Об инклюзии, великой и ужасной, замолвите слово

Инклюзия", "инклюзивное образование", "ресурсный класс", "тьютор" - эти слова сейчас люди слышат всё чаще и чаще. И мало кто понимает, что на самом деле они обозначают.

Инклюзия - это лучик надежды для родителей "особенных детей"(а таковых сегодня немало). Почему же родители детей нормотипичных относятся к этому так настороженно, а зачастую и агрессивно?

Всё дело в том, что, когда вводится что-то новое, всегда страшно, потому что мало информации. "Что это? Как это будет? Чем это грозит моему ребенку?"

Прежде чем начать разговор непосредственно об инклюзивном образовании, давайте сначала зададим себе вопрос: все ли дети имеют право на развитие и образование?

И тогда мы поймем, что тут нет других вариантов. Каждого ребенка нужно развивать, нельзя просто взять и бросить его на произвол судьбы, даже не пытаясь превратить его в полноценного члена общества.

В конце концов, это общество, в котором будут жить наши дети, и мы должны стремиться, чтобы оно было лучшим.

Если Вы думаете "ну уж меня-то это минует, в нашей семье не было шизофреников/алкоголиков/асоциальных личностей, поэтому никаких аутистов у нас родиться не может", то Вы глубоко заблуждаетесь. Ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья, в числе которых и аутизм) может родиться в любой семье, его родителями могут быть вполне успешные люди, а не подзаборные алкаши. Это доказанный факт.
Итак, мы соглашаемся с тем, что такие дети есть, и с тем, что они, как и любые другие дети, имеют право на развитие и обучение. Что дальше?

Какие у них есть возможности обучения на данный момент?

Первое, что обычно предлагают неискушенные в этих вопросах люди, это - обучение в коррекционной школе или на дому.

Раньше только такие варианты и были.

Но! Очень важно таких детей социализировать, "приучить" их к обществу.

И общество тоже приучить к тому, что есть такие люди и такие дети.

Почему это важно?

А прежде всего потому, что ребенку с аутизмом после окончания школы предстоит жить в том же обществе. что и ученикам обычных школ, и чем раньше они встретятся друг с другом, тем больше шансов, что между ними сложится понимание и взаимодействие.

Поэтому сейчас активно внедряется модель инклюзивного образования.

Инклюзия - это процесс включения "особенных детей" в активную общественную жизнь.

Если Ваш ребенок идет в школу и на собрании учительница Вам говорит, что в вашем классе будет ребенок с ОВЗ (с диагнозом "расстройство аутистического спектра", например), не надо пугаться и паниковать. Это отнюдь не означает, что такого ребенка приведут в общий класс и бесконтрольно бросят. Конечно, нет.

Ни в коем случае.

Это процесс постепенный.

Для группы таких детей в школе будет организован специальный класс, который называется "ресурсный". Работа в ресурсном классе ведется на базе Прикладного Анализа Поведения (АВА-терапии). АВА-терапия на сегодняшний день является единственным научно обоснованным методом коррекции аутизма с доказанной эффективностью.

Каждый аутенок закрепляется за каким-то классом, как обыкновенный ученик. Обычный класс, в котором учатся все дети, носит название "регулярный". Ресурсный и регулярный классы будут взаимодействовать между собой.

Ребенка с ОВЗ будут заранее подготавливать, обучать его, как нужно вести себя в регулярном классе. Потом начнут приводить его "посмотреть". Потом он с тьютором будет оставаться в классе на несколько минут ("тьютор" - это помощник, он будет с ребенком работать постоянно; иногда тьюторов меняют, чтобы ребенок не привыкал к одному и тому же человеку). Потихоньку начнут включаться в процесс обучения. Потом, когда ребенок привыкает, они остаются в регулярном классе на более длительный срок. Ну и, в конце концов, однажды тьютор сможет оставить его одного.
Конечно, он никуда не уйдет, будет стоять за дверью в коридоре, "на страже".

Цель работы в ресурсном классе - добиться того, чтобы ребенок смог в дальнейшем перейти учиться в регулярный класс и что он смог там нормально себя вести. Получение знаний, конечно, важно, но тут даже оно стоит уже на втором месте.

Мой сын Сергей так учится "на два класса". В следующем году он пойдет во второй класс.

06.07.2020


Рецензии