Что-то идет не так
Состояние постоянной тревожности, верный признак душевного заболевания, на флоте приветствуется. На моем судне, над штурманским столом, судовладелец, бывший капитан, вывесил постер: "You carry out very responsible job! Every moment something is going wrong! You are responsible!". Вот так, бодро, с восклицательными знаками: " Ты выполняешь ответственную работу! В каждый момент что-то идет не так! Ты отвечаешь!"
Можно ли жить месяцами в состоянии постоянной тревоги? Как капитан с опытом, отвечу: можно. Да у тебя и выхода другого нет. Но не долго, иначе ты — пациент психиатрической лечебницы.
Хотя люди с нормальной психикой тоже не перевелись. Сохраняют покой и уверенность на протяжении всего своего капитанского контракта. Как, например, мой однокашник по училищу Веня Занаркин.
С Веней мы работали капитанами в одной Компании, общались во вре-мя спокойных вахт по радиотелефону.
- Ты слишком много переживаешь,- сочувствовал мне Веня,- Судно стабильно работает. Приносит прибыль. Хозяин доволен.
А однажды выдалось поработать вместе, меня попросили подменить на месяц Вениного старпома.
Я согласился. А заодно, подумал, познаю истоки оптимизма моего друга. Обрету, так сказать, твердость духа и уверенность в завтрашнем дне на живом примере.
Живой пример ждать не заставил. Норвегия, отходим от причала, ветер прижимной баллов на восемь, впереди нас судно под выгрузкой. Стою на управлении рулем и двигателем, ожидаю распоряжений.
Норвежский лоцман открыл рот отдать первую команду, но Веня его опередил.
- На баке оставить шпринг! Лево на борт! Самый малый вперед!
Я выполняю команды, поглядываю на Женю и лоцмана. Пока все вроде так, но тревожно как-то. Как-будто что-то не так. Корма, тем време- нем, отвалила от причала метров на десять.
- Стоп машина.
- Веня, рано!
- Здесь я капитан,- напомнил Веня. На лице уверенность и ни тени тревоги. Вот это класс! Смогу ли я когда-нибудь вот так же? Достигну ли, так сказать, такого уровня?
Между тем тревожно стало лоцману. Норвег открыл рот отдать первую команду, но Веня опять опередил:
- Отдать шпринг. Малый назад. Стоп машина. Средний вперед.
И мы пошли вперед с быстрым уверенным дрейфом на впереди стоящее судно. Лоцман открыл рот и заорал первую команду:
- Full astern !!!( Полный назад !!!)
С крыла мостика другого судна лоцману вторил их капитан:
- Facken idiots !!!
На заднем ходу въезжаем кормой в причал в том же месте, где стояли. Привальный брус вдребезги, на корме вмятина с колесо от грузовика.
Дня через три депеша из Офиса:"...объясните происхождение счета за ремонт причала в порту…". Веня прочитал депешу без тени тревоги на лице и пожал плечами:
- А что не так ? Судно работает стабильно. Приносит прибыль. Хозяин доволен.
Через неделю покидаем Балтику, ветер в Северном море до 30 м/сек. Надо бы переждать.
- За Скаген* возвращаться не будем ,- решил Веня,- в Скагерраке** отстоимся. Готовь якоря.
- Волна крупная, Веня, здесь не устоим.
- Ты слишком много переживаешь,- укорил меня Вениамин и напомнил,- Здесь я капитан.
Отдали якорь, а мне тревожно как-то. Как будто что-то идет не так. Отстоял ночную вахту, в 8 утра меня сменил Веня.
- Волна расходилась,- говорю,- может снимемся?
- Все нормально, - ободрил Веня, - Иди отдыхай.
Отдохнуть, однако, не удалось. Не удалось даже позавтракать, завтрак прервали Венины вопли:
- Якорь! На бак ! Выбирать! Бегом!
Выбирать оказалось нечего - якорь оборвался вместе с первой смычкой. Успели дать ход в паре сотен метров от камней.
В Контору о потере якоря Веня докладывал без тени тревоги на лице .
- Главное,- объяснял он мне,- судно работает стабильно. Приносит прибыль. Хозяин доволен.
Через неделю я осенил Веню крестным знамением и улетел на свое судно капитаном. Мы продолжали общаться по радиотелефону; я работал на Балтике и в Северном море, Веня застрял на Средиземном.
Как-то из Офиса приходит циркуляр: всем проверить состояние швартовного устройства, на одном из судов погиб Старший помощник капитана. Как-то мне тревожно стало. Вышел с Веней на связь. Как чувствовал, это его Старпом погиб. Подбирали швартовные концы, в порту крупная волна, сорвался ролик с тумбы***. Старпом погиб на месте.
- Тебя снимают ?- спрашиваю.
- Ну за что меня снимать? Судно работает стабильно, приносит прибыль. Хозяин доволен.
А через несколько дней на связь со мой вышел сам Веня.
- Страховая компания запрашивает, где они смогут меня опросить. Почему Старпом был без защитного шлема...ну и так далее...
- И что ?
- Понимаешь, появилось ощущение какое-то странное. Как-будто что-то идет не так. Главное, не пойму, что не так?
Жить в состоянии постоянной тревожности нельзя. Поэтому капитану положен отпуск. Он сходит на берег и живет в другом состоянии. Разве может что-то пойти не так, когда ты дома, на кухне, пьешь с подругой чай.
Однако тот постер над штурманским столом, "...every moment something's going wrong...", на кухне тоже мешать не будет. Мало ли что. Что-то же всегда не так.
"... Every moment..."
Например, может зазвонить телефон. Ты идешь к телефону и снимаешь трубку. Настроение отличное, как у Вени Занаркина при отходе от причала.
Говоришь "Слушаю Вас". Мужской голос отвечает "Ой" и там кладут трубку.
- Ошиблись номером,- весело сообщаю подруге,- А вообще, забавная ситуация. Похоже, парень позвонил чужой подруге. Но ошибся номером и попал к нам. Услышал мужской голос и бросил трубку. Смешно, правда? Что-то не так?
* Скаген - мыс, разделяет Балтийское и Северное моря.
** Скагеррак - пролив между Балтийским и Северным морями.
*** Элемент швартовного устройства.
Свидетельство о публикации №220081001793
Эмма Гусева 17.09.2020 16:51 Заявить о нарушении