Поколение победителей

                (к 100-летию моего отца Аганина Александра Петровича)


   Хочу рассказать о жизненном пути своего отца - Аганина Александра Петровича, который родился в 1920 году и ушёл из жизни в 1995 году, прожив её в стране под названием Союз Советских Социалистических Республик.
   4 сентября 2020 года ему могло исполниться 100 лет. Однако, мало кому из советских людей той эпохи удалось достичь такого возраста. Трудные предвоенные годы, война, восстановление разрушенного хозяйства, поддержание на высоком техническом и научном уровне обороноспособности страны медленно разрушали их здоровье. Но никто из них даже и не задумывался об этом. Главным для них было - неуклонное стремление к достижению новых успехов СССР во всех сферах деятельности.

   Саша родился в год окончания Гражданской войны. Война прокатилась через его город в обоих направлениях: сначала на запад, а потом - на восток. Небольшой городок Южного Урала, каковым являлся Миасс, находился на транссибирской железнодорожной магистрали. Поэтому сперва пришли чехи, поднявшие мятеж в Пензе и захватившие железнодорожную магистраль по всему Южному Уралу и Сибири, а затем уже и Сибирская армия адмирала Колчака.
   Сашин отец Пётр Андреевич Аганин женился на миловидной девушке Тоне в 1918 году. От своего отца Пётр знал, что их семья переселилась на Южный Урал из Пензы. В юго-западной окраине Миасса поселились все пензенские переселенцы, поэтому слободу и прозвали Пензией. Слобода протянулась вдоль берега огромного пруда, образованного с помощью плотины на реке Миасс. А неподалеку от плотины дымил своими трубами Миасский напилочный завод, где и начал свою трудовую деятельность Пётр в качестве кузнеца.
   У Петра с Антониной дети рождались парами. Сперва: Александр и Вера, потом: Михаил и Надежда.
На той же площади, что и дом Аганиных, располагались школа-семилетка и горно-механический техникум, построенный на фундаменте снесённого православного храма. Поэтому у детей путь во взрослую жизнь был предначертан изначально: из дома - в школу, из школы - в техникум. Александр, Михаил и Надежда так и поступили. И только Вера после окончания школы осталась надёжной помощницей матери в заботах и хлопотах по домашнему хозяйству. А хозяйство было не маленькое: дом, огород, корова, лошадь, куры.

   После окончания техникума Александр получил рекомендацию в Челябинский институт механизации сельского хозяйства с ходатайством горкома комсомола о его дальнейшем использовании в работе по коммунистическому воспитанию молодёжи.
Учиться на первом курсе не составляло никакого труда - сказывалась техникумовская подготовка по высшей математике и термеху. Поэтому Александр сходу погрузился в общественную работу и уже к концу первого курса руководил комсомольской организацией факультета. На втором курсе он стал кандидатом в члены ВКП(б) и по истечении кандидатского стажа был на парткоме института единогласно принят в ряды партии. Авторитет его среди студентов и преподавательского состава рос день ото дня. Успех следовал за успехом.
   К началу третьего курса Александр был выдвинут кандидатом в депутаты Челябинского горсовета. В ходе избирательной кампании умело проведённая агитация способствовала тому, что он стал депутатом. Депутатская работа обязывала заниматься различными хозяйственными и бытовыми нуждами населения. Однако, главной его задачей были спорт и туризм. В те годы международная обстановка требовала от молодого поколения готовности в любую минуту встать на защиту Отечества. Повсюду в организациях и трудовых коллективах шла сдача норм ГТО - "Готов к труду и обороне". И надо было не пропустить ни один мало-мальский коллектив. В деле обеспечения обороноспособности Родины все должны быть равны.
У студенческой и трудовой молодёжи назревало страстное стремление подняться в воздух. "Всё выше, и выше, и выше стремим мы полёт наших крыл", - слова этой песни ежедневно звучали из динамиков радиоточек. И молодёжь шла в аэроклуб ДОСААФ - "Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации, Флоту". Девушки осваивали парашют, а юноши - самолёт. Среди юношей это стало повальным увлечением.

   Весной 1941 года в воздухе запахло войной. Все только о ней и говорили. Однако, радио вселяло надежды на продолжение мирной жизни. И всё-таки она началась 22 июня 1941 года.
   В сентябре 1941 года Александр Аганин переводится в Уральский политехнический институт (УПИ), расположенный в уральской столице Свердловске. Дело в том, что Александра всегда интересовала авиация и он решил посвятить себя конструированию авиационных двигателей. В Свердловске его снова зачислили на третий курс, но с досдачей учебной программы - нужно было сделать всего-то две курсовые работы.
   В октябре 1941 года враг начал массированное наступление на Москву. В Свердловск из Москвы была эвакуирована Военно-воздушная академия имени Жуковского. В академию на второй и третий курсы начали отбирать студентов из госуниверситета и политехнического института. Александр прошёл отбор среди прочих студентов и был зачислен на третий курс. Теперь он стал курсантом академии ВВС имени профессора Жуковского.
   Необходимо было перестраивать свой образ жизни не только внешне, но и внутренне. Сознание должно было приобрести такие качества как мгновенная сообразительность и предвидение перспективы. А складывались они из мелочей, подобно тому, как строится здание из кирпичей.

   1943 год академия Жуковского встретила в Москве - в Петровском замке. В Москве ещё не были отменены маскировочные мероприятия. Многие объекты выглядели так, как в сорок первом году - ещё сохранялась опасность прорыва немецких "Хейнкелей" со стороны Прибалтики и Белоруссии. Стены Кремля были по-прежнему разрисованы под жилые дома и обнаружить их с воздуха было почти невозможно. Хотя некоторые немецкие асы научились ориентироваться по косвенным признакам. Поэтому несколько бомб всё же упали на территорию Кремля, не причинив ему серьёзных повреждений. Мавзолей Ленина был накрыт маскировочным куполом, а тело вождя находилось в Тюмени, где хранилось в Сельскохозяйственной академии. В 1943 году наши истребители ПВО занимали в небе Москвы господствующее положение, поэтому немецкие бомбардировщики всё чаще сбрасывали бомбы либо на подлёте к столице, либо на ложные и случайные объекты.
   Четвёртый курс стал офицерским. Курсантам присвоили звания "младший техник-лейтенант" и выдали погоны. Теперь они уже именовались слушателями. Вначале было как-то неловко видеть друг друга в кителях с погонами как в царской армии. Но затем привыкли и даже начали щеголять перед девушками блеском погон и начищенных сапог.

   Вскоре молодым лейтенантам пришлось принять участие в двух крупных воздушных операциях. Целью операций был разгром основных авиационных группировок противника.
   Первая операция началась 6 мая и проводилась ранним утром. В воздушной операции приняли участие шесть воздушных армий: 1ВА Западного, 15ВА Брянского, 16ВА Центрального, 2ВА Воронежского, 17ВА Юго-Западного и 8ВА Южного фронтов.
   Всего советские самолёты в первом массированном ударе подвергли бомбардировке 17 вражеских аэродромов. Противник потерял 194 самолёта на аэродромах и 21 - в воздушных боях. Советская авиация потеряла 21 самолёт.
   Повторные удары по неприятельским аэродромам наносились: днём 6.05, утром 7.05 и 8.05. За трое суток было совершено 1400 самолётовылетоов, выведено из строя свыше 500 немецких самолётов. Потери советской авиации составили 122 машины. Эта операция ВВС Красной Армии стала самой крупной за всё время Великой Отечественной войны.

   Вторая воздушная операция была проведена с 8 по 10 июня силами трёх воздушных армий: 1ВА, 2ВА и 15ВА. Теперь достичь полной внезапности удара по аэродромам противника не удалось. Противник учёл опыт майских действий советских ВВС и держал противовоздушную оборону в полной боевой готовности. Общими усилиями фронтовой авиации и авиации дальнего действия было уничтожено и выведено из строя свыше 245 самолётов противника.
   Таким образом, непосредственно перед проведением операции "Цитадель" немецко-фашистская группировка "люфтваффе" потеряла 550 самолётов. Всё это указывало на то, что план операции "Цитадель" был известен Ставке ВГК задолго до её начала.

   Фронтовые будни технического состава авиаполка заключались в подготовке к боевым вылетам и восстановлении повреждённой техники. Нередко приходилось участвовать в оборудовании ложных аэродромов. Помимо этого - меняли места своих полевых аэродромов. Только за один июнь противник с целью ослабления нашей авиационной группировки нанёс 33 бомбовых удара по аэродромам Второй воздушной армии. Из них 22 удара пришлись по ложным аэродромам.
   Подготовка самолёта к боевому вылету заключалась в проверке исправности двигателя, заправке горючим, снаряжении артиллерийско-пулемётного вооружения и подвеске ракетно-бомбовой нагрузки. Однажды с Александром произошёл такой случай. Он проверил состояние двигателя и шасси, а техники-вооруженцы снарядили штурмовик необходимым боекомплектом. Подошёл пилот. Александр доложил:
   - Товарищ старший лейтенант! Самолёт к боевому вылету готов!
   - Сейчас, товарищ младший лейтенант, проверим, как работает двигатель, - сказал пилот и забрался в кабину.

   Александр встал на плоскость самолёта, наблюдая за действиями лётчика. Тот завёл двигатель, внимательно послушал, как поёт мотор, а затем заглушил его. Начал проверять работу рулевых тяг и неожиданно дёрнул рычаг сброса бомб. Мгновенно осознав ситуацию, Александр и лётчик уставились друг на друга. Они мысленно прощались с жизнью... Но прошло уже достаточно времени, а взрыва не последовало. Соскочив с самолёта, они бросились к авиабомбе. Она лежала на боку, у неё не сработал детонатор. Офицеры обнялись. Жизнь продолжалась, а с ней и возможность бороться с ненавистным врагом.
   Этот случай стал достоянием всего полка и с этого времени перед кабиной пилота техники стали вывешивать таблички: "Самолёт заправлен, снаряжён, к боевому вылету готов".

   В конце июня полевые аэродромы начали переносить ближе к линии фронта, которая к этому времени проходила западнее Курска, а со стороны Орла и Белгорода нависала над нашими войсками двумя большими выступами. Поэтому эту изогнутую линию назвали Курской дугой.
   Орловский выступ удерживал Центральный фронт, а Белгородский - Воронежский фронт с его Второй воздушной армией. Судя по количеству оборонительных полос и характеру их оборудования можно было сделать вывод, что Красная Армия готовится к затяжному оборонительному сражению. Это было ясно даже молодым лейтенантам-стажёрам, неискушённым в оперативном искусстве.

   2 июля пришёл приказ Верховного откомандировать всех слушателей военных академий в распоряжение учебных заведений. Сталин хотел сохранить "золотой фонд" Красной Армии для предстоящих сражений.

   Ещё год продолжалась напряжённая учёба и работа над дипломным проектом в стенах Военной академии ВВС. Наконец 30 августа 1944 года Александр получил долгожданный диплом военного инженера-механика ВВС Красной Армии и был направлен с рекомендательной характеристикой в ЦКБ авиационных двигателей генерального конструктора А.А.Микулина.
   Рыбинский завод авиационных двигателей вместе с ЦКБ генерального конструктора Микулина Александра Александровича был эвакуирован в Уфу. Генерал-майор А.А.Микулин к этому времени был уже Героем Социалистического Труда и лауреатом Государственных премий. Вот под началом такого выдающего человека и предстояло работать Александру Аганину.
Завод разместился в пригороде Уфы, который назывался Черниковском. Для работников в срочном порядке построили бараки. И началась напряжённая работа, направленная на непременную победу советского народа над фашистами.

   Здесь в ЦКБ Александр познакомился с девушкой из Рыбинска, эвакуированной в Уфу вместе с заводом. Звали девушку Валентина Задворнева, а работала она в ЦКБ чертёжницей. В марте 1945 года Александр и Валентина сыграли свадьбу. Нельзя сказать, что это была свадьба в обычном понимании этого слова: не было ни свадебного платья с фатой, ни многочисленных гостей, ни шумного застолья. Просто сходили в районное отделение ЗАГСа и расписались. Потом посидели дома маленькой компанией и на этом торжество закончилось.
   В ноябре родилась дочь - Людмила, а ещё через год, в 1946 году - сын Владимир. Жить вчетвером на съёмной квартире стало очень трудно. Да и с продуктами было нелегко. Карточную систему ещё не отменили, а покупать продукты на рынке было очень дорого. Валентина не работала - сидела с детьми. А зарплата у младшего конструктора в ЦКБ была маленькая.

   После отмены карточной системы в декабре 1947 года серьёзным изменениям подверглись цены на основные продукты питания и промышленные изделия. На 10-15% были снижены цены на хлеб, муку, крупы, макароны и пиво, а стоимость мяса, рыбы, жиров, сахара, соли, овощей, спичек, табачных и алкогольных изделий осталась прежней. Уже 16 декабря, в день рождения Валентины, всё перечисленное появилось в магазинах в достаточном количестве, но купить эти товары можно было только на новые деньги (введённые на основании Совместного постановления ЦК ВКП(б) и Совмина СССР "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары". Таким образом, власти сразу же выбили почву из-под ног всевозможных дельцов и спекулянтов.
   Но это всё-равно не решало проблем молодой семьи. И когда Александру в 1948 году предложили должность военпреда на Омском моторостроительном заводе имени П.И.Баранова, он с радостью согласился. Тем более, что там сразу обеспечивали жильём.

   ***

   В Омск и Омскую область были эвакуированы в 1941 году многие предприятия и учреждения из Украины и Ленинграда. Так моторостроительный завод имени первого наркома ВВС Петра Ионовича Баранова перебазировался в город на Иртыше из Запорожья. Он разместился на юго-восточной окраине города рядом с берёзовой рощей, которая стала основой Парка Культуры и Отдыха. Улица, протянувшаяся от заводоуправления вдоль всего Парка, получила своё название в честь гетмана Украины Богдана Хмельницкого, много сделавшего для воссоединения двух братских государств.
   Александр целыми днями пропадал на заводе. Зато и руководство военного представительства ценило его за грамотность в технических вопросах и умение находить общий язык с производственниками. Такое отношение к молодому военпреду выразилось в том, что ему было вскоре было присвоено очередное воинское звание "инженер-майор".

   А летом 1954 года Александр и его друг по военной приёмке майор Иван  Алексеевич Зайцев начали собираться в заграничную командировку. Им была поставлена задача в группе с другими специалистами из Куйбышева и Москвы осуществить передачу братской Чехословакии производства самолета Ил-12 на Пражском авиационном предприятии "Летна-Чаковице". Это должно было быть осуществлено под эгидой советского торгпредства - никто не должен был знать, что мотористы и лётчики на самом деле являются офицерами Советской Армии. Поэтому они прибыли в Москву, получили документы, все необходимые инструкции и переоделись в гражданскую одежду. В Праге они должны были одеваться за свой счёт, чтобы ничем не отличаться от среднестатистического чеха.
   После встречи Нового 1955 года и семьи А.Аганина и И.Зайцева отправились в Прагу. Жить им предстояло в районе Прага-11 на улице Виклифова, дом 1898.

   Перед Второй Мировой войной Чехословакия была одной из самых развитых в промышленном отношении стран Европы. Ещё в 30-е годы она выпускала стрелковое оружие, самолёты, пушки, прекрасные по тем временам танки, которые потом использовали гитлеровцы (каждый четвёртый танк был сделан на предприятиях Чехословакии). Словом, страна была вторым производителем оружия в Европе! И кто знает, как сложилась бы история Европы, а может и всего мира, если бы чехословацкая армия захотела оказать сопротивление обнаглевшему Гитлеру, который в 1938 году ещё не успел набрать полной силы.
   Предприятие "Летна-Чаковице" всю войну для люфтваффе выпускало самолёты-разведчики, которые наши солдаты называли "Рама". А теперь им предстояло перейти на выпуск гражданских Ил-12.

   В Чехословакии пробыли до 1958 года и могли наблюдать смену власти.
   Тринадцатого ноября скончался президент Чехословакии Антонин Запотоцкий. На похороны приехала делегация СССР, возглавляемая председателем правительства Николаем Александровичем Булганиным.
   Следующим президентом Чехословакии стал Антонин Новотный. Лозунг "С Советским Союзом на вечные времена", провозглашённый Клементом Готвальдом, жил ещё десять лет, пока в 1968 году не пришла "Пражская весна".
   Аганины покидали Чехословакию всей семьёй на Новый 1958 год.

   В Москву семья вернулись в январе 1958 года. В Управлении кадров ВВС предложили на выбор: или в Воронеж на механический завод, или обратно в Омск на завод Баранова. Александр посоветовался с женой, так как в Воронеже ещё велись восстановительные работы и ожидать жильё пришлось бы три года. Совместно решили ехать обратно в Омск.
Дом, в котором Аганины поселились, по своим параметрам соответствовал "сталинке", но внешне он выглядел довольно скромно - никакой лепнины на фасаде. Видимо это была переходная архитектура от "сталинки" к "хрущёвке". Позднее "хрущёвки" стали называть "хрущёбами" или "курятниками". Но эти скромные пятиэтажки  позволили в значительной степени снизить остроту жилищной проблемы в Советском Союзе.

   348ВП (военная приёмка) на Омском моторостроительном заводе контролировала производство и испытания авиационных поршневых двигателей АШ-82ФН, АШ-82Т, АШ-82В и учебного АШ-21 для гражданской авиации и министерства обороны. Но однажды завод и его КБ получили принципиально новое задание, которое потребовало значительного расширения их возможностей.

   В конце декабря 1962 года начальник 348ВП инженер-подполковник Боровичков Сергей Леонидович собрал подчинённых на совещание.
 - Американцы делают ставку на развитие своего атомного подводного флота, - сказал Боровичков.
 - Поэтому у нас будет уделяться большое внимание на совершенствование противолодочной обороны. Военно-морской флот ощущает острую необходимость в специализированном противолодочном вертолёте, который планируется создать на базе хорошо зарекомендовавшего себя Ми-8. Конструкторское бюро Климова сейчас работает над модернизацией своего газотурбинного двигателя ТВ2-117. Однако, учитывая загруженность КБ Климова другими разработками и опыт омичей в разработке и внедрении маломощных газотурбинных двигателей для мобильных станций электропитания, было принято решение передать дальнейшую работу по двигателю омскому моторостроительному заводу.

   В дальнейшем курирование конструкторских разработок в МКБ (моторостроительном конструкторском бюро при заводе) было поручено Лужанскому Григорию Александровичу, а сборки и испытаний Аганину Александру Петровичу. В КБ Климова к тому времени работали над повышением мощности двигателя ТВ2-117. Мощность двигателя была явно недостаточной для противолодочного вертолёта, которому предстояло нести три тонны боевой нагрузки, РЛС, магнитный обнаружитель, КВ- и УКВ-радиостанции и навигационное оборудование. Вот с этой задачей и предстояло справиться омичам. К тому же, вертолётное КБ Камова разрабатывало новый вертолёт Ка-25, предназначенный для этих целей.

   Газотурбинный двигатель ТВ3-117 в МКБ для простоты назвали ГТД-3. Двигатель развивал мощность 750 л.с. А установка на вертолёт двух таких двигателей, как тогда казалось, полностью решала все проблемы.            
   Уже завершались лётные испытания Ка-25 и он должен был участвовать в показе авиационной техники в праздник Октябрьской революции над Красной площадью. Но неожиданно произошло ЧП - поломка нескольких рабочих лопаток первой ступени турбины компрессора. Как оказалось, причина поломки - резонанс вибрационных колебаний лопаток.
   Отстроились от резонанса увеличением количества лопаток. Полёт Ка-25 над Красной площадью прошёл благополучно. И подобной поломки больше не повторилось.

   Инженер-подполковник С.Л.Боровичков был родом из Харькова и, когда у него появилась возможность перевестись по службе на родину, он с успехом этим воспользовался. Ему предложили аналогичную должность старшего военпреда на агрегатный завод (знаменитый ФЭД). А старшим военпредом-руководителем 348ВП стал инженер-подполковник Горожанский А.В. По штатному расписанию ему положено было иметь трёх заместителей: первый заместитель (Д.Д.Русак), заместитель по перспективным разработкам (Г.А.Лужанский), заместитель по производству (А.П.Аганин).

   1964 год стал переломным не только для страны, но и для инженер-подполковника А.П.Аганина.
   Государственные стендовые испытания двигателей ГТД-3Ф и ГТД-3М проводились под надзором ГК НИИ ВВС. Обычно председателем комиссии назначался начальник отдела НИИ Кадин К.С., а членами комиссии - Шишкин А.Г.(специалист по двигателям) и Рудченко Д.С. (специалист по прочности двигателей).
   После того, как испытания двигателя ГТД-3М прошли успешно и комиссия подписала положительное заключение, между Кадиным и Александром состоялась личная беседа. Кадин сообщил Александру, что в ГК ВВС сейчас подыскивают человека на должность старшего военпреда-руководителя ВП на Воронежский механический завод и Александр мог бы вполне подойти на эту должность, требуется только его согласие. Александр, долго не раздумывая, сказал, что согласен переехать в Воронеж. Тем более, что он имеет отношение к защите города во время войны.

   На радостях Александр тут же поделился этой новостью в коллективе военной приёмки. А когда эта новость дошла до старшего военпреда Горожанского, то тот явился к Кадину и заявил:
   - Я уже давно исполняю должность старшего военпреда в Омске, а Аганин ещё только заместитель. Пусть он поработает в Омске старшим военпредом, а я поеду в Воронеж.
   - Ну что же? Может быть вы и правы...
 Впоследствии всё так и случилось. Горожанский уехал в Воронеж на должность старшего военпреда-руководителя ВП механического завода, а Александр стал руководить 348ВП. Заместителями остались Д.Д.Русак, Г.А.Лужанский, а вместо самого Александра третьим заместителем стал В.Г.Гаранин.

   Параллельно с работой над двигателем ГТД-3М поступило принудительное задание на разработку двигателя ГТД-5 для подвижного ракетного комплекса. В комплексе двигатель использовался в автономной электростанции и разрабатывал его автомобильно-моторный институт НАМИ. Но когда он не получился, решили перебросить его разработку на Омское МКБ, где имелся опыт работы с маломощными двигателями. Технические требования представило ГРАУ (главное ракетно-артиллерийское управление). А затем уже для другого ракетного комплекса создали ГТД-5М. Омское МКБ с успехом справилось с этим задание, а завод изготовил, испытал и отладил опытные образцы, а затем передал на серийный завод.

   С 1965 года началась работа по созданию турбовинтового двигателя ТВД-10 для пассажирского самолёта Бе-30. Самолёт Бе-30 разрабатывало КБ главного конструктора Бериева Г.М. (г.Таганрог). Его особенностью было то, что для самолёта требовалось твёрдое покрытие ВВП аэродрома в отличие от Ан-2, который мог взлетать и садиться на травяные ВВП. Бе-30 имел два двигателя ТВД-10 по 1000 л.с. Разработка и производство опытного образца ТВД-10 требовала более высокого научного и технологического уровня по сравнению с газотурбинными двигателями, поэтому и конструкторам, и производственникам, и военпредам пришлось много потрудиться, чтобы выполнить заказ. И вот когда уже завершалась работа по разработке и испытанию опытного образца, ГВФ отказывается от Бе-30 в пользу Ан-2.

   Однако, впоследствии появилось два различных соглашения об использовании ТВД-10 на самолёте Ан-28 (фирмы Антонова О.К.) и корабле на воздушной подушке "Скат" (десантно-штурмовой катер КБ Озимова Л.В.).
   И уже несколько позже был спроектирован двигатель ТВД-20 с мощностью 1400 л.с. для самолёта Ан-3, который с успехом использовался в районах с экстремальными климатическими условиями (Средняя Азия и Крайний Север).

   Наиболее сложной была работа по применению газотурбинного двигателя ГТД-3 на танках в качестве основного танкового двигателя. В ходе этой трудоёмкой работы были получены двигатели ГТД-3Т и ГТД-3ТЛ.

   Ещё были применения ГТД-3 в качестве силовой установки на буровых нефтяных и газовых добывающих станциях.
Также турбокомпрессор двигателя долгое время использовался для просушки зерна на омском элеваторе.

   Руководил подполковник-инженер А.П.Аганин военным представительством №348 до 1974 года, пока не передал руководство военной приёмкой подполковнику-инженеру В.Г.Гаранину.
   После увольнения из рядов ВС СССР Александр продолжил работу на заводе Баранова в МКБ в отделе авторского надзора. Первая его командировка была в Ленинград в аэропорт Пулково для проверки эксплуатации двигателей самолётов Ил-14, работавших на северных авиалиниях. Произошла она в мае 1975 года, в преддверии празднования 30-й годовщины Победы. Остановился он у сына Владимира, получившего в это время квартиру в новом микрорайоне Ленинграда. Ещё по авторскому надзору были командировки в Казахстан, Узбекистан и на вертолётный завод в Улан-Удэ.
   Для уже немолодого, а скорее пожилого, Александра это оказалось весьма обременительно. А тут на ОМЗ создаётся отдел по противодействию иностранным техническим разведкам (ПДИТР). Александра с удовольствием принимают на должность инженера отдела, ведь такой специалист, который знает все тонкости технологической цепочки на заводе, им оказался очень даже кстати. И Александр ещё до 1982 года проработал в этом отделе, пока состояние здоровья не начало намекать на то, что пора бы подумать и о заслуженном отдыхе.


Рецензии