Особенности швартовки кораблей

Хорошее отношение в нашей стране к морякам, как к военным, так и гражданским, автоматически распространяется и на их корабли и суда, вызывающие у не посвященных, определенный интерес. Позволю себе маленький ликбез по этому поводу.
Корабль, это или большой парусник или военный корабль (под Андреевским флагом), несущий вооружение (артиллерийское, ракетное, торпедное и пр.) С командиром корабля и командой (экипажем). А судно, это самоходное плавучее средство с механизмами, обеспечивающими движение, капитаном судна и командой их обслуживающей, может быть и военным судном, когда не несёт вооружения (транспортное, вспомогательное и пр.), но кораблём называться не может! И флаг на нём или государственный или вспомогательного флота.

И по этой причине, очень «режут ухо» заявления дикторов, даже центральных каналов радио и телевидения: «Капитан корабля», «судно с ракетным вооружением» и др. А уж издевательство над аэропОртами и морскими пОртами, уже вошло в обиход. Их называют аэропортАми, и морскими портАми, видимо не от слова пОрты, а от слова портЫ – домашние, домотканные, холщёвые порткИ, т.е. штаны!
 
Я излил желчь! Теперь приступаю к сути миниатюры.

Корабли постоянно находиться в море не могут. Даже при смене экипажей в море, что иногда практикуется. Самим кораблям периодически необходимо производить и планово-предупредительное техническое обслуживание техники, приборов и механизмов. Проводить ремонты – доковые, навигационные, средние или капитальные. Да и просто, иногда надо давать экипажам отдохнуть…

Для чего надо поставить корабль к причалу (причальной стенке), пирсу. Можно швартовать «лагом» – бортом к причалу, тогда, место занимаемое кораблём практически равно его длине, а при швартовке «кормой», всего-то его ширине, а это в несколько раз меньше, как задом в гараж … Что удобнее и целесообразнее. Как говорится – больше влезет!

Швартовка кормой предусматривает, и для удобства, и для безопасности стоянки и самой швартовки, отдачу якоря. Чем и занимается баковая (бак – носовая часть палубы корабля) швартовная команда, а на юте (ют – кормовая часть палубы корабля) ютовая швартовная команда подаёт кормовые швартовые концы (растительные, полипропиленовые или стальные тросы) на причальные тумбы (кнехты или палы). Всё понятно? Ну, привязывают КОРАПЬ верёвками, что бы ветром не унесло! )))

Так вот, когда я пришёл служить «зелёным» лейтенантом в Таллинн, который тогда писался ещё с одной «Н». У нас в бригаде кораблей ОВРА (Охраны водного района), был старый командир морского тральщика. Про такого говорят – вся жопа в ракушках… Вот у него, как видимо и всех нас, от длительной корабляцкой, извините – корабельной службы, возникали различные привычки, которые непосвящённым могли показаться странными…

Этот командир своих подчинённых по команде «Аврал!», которая предшествует швартовке, для удобства, в первую очередь своего, естественно. Ведь командир за всё отвечает, а как, это уже его дело! Так вот для удобства баковые были у него – турки, а ютовые – албанцы!  Почему? Наверное историческая тупость одних и других повлияла на выбор этих эпитетов у старого «морского волка». Но это никого не удивляло, а даже вносило свежую эмоциональную струю в сам процесс швартовки, который на корабле был отработан до автоматизма и представлял собой, если опустить некоторые детали – своеобразный мастер-класс!

По корабельной ГГС (громко-говорящей связи), по верхней палубе корабля раздавались чёткие команды: «Турки! Бросай якорья, мать вашу ё…!!!» «Албанцы, сучьи дети! Заводи на х… швартовы!!!» Надо отметить, что команды выполнялись с завидными качеством и скоростью.

Не лишним будет заметить, что чуть выше места этих действий, за зданием Минно-торпедного арсенала и забором, находилась остановка городского автобуса и нормальная улица. А команды при швартовке, усиленные корабельными динамиками заставляли медлительно-сонных эстонцев, от неожиданности приседать и нервно крутить головами в поисках опасности…

P.S. Один из читателей сделал мне справедливое замечание, что в моей миниатюре много пояснений и мало особенностей швартовки... Он тоже оказался морским корабельным офицером. Ну, так ему и без моего рассказа всё ясно. А вот сугубо сухопутным читателям, да ещё заражённых "бациллой морской романтики", это, пожалуй, не будет лишним. А за подробностями швартовки - пожалуйте в учебник "Морской практики".


Рецензии
Спасибо, интересно., но...
...турки, а ютовые – албанцы! Почему? Наверное историческая тупость одних и других повлияла на выбор этих эпитетов у старого «морского волка».

Этот "старый морской волк" никогда не был ни в Албании, ни в Турции.
Особо в Турции, иначе так сказать о турках, может только тот, кто не видел турецких верфей, городов, не встречался ни содним турком, и совершенно незнаком с историей Османской империи. В XVI веке османские адмиралы Пири-реис и Сейид Али-реис составили прекрасные карты Средиземного моря и написали подробные книги по кораблевождению и мореходству.
На набережной Стамбула, в районе Бешикташ установлен памятник Хайр ад-Дину Барбароссе - знаменитому османскому флотоводцу XVI века.

P.S. Капитаны торговых судов швартуются без мата. Хотя изредка это тоже возможно.

Леонард Позолотин   17.03.2024 00:02     Заявить о нарушении
Ленард! Как швартоваться каждый капитан и командир решает сам. С матом или без, это их принципиальное решение. По поводу турков. Не берусь спорить с Вами, но... когда Грибоедова в его дипломатическую бытность в Порте спросили: "А это правда, что в Рссии каждый второй дурак?" Он ответил: "Таких данных у меня нет, но каждого второго дурака в России нзывают турком..." Я помню как моя тётка по маме, на Украине когда ругала детей, за какие-то провинности, то называла "их турка мала!" Подчёркивая их бестолковость. Ну, а по поводу швартовки, у каждого своя манера этого мероприятия. ;0)

Петрович 8   16.03.2024 22:08   Заявить о нарушении
"капитан и командир решает сам. С матом или без, это их принципиальное решение."
Да, Вы правы. Это зависит от воспитанности.

Леонард Позолотин   17.03.2024 18:22   Заявить о нарушении