Святой источник Георгия Победоносца

Святой источник великомученика Георгия Победоносца


«Родник — ты вечный всем причал,
Ты маг — источник вдохновенья,
В тебе начало всех начал.»
Л. Заева


В очерке «Святой источник святителя Феофана Затворника Вышенского», мы писали о судьбе иконы Казанской иконы Божьей Матери Вышенской. Однако следы иконы кроме села Эммануиловки и Свято-Успенского Вышенского монастыря встречаются, как минимум, ещё в истории двух мест бассейна реки Цны в Шацком районе Рязанской области. Это Свято-Покровский женский монастырь в селе Шаморга и святой источник Казанской Божьей Матери в поселке Выша, именуемый иногда как «Слепой источник». В поиске святых источников и следов иконы  28 июля 2020 года мы из Сасова через села Алёшино, Малый Студенец, Новое Берёзово, Старое Березово, Агломазово доехали до села Ямбирно. Затем, свернув направо на трассу М5, и, проехав несколько километров нам встретился указатель на село Шаморга. Свернув налево с трассы М5, по очень плохой проселочной дороге добрались до села Шаморга.


Слово «шаморга» в переводе с татарского языка означает «кривая нога». Когда-то село располагалось вдоль реки Цны, которая в этом месте имеет русло, изогнутое в «форме ноги» Первые поселенцы были татары. Они  подметили этот изгиб русла, так и назвали. Через некоторое время село было выжжено дотла и долгие годы стояло в запустении. Отстроившись заново, только уже в другом месте, подальше от реки, местные жители сохранили название. Только при произношении местные жители ударение стали делать на первом слоге. Основатели же села ударение делали на последнем. Ближайшие к селу Шаморга населенные пункты: села Купля и Аксельмеево, деревни Николаевка, Алеменево и Кормилица.
Нашли в селе Свято-Покровский женский монастырь - совсем молодой, он был основан всего лишь в 2002 году. 17 июля 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II благословил открытие этого женского монастыря. Первыми насельниками монастыря стали монахини, прибывшие из г. Люберцы Московской области. До апреля 2000 года они трудились в приходском Троицком храме г. Люберцы.


Хотя на открытых воротах при входе в монастырь висит табличка с предупреждением о карантине на территории монастыря, мы оглядевшись и не найдя у кого спросить разрешения, вошли за ворота. Впереди в центре большой и просторной территории стоит Богоявленский храм. Справа от ворот стоит ещё один храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Для  того чтобы понять какие следы оставила здесь икона Казанской Божьей Матери Вышенской  уместно кратко коснуться истории этих храмов.
Богоявленский храм в каменном виде построен в 1856 году на месте прежнего деревянного храма на средства прихожан и с помощью владельца имения тайного советника и обер-камергера Нарышкина Эммануила Дмитриевича. Престолов в храме три: главный - во имя Богоявления Господня, приделы освящены - в честь святого великомученика Георгия Победоносца и святых мучеников Флора и Лавра.
До 1917 года действовал только Богоявленский храм. При храме была одноклассная церковно-приходская школа с четырьмя отделениями. Имелись церковно-приходское попечительство, кредитное товарищество. В 1939 году Богоявленский храм был закрыт. После закрытия в здании располагался зерновой склад. Последним священником в Богоявленском храме был протоиерей Василий Яковлев. Одновременно с закрытием храма арестовали и священника. Спустя два года он всё же вышел на свободу.


Когда в 1918 году власти поселка Выша конфисковали икону Казанской Божьей Матери и сняли с неё золотую ризу с драгоценными камнями, а доску с изображением выбросили, её подобрали монахини и в тайне много лет хранили у себя в Эммануиловке. Предчувствуя, что скоро они уйдут в мир иной, монахини, для сохранения иконы передали её заштатному священнику протоиерею Василию Яковлеву, который жил в Шаморге. Когда это было, уже никто не скажет. Только в 1946 г году  открылся для богослужений первый и единственный в этом районе Рязанской епархии храм - во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка, а в 1947 г отец Василий был поставлен служить в нем. Образ Казанской Божье Матери,  хранившийся у него, он перенёс в храм Сергия Радонежсого, где он и пребывал до 2014 года.
Богоявленский храм вновь освящен после восстановления в октябре 2006 г. митрополитом Рязанским и Михайловским Павлом.
Храм же  Покрова Пресвятой Богородицы был перестроен под храм. Ранее это здание было казначейством Нарышкиных. Храм освящен митрополитом Рязанским и Михайловским Симоном в сентябре 2002 года.


Святой источник Георгия Победоносца, расположен на территории монастыря, немного левее Богояленского храма, напротив главного входа в храм. Источник обустроен, построены очень уютная купальня и часовня, освящённые во имя святого великомученика Георгия Победоносца. По свидетельствам монахинь, источник забил в ночь под Святое Богоявление 19 января 2009, и уровень воды в нем стал только прибывать.


Святой великомученик Георгий Победоносец был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте, у подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.


После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть его различным мучениям. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Георгий все терпеливо переносил. Зная, как Георгия подвергают жестоким пыткам, жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху.


Так святой страдалец ушел ко Христу в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

Найдя источник, мы, к нашей радости, обнаружили открытой дверь в купель,   поспешно искупались в купели, которая оказалась хорошо оборудованной. К сожалению, часовня на источнике и все храмы были закрыты. Пришлось распрощаться с монастырем и продолжить свой путь далее.
Зная, что Свято-Успенский Вышенский женский монастырь находится в  4-х километрах на другом берегу реки Цны, мы решили проехать к монастырю напрямую по грунтовой дороге. Расспрашивая местное население, как проехать на Вышу, они, оценив колёса нашей машины, показали куда ехать и сказали, что нам надо проехать через село Купля до моста через реку Цну. Далее, миновав мост, можно оказаться в посёлке Выша. Действительно, дорогу от Шаморги до моста через Цну очень трудно назвать дорогой и не зря мужики оценивали наши колёса. На машине с низкой посадкой мы бы не рекомендовали повторить наш путь. К нашему удивлению Цна в этом месте оказалась очень полноводной. Благополучно миновав понтонный мост, мы вскоре увидели архитектурный ансамбль Свято-Успенского Вышенского женского монастыря с памятником святителю Феофану Затворнику перед главным входом. Монастырь оказался так же, как и в Шаморге, закрыт на карантин.


Рецензии