я к Лике на коврик. Поближе к двери.
Ну где же вы, хозяева?
  Ну вот, друзья мои, всё отлично, всё замечательно. Только одна кошка скребёт на душе – зачем не умыкнул из волшебной комнаты машинку! Сейчас я бы так вкусно похрустел ей где-нибудь в уголке.
Пришли хозяева (да ну! С кем поведёшься…) из магазина – угадал!
- Не набедокурили здесь? Нет? Ну и молодцы!
Конечно, молодцы. Давай сюда свою вкусняшку.
Знаете, что я вам скажу? Пусть наши хозяева не могут взять нас в лес, на речку, в парк. Кроме дачи, мы с ними нигде не бываем. В городе нас боятся отпускать с поводков. Зачастую наша безопасность зависит только от нас самих.
Зато наши хозяева с нами всегда. Сегодня не считается. Нам не приходится ждать целыми днями, когда кто-нибудь придёт с работы и погуляет, покормит, приласкает. Про игры уже не говорю. Мы всегда, всегда чувствуем, что нужны друг другу. Наши хозяева любят нас не за красоту и породу, а просто за то, что мы – это мы. Ведь и мы любим их и преданны им таким, какие они есть. И на других мы их никогда и ни за что не променяем.


Рецензии
Хорошо написано...

Олег Михайлишин   09.08.2020 14:23     Заявить о нарушении