Чудеса Волшебной горы Гл12. Рассказ Ахшара

                Глава 12.( из первой книги Чудес...)

      «Издавна было известно о людях-великанах. Это не просто устное народное творчество. Сведения о подобных людях задокументированы в разных древних текстах. В Библии, Торе, Коране, Ведах, в китайских и тибетских  текстах, в ассирийских глиняных таблицах и письменах индейцев майя. Это я говорю вам для того, чтобы у вас не появилось мысли о выдуманных образах.
      Но, конечно, наиболее эмоциональная картина  проявляется в народном творчестве. Вот послушайте.....
      «Сотворив  мир, решил Бог сотворить и людей. И первыми по его Слову появились великаны. Они были такие огромные, что не помещались в ущельях. К тому же они были прожорливые и глупые. Через триста лет их не стало.
      Тогда Бог сотворил других людей. Они были сильные, но ростом, как наши семилетние дети. Никакого толку от них.  И через ещё триста лет Бог сотворил опять  великанов, но опять они оказались глупыми обжорами,  и через триста лет они вымерли.
      Тогда сотворил Бог ещё людей, чуть поменьше, но сильных. Деревья руками вырывали, скалы своими ударами крушили. Были свирепые,  кровожадные. Они тоже не подошли Земле-матушке и вымерли. Прошло ещё триста  лет, и сотворил Бог новый народ.  И удался он ему. И силой, и ростом были они под стать Земле. Умом и храбростью наделены.  А также любовью и уважением.
      Надо сказать, что племя нартов появилось сразу на всём Кавказе, а не в каком-то маленьком ущелье или долине. Бог сотворил их для защиты прекрасных  земель Кавказа и дал им всё для счастливой жизни на этой земле. Нарты – воинственный народ. Они  воевали  много.  Когда не было войны,  собирались на турниры и разные состязания, а потом  шумно пировали.
Нарты совершали  бесконечные походы во имя доблести и славы, но никак не для завоевания чужой земли или порабощения другого народа. Как они сами говорили о себе в своих сказаниях: «Нарты всегда правду искали,  злого раскаяться заставляли, с жестокими - сами были жестоки,  с хорошими,  сами – хорошие,  с великими  -  сами были великие, а с малыми – малы».
      Поэтому нартский  эпос - достояние всего Кавказа!  Нартский эпос  описан у адыгов,  абхазов, карачаевцев,  балкарцев, осетин.  Нартскими  именами называют современных детей. До сих пор некоторые  населённые пункты носят нартские имена. Например: Кабардинский посёлок -  Нарткала, Осетинский -  Нарт. В Абхазии почитается могила нарта  Сасрыквы.  Существует уникальная магическая реликвия – платок богатыря Сосруко.  Героям - нартам ставят памятники и пишут  о них картины.
      Понятно, что большую часть жизни героев – нартов  занимают  войны, охота, состязания и пиры. Но реально люди занимались и  повседневными делами.
      По легенде, покровитель кузнечного дела – Курдалгон научил нартов добывать и обрабатывать металл,  всей металлургии и кузнечному делу. Сам бог кузни, учил их ковать мечи и делать самые лучшие кольчуги.  Они были великолепными оружейниками.
       Но также  занимались коневодством и овцеводством, воспитывали непревзойдённых коней  скакунов, которые, по легендам, скакали с утёса на утёс и могли по небу проскакать.   
      Они были умелые охотники и рыболовы.  А также умелые садоводы и земледельцы, и получали небывалые урожаи пшеницы и ячменя.
      Наибольший почёт у нартов  занимали  пастухи. Это была и тяжёлая, и опасная работа.  Ведь на  тучные стада нартов были постоянные набеги, и их надо было сторожить, а при набегах – отбивать, сражаясь с врагом,  преобладающим в численности!
     Особенно характерная черта нартов  -  бесконечное уважение  к женщине.  До сих пор нартский  эпос воспевает мудрую Шатану – мать всех нартов,  умную Бедоху,  красавиц Агунду и Дзерассу, острую на язык Аколу и многих других.
Матери нартов воспитывали в сыновьях мужество и ратный подвиг. Провожая их на бой, они говорили: «Без победы лучше не возвращайтесь».
     Ахшар внимательно оглядел своих слушателей, словно проверяя, правильно ли легло в сердце молодых людей его слово. Видимо, он остался доволен результатом, и поэтому пригласил:  «Теперь можно и по музею походить. Весь Кавказ в него не уместишь, да и нарты нас в нашей истории только краешком зацепили, вот этот краешек и посмотрим».
     Директор Ахшар повёл ребят по просторным залам.
     В одном из залов на всю стену висела красивая картина, на которой  был  вид, словно  с птичьего полёта, на всю равнину  у подножия холма, с прямоугольниками полей, с  городом, утопающим в садах   по склонам холма, на вершине которого возвышается замок и башня. А в перспективе ещё два таких же зелёных высоких холма с башнями на вершинах, и намного дальше маячат горы Кавказа.
     Внимательный Славка тут же спросил: « А это что за две горы ещё? Откуда они взялись? Ведь я думаю, что первая гора с замком – это наша? Правильно?»
Дедушка Ахшар улыбнулся: « Конечно, правильно!  Но, если ты возьмёшь на нашу гору бинокль и с высокой точки посмотришь на юг, ты увидишь ещё две почти такие же горы... А на них – сигнальные башни. Когда на наши земли совершали набеги хазары, на башне зажигали высокий костёр. Дым был виден далеко. Увидев его,   на следующих башнях  тоже  зажигали  сигнальные костры  и их видели те, кому они предназначались».
    «А кому они предназначались?- выбралась вперёд Оля.- Ведь в замках жили нарты».
    «На нашей горе всегда жил нарт. Звали его Астет, что означает – пришлый. По легенде, никто не знал, из какого он рода. Но когда люди, живущие на равнине,  просили у племени нартов защиты от набегов, он с двумя своими друзьями приходили к ним на помощь. А если надо, то приходили нарты  из более дальней местности.  На своих непревзойдённых скакунах они появлялись неожиданно, словно слетая с небес,  и мелкие хазары только от вида воинственных  нартов  на лихих  скакунах разбегались в разные стороны. Так эти три друга оставались здесь, каждый на своём холме...
    Но пришло время, когда набеги прекратились. И тогда нарты, жившие на дальних холмах, затосковали по бурной жизни своего племени.  Они оставили выученных ими людей, чтобы они сторожили башни и следили за сигналами с нашей башни, помогли людям запасти хворост и поленья на всех семи этажах башни, а все башни нартов  семиуровневые, и ускакали к себе, вглубь Кавказа».
    «Как же так,- с обидой в голосе сказала Оля,- получается, они оставили своего друга здесь одного. Но, почему?»
     Дедушка Ахшар слегка приобнял Олю, у которой стояли слёзы на глазах, вздохнул и продолжил: « Видишь ли,  Оля.  Натры  такие же люди, как и мы. С теми же чувствами и желаниями, только ростом  намного выше, да силой больше.  Они не отшельники.  У них также были  дети и жёны, и им тоже хотелось жить со своими семьями. И хотя годы жизни у нартов были намного длинней, чем у людей, но и они были смертные. Ведь даже золотое яблоко в саду нарта, о котором вам наверняка  рассказывал  дедушка Иван, лечило многие болезни, но от смерти не спасало...».
       Оля готова была уже расплакаться навзрыд, представляя себе одинокого, всеми забытого  воина – нарта, который не оставил свой пост, ради безопасности чужого ему народа.
       Ахшар почувствовал  всю боль  девочки за судьбу неизвестного ей нарта и поспешил её успокоить: «Погоди плакать, Оленька. На то, что нарт Астет, то есть – пришлый, остался здесь навсегда,  были свои причины. По легенде Астет, узнав, что его друзья завели себе семьи и уже родили первенцев,  решил и сам жениться.  Но по своему характеру, он не  любил шумные пиры и больше дружил с природой.  К тому времени на склонах уже плодоносил  сад, и нарт мечтал вырастить здесь виноградники.  Таких людей сейчас называют инровертами.  Так что, Оля, считай нашего нарта первым интровертом!   И вот  Астет отправился на Кавказ  за женой. Хоть он и был пришлым, и никто не мог сказать, из какого рода сей нарт, он, в то же время, заслужил  большое  уважение старейшин  всех родов за службу на дальних рубежах  нартских  земель.
      Он рассказал о своих намерениях старейшинам, и они, после долгого обсуждения решили удовлетворить его просьбу, и гору с прилежащим  к ней подножием передать Астету в вечное пользование. К моменту появления Астета на Кавказе, у одной девушки, все братья которой погибли в боях и турнирах, накануне умер её последний защитник и кормилец - старый отец. Вот эту девушку и попросил себе в жёны у старейшин Астет. Старейшины подумали, и эту просьбу  уважаемого нарта тоже выполнили. Так  на нашей горе и в замке оказалась красавица и умница Азаза.
А вместе с ней появился  только ей известный человек, которого она называла «Божественный садовод».  Говорили, что  Азаза унаследовала культуру магии самой Шатаны – «сиятельной матери всех нартов».  А божественный садовод  имел сакральное искусство садоводства и являлся родоначальником виноградарей.  Никто не знал, кто он и откуда,  считали, что живёт он с незапамятных времён, что он странствующий герой и божественный цивилизатор. Это он научил людей сеять хлеб, выращивать виноград, превращать дикие деревья в домашние, дающие вкусные, крупные и сочные плоды.
       Однако, как только исчезла красавица Азаза, не стало и этого странствующего героя...
       Пойдёмте, я покажу вам  портреты Азазы и Астета.  Правда, это копии тех, что висят в замке», - сказал Ахшар и повёл ребят в следующий зал. Славка уже хотел было хвастануть, что они уже видели портрет Азазы в полный рост, но во время прикусил язык.
      Ахшар старался как можно больше показать и рассказать о нартах.  Он показывал кольчуги, сделанные из очень тонких, но очень прочных плоских колец, которыми даже коней укрывали во время боя.  Ни один вид оружия не мог пробить такие кольчуги, поэтому за ним охотились или покупали за огромные деньги, на которые можно было купить город. Показывал шлемы такой формы, по которым мечи только скользили, но не могли причинить вред нарту. Показывал булатные мечи и кинжалы, которые рубили чужие мечи пополам.  А украшения оружия  нартов -  это была уже другая песня мастерству оружейников. Серебро и золото, самоцветы, резьба,  орнаменты – всё  служило к чести и славе  мастерам.
Нарты не только воевали, но и умело  торговали, о чём говорили тончайшие шелка невероятных расцветок. Да и сами они изготавливали красивые   шерстяные ткани, вещи, вязанные и валяные из овечьей  шерсти».
     В конце осмотра дедушка Ахшар  провёл всех в большой зал, где  в стеклянном огромном ящике стоял большой гроб из потемневшего кедра. Все сразу догадались, чей это гроб и Славка спросил: « А сам нарт там?»
«Нет, здесь только гроб,  нарта забрали  в  Питер для изучения останков. Но вы только посмотрите, как украшен гроб. Почти вся крышка выложена самоцветами в определённом порядке. Наверняка, орнамент  что-то означает, но мы не можем этого знать. Здесь есть резьба и по краю  серебряной сканью выписано какое-то изречение, которое до сих пор не расшифровали. Это не просто гроб, это свидетельство мощи прошлой цивилизации высоких людей, которые жили одновременно с обычными людьми».
     После осмотра все вернулись в кабинет директора музея,  и Ахшар велел принести чай, мёд, и лепёшки с сыром. После чаепития  все сердечно попрощались...

    Уже укладываясь спать,  Оля вдруг сказала, обращаясь к брату: « А всё-таки, нам ничего не рассказали о том, почему гора волшебная и в чём её волшебство. Придётся самим всё узнавать. Ты, Славка учись побыстрей хорошо  ездить на велосипеде! А то ты до сих пор повороты не умеешь делать, ездишь только по прямой!  По прямой и я уже умею. Нам на гору надо, здесь, внизу мы ничего не узнаем...» 


Рецензии