Не гаси костёр
Шаманская
Бубна пульс звучит.
Не гаси костёр, моя От-танА*.
Песня матери сквозь холодные воды зовёт, тихим эхом назад возвращается. Сквозь пласты глубоких чёрных миров идёт, на засовы кованые натыкается. К ловцам душ путями зыбких снов бредёт, вызволения от неясных пут и оков своей единственной дочери дожидается.
Бубна пульс звучит.
Не гаси костёр, моя От-танА.
I
Подплыла к тебе рыба, глаза белые, душа мёртвая, и вонзилась зубами щучьими, и не хочет отпустить мою девочку. Я за жабры её схвачу, вырву у неё тебя, чешуёй по воде пущу поганую! Не удержит пасть, не справится.
Пусть тени пламени носятся по шкурам аила** стаями голодных белок, пусть расскажут тебе твоё будущее, пусть поманят тебя им и хвостами закроют его, сразу от всех, от тебя наперёд. Пусть летают тени птицами и уносят прочь твои тревоги. Пусть клюют и кидают страхи в очаг.
Пусть всевидящий Тенгри зачерпнет твою боль ковшом Большой Медведицы и выплеснет в прошлое. Пусть языки пламени слижут с твоих век страшные сны, так барсы жадно пьют молоко могучей свирепой дри***. Отдай. Отпусти. Всё неизбежно, моя От-танА.
Бубна пульс звучит.
Не гаси костёр.
Пусть жерди аила устремляются ввысь, пусть скрестятся меж собой, словно копья воинов после боя нещадного, войдут в землю и скажут ей, чтоб держала их накрепко до скончания времени. Пусть трава впитает кровь и боль вместе с телами сражавшихся. Пусть Эрлик, владыка подземного мира, примет жертву их и вернёт тебя, доченька.
Бубна пульс звучит.
Не гаси костёр, моя От-танА.
II
Унесла тебя к сердцу хижины, со стороны женской, к очагу, к костру, пусть сожжёт он всю хворь, пусть пламя души твоей настоящему огню откликнется, пусть проснётся и потянется, пусть ему позавидует, пусть захочет разгореться во всю силищу. Пусть покажет костёр тебе танец свой, пусть жизнь твоя с болью борется.
Бубна пульс звучит.
Не гаси костёр, моя От-танА.
Пусть аил наконечником стрелы летит ночью к луне, а днём - к солнцу,пусть белый Ульгень услышит меня. Пусть мечты твои устремляются ввысь вслед за дымом от родного очага, пусть ловит его Умай, тянет нить твоей жизни и плетёт из неё узоры обереговые вокруг судьбы твоей.
Бубна пульс звучит.
Не гаси костёр глаз своих, моя От-танА.
Отвори, открой, посмотри! Пусть лечат стены аила: берестой берёз и корой сосны, что со мной рвала по весне, когда почки лопались и пыльца жёлтым дурманом пьянил вместе с вереском. Ты услышь их треск и сама пробудись, лопни почкой к жизни своей, захоти расцвести. Сбрось с себя кокон беды. Я зову тебя.
Бубна пульс звучит.
Не гаси костёр, моя От-танА.
Пусть в котле, над костром, белый ключ - вода занимается. Накидаю в неё травы сильные - жизни сок, запасла я впрок цветы яркие - песнь лугов, солнца радости, горсть корней ещё, чтоб земля дала самый сок, яда - капли три, не тебя убить, смерть поганую в твоей кровушке.
Бубна пульс звучит.
Не гаси костёр, моя От-танА.
III
Пот по лбу давно проступил испариной и успел остыть. И улыбки свет потерялся в верхней губе, в складе траурной, голубой прозрачной проталиной.
Пусть гуляет пар, ты вдыхай отвар, пусть в ресницах и кудрях твоих он прячется. Силой леса, огня и вод укрывает тебя, бережно .
Бубна пульс звучит.
Не гаси костёр, моя От-танА.
Говорила ты, что исчез олень, что с тобою был, улетел орёл с плеча до другого берега, не вернулся к тебе. Прости, жаль, не поверила. Сказки, — думала. Я пойду в тайгу и найду тотем, тобою утерянный. Буду знать теперь, что шаманка ты.
Бубна пульс звучит.
Не гаси костёр, моя От-танА.
Пусть исполнится твоё желание, пусть придут к тебе силы вещие. Только жертва нужна достойная. Я себя отдам, доченька. Поднимусь вверх, на утёс большой, птицей вниз пролечу хоть немножечко. Раскину руки крыльями в стороны. Хоть на миг почувствую волюшку. Пусть меня заберут тихим пёрышком, а тебя вернут.
Глаза девушки так и не дрогнули. Вся лежит — белым светом светится.
Бубна пульс молчит.
Не гаси костёр.
IV
Вышла мать на заре, голос свой внутри хижины, внутри очага, оставила. Он тихонько звучал родными напевами, чуть потрескивал:
Не гаси костёр, моя От-танА.
Ты теперь в этих землях белый шаман.
Не гаси костёр, моя От-танА.
Душа девушки вдруг проснулась и услышала. Подалась вперёд, но, увы, телом безжизненным скована. Потянулась душа к пламени и вошла в силу его, в жаркий пляс пустилась, заметалась по стенка аила вместе с тенями - белками.
Вспыхнула береста в один миг. Занялся огонь и пошёл гулять по хвое, по коре трещать,побежал тропою знакомою к той самой горе и успел схватить, обнять уже только пёрышко.
Не гаси костёр, моя От-танА.
А-а-а-а-а-а.
____________
* От-танА - созчучие имени с От-Ана - Огонь-Мать (у алтайцев).
** Аил - жилище у алтайцев (юрта, шалаш) с усадьбой.
*** Дри - самка яка.
10.08.2020
___________
Художник: Зарикто Доржиев.
Свидетельство о публикации №220081001542