Вонючий голландец
Благополучно проскочив архипелаг Чагос,танкер «Колечицкий» держал курс на Коломбо. По плану захода нам предстояло загрузить рефрижераторные трюмы и морозильные камеры свежими овощами и фруктами и доставить их на нашу базу в порт Камрань.
Дело в том, что «Владимир Колечицкий» был не совсем обычным танкером, он строился в свое время как корабль комплексного снабжения (ККС) ВМФ, предназначенный для доставки всех видов грузов, продовольствия и боеприпасов для боевых кораблей находящихся в автономных плаваниях в мировом океане. На нем в трюме оборудован даже хлебопекарный цех.
Корабль был вооружен 57-мм автоматическими пушками в двух башнях , ЗРК «Стрела» , имел на борту военный экипаж, шаровую окраску и нес военно-морской флаг. В середине 70-х военный экипаж сменили на гражданский (а по сути полувоенный), переклассифицировали в большой морской танкер (БМТ), перекрасили надстройки в белый цвет и сменили флаг на флаг Вспомогательного флота . Пушки, от греха подальше, демонтировали, оставив лишь башни и законсервированные механизмы подачи от артпогребов.
До Коломбо оставалось пара дней хода, когда пришел приказ штаба эскадры остановиться и лечь в дрейф. Дрейфовали сутки, пока не пришел новый приказ: следовать в точку рандеву (координаты приводились) с танкером «Память Ленина» Приморского пароходства (ПМП)и принять с него груз фруктов и овощей.
Весь идиотизм ситуации состоял в том, что танкера ПМП этого проекта предназначены только для перевозки горючего и не имеют оборудованных трюмов для продовольствия. Сгниет быстро,о собенно в тропиках.
Весь экипаж возбужденно обсуждал это на юте. Но делать нечего-пошли в указанную точку . На подходе к указанному квадрату вышли на связь.
На позывные танкер не отвечал, на экране локатора не появлялся.
-Ну, прямо Летучий Голландец какой-то!- выразился капитан-В наше-то время в море потеряться - нонсенс! Доложите на эскадру!
С эскадры ответили, что «Память Ленина» сутки на связь не выходил, но по данным спутниковой разведки находится вблизи указанной точки.
Тут пришел черед капитана ломать голову, что могло случиться с вполне современным пароходом. То ли все сразу заболели, то ли умерли? А может вообще взорвались и не успели даже «СОС» подать?
«Колечицкий» начал поиск в указанном районе и через полсуток мы обнаружили неподвижную засветку на экране судового локатора. Дали полный ход и приготовились к худшему.
А что может быть хуже неподвижно лежащего в дрейфе судна, не подающего признаков жизни. Только обгоревшие обломки, плавающие в нефтяном пятне…
Вот уже в бинокль можно разглядеть характерный силуэт танкера, борт с многочисленными пятнами ржавчины, замазанными суриком, на верхней палубе громоздились кое-как накрытые брезентом ящики и мешки. По мере приближения (а погода была штилевая) в воздухе появился густой запах гниющих овощей. Ну, прямо как у заброшенной овощебазы..
- А Голландец-то совсем не летучий, а вонючий! - съязвил старпом.
-Погоди, Михалыч, клеймить! Может там люди по каютам не живые лежат. Давай погудим – может, кто и выйдет, раз по радио не отзываются. Кстати, дайте радио на эскадру, что судно обнаружено и запросите приказ о дальнейших действиях.
-«Колечицкий» дал сигнал судовым гудком. После третьего сигнала на верхнюю палубу выбралась некая согбенная фигура и помахала руками.
-Ну, вот и живые появились!
-Швартуемся левым бортом, вывалить пневмокранцы, трап не оборудовать!
-Доктора на мостик!
- Андрей Юрьевич!- ласково обратился капитан к 4 помощнику - вы всегда у нас отличались склонностью к авантюризму и нестандартным поступкам. Берете радиостанцию и, вместе с доктором, десантом высаживаетесь на борт танкера для прояснения ситауции.
Доктор, как самый уравновешенный, будет старшим. Его задача - обследовать жилые помещения на предмет выявления возможных больных и осмотреть продовольствие на верхней палубе на предмет годности к употреблению.
В твою задачу, Андрей, входит осмотреться на мостике, посмотреть последние записи в судовом журнале и поговорить со старпомом или капитаном-если они в состоянии говорить .Докладывать мне через каждые полчаса.
Доктора и Андрея грузовой лебедкой высадили на баке «Памяти Ленина» прямо возле пахучего груза. Вонь от гнилых овощей стояла невыносимая. Для приличия попинав несколько мешком с картошкой , «десантники» убедились в ее полной гнили, ящики с луком выглядели более достойно, но тоже попахивали изрядно. Кое-как держались только помидоры.
Доложив капитану о полной непригодности груза, направились дальше.
Первый увиденный на трапе оказался старпомом. Почерневший от злости, абсолютно трезвый с судовым журналом в руках , сам шел навстречу.
Затем пригласил Андрея в свою каюту и там они начали разговор с капитаном «Колечицкого» по радио.
Доктор зашел к коллеге, которого застал в состоянии глубокой депрессии и похмелья, однако тот изложил ситуацию вполне адекватно.
За почти полгода у них был первый заход в порт Коломбо, где по приказу с эскадры, погрузили закупленные овощи прямо на палубу и частично в грузовой трюм.
При этом все прекрасно понимали, что именно с грузом может произойти в горячем воздухе тропиков - при 40-градусной жаре и на стальной раскаленной палубе.
Заодно «затарились» дешевым спиртным в приличных количествах из расчета на пару месяцев. Выйдя из Коломбо, дружно начали «квасить» и к моменту достижения точки дрейфа уже почти весь экипаж вышел из строя. Человек пять во главе со старпомом еще поддерживали некое подобие дисциплины и следили за механизмами. Полноценные вахты стоять было некому. Начальник радиостанции с радистом дружно храпели в радиорубке.
Ситуация была ясна и доктор с Андреем вернулись тем же путем на «Колечицкий», изложив все письменно (рапортом) и устно (с отрицательными эмоциями и нецензурными комментариями).
- Больных инфекционными заболеваниями в экипаже не обнаружено .Единственное. что им надо-опохмелиться и на работу. Груз овощей и фруктов товарный вид потерял и к употреблению непригоден окончательно. Только списать и за борт!
В судовых документах все в порядке, действительная ситуация в судовом журнале не отражена.
Ситуацию с испорченным грузом и состоянием судна шифровкой доложили на эскадру. «Колечицкий» отошел от танкера и лег в дрейф в ожидании радиограммы.
Из Адена через 6 (!) часов пришел абсолютно непонятный и возмутительный приказ-перегрузить овощи на «Колечицкий» ,поместить в рефрижераторные трюмы и доставить в Камрань
Мы представили себе реакцию моряков боевых кораблей на подобный трюк и пришли в ужас. Уже не радовал и предстоящий заход в Коломбо. Теоретически в Камрани за такое нас просто обязаны были расстрелять главным калибром со всех кораблей сразу.
Но приказ есть приказ! С помощью «ожившего» экипажа танкера дурно пахнущие ящики и мешки перегрузили в рефрижераторный трюм и элементарно заморозили. Все это действие сопровождалось густой матерщиной с обеих сторон . ! Старпом с «Памяти Ленина» злорадно улыбался-теперь это,ребята, ваша проблема…
Через два дня были в Коломбо, где экипаж по очереди побывал в увольнении.
Но без коварной проделки 4-го помощника Андрюши и тут не обошлось. Он ,как бы случайно, рассказал вахтенному матросу, что цейлонская трава
«Пол-пала» необычайно повышает мужскую силу. Старшее поколение моряков прекрасно знало о свойствах этой травы только как отличного средства для рассасывания почечных камней.
Но молодняк на эту уловку повелся и вместе с пачками цейлонского чая целыми пакетами и охапками тащил с рынка в кубрики эту траву. Удивленный боцман только пожимал плечами.
Дальнейший путь наш лежал через Андаманское море в Малаккский пролив, далее через Сингапур до Вьетнама.
Вот и бухта Бинь-Ба, «авианосный пирс» и ускоренная разгрузка рефтрюма. Хорошо, что сразу после разгрузки мы быстро из Камрани убрались.
Столько матросских матов нашему экипажу еще не приходилось слышать в свой адрес! Командование базы, разумеется, было заранее предупреждено о состоянии груза, поэтому к нам претензий не имело. До матросов, конечно, это не довели-не положено!
Но матросам с боевых кораблей пришлось это все перегружать и перебирать в поисках чего-либо пригодного в пищу!
Кто это все придумал, чья это была халатность или злой умысел- неясно до сих пор и за давностью лет забыто напрочь. Давно списаны и оба судна.
Но байка о «Вонючем голландце» старыми моряками с «Колечицкого» не забывается.
Свидетельство о публикации №220081001476