Религия прагматизма

РЕЛИГИЯ   ПРАГМАТИЗМА
     Поводом для этих заметок послужила статья Александра Туранского «Случайность или закономерность». Весь пафос статьи направлен против коммунистической идеологии, но выражено это необычным образом. Автор пытается через случайность выявить закономерность. Автор статьи пишет: «Случайно евреи составили подавляющее большинство в политбюро ЦК марксистской РСДРП, которая устроила октябрьскую революцию». Автор приводит большой перечень фамилий теоретиков и практиков  коммунистического  движения  в начале прошлого века, начиная с Карла Маркса, многие из которых еврейской национальности. В царской России евреи были притесняемым народом, поэтому борьба их на стороне угнетённого русского народа вполне понятна. Анализ учения об объективности классовой борьбы, смене общественно – экономических формаций автор свел к выдумке  теоретиков. Думаю, что  этот субъективный взгляд на историю человечества не заслуживает даже поверхностного внимания.
 
     У Александра Туранского есть ещё  несколько статей в этом же направлении В статье «Что такое коммунисты и как они воюют против здраво» автор пишет: «Вместо коммунизма марксисты построили необещанный Израиль». В статье «Кровавый тупик марксизма» пишет: «Возможность построения коммунизма, для начала, надо бы испытать на животных». Примитивность суждений можно объяснить только возможной поддержкой автора  каким – то щедрым заказчиком, сторонником  антисемитизма.

     Надо отметить, что на страницах «Проза.ру» тема жизни еврейского общества, антисемитизма освещается постоянно. Об этом можно судить по названиям статей разных авторов и рецензиям на них. Например, за вторую половину июля месяца текущего года в разделах «История и политика», «Публицистика», «Философия», можно прочитать не менее десятка таких статей. Приведём несколько примеров из последних публикаций. Автор Ирина Леви в статье «Правда о положении евреев и репрессиях в СССР» приводит статистику о перемещении евреев между странами, об образовании Еврейской автономной области в СССР (г. Биробиджан), о репрессиях евреев в СССР и других странах.
     Автор Виктор Коннов в статье «Репатриация евреев их России резко возросла» даёт статистику о переезде евреев в Израиль. Автор Павел Маслобойников в статье «Почему евреи враждуют с мусульманами» пишет: «Потому что мусульмане поступили хитро. Они все еврейские имена убрали и заменили своими – мусульманскими. … Христиане добровольно оставили еврейские имена».
 
     Автор Моисей Харитонов в статье «Цели еврейских сообщества в Америке» пишет: «Побудительным мотивом М(побуждённость профессиональной самоорганизации и самореализации): - убеждённость в назначении евреев соблюдать традиционные нормы еврейского поведения – через еврейское обучение и воспитание».
 
     Даже эти единичные примеры в «Проза.ру» показывают широту общественного    интереса к еврейскому обществу. Ниже мы остановимся на своём понимании причин интереса к истории и жизни еврейского народа. Наше знание специфики жизни евреев является типичным  для многих, кто вместе с ними работал в трудовых коллективах. Знакомство с книгами по  этой тематике разных авторов, дополнительно, расширяет кругозор.

     В 2005 году под впечатлением прочтения книги Лиона Фейхтвангера  «Иудейская    война»  я написал небольшую статью «Излом познания на переломе эпох», когда христианская религия стала  завоёвывать весь мир. Статья была выслана в один общественно – политический журнал, но, ни ответа, ни привета я не получил. Эта тематика ещё была не интересна для общества. В статье были небольшие разделы «Религия без бога» и «Религия реализма» о религии  иудаизма. В дальнейшем я познакомился с другими книгами по истории по истории и культуре еврейского народа. Например,  автор В.В. Юнак «Иешуа, царь иудейский», исторический роман (Москва, 2011г.), описывает воспитание и обучение будущего Иисуса Христа.

     Авторы О.В. Белова, В.Я. Петрухин ««Еврейский миф» в славянской культуре» (Иерусалим, Москва, 2008г.), описывают культуру проживающих евреев в западных областях России, Украины, Белоруссии. 
     Автор Раби Йосеф Телушкин «Еврейский мир» (Иерусалим, Москва, 2017г.), даёт основные сведения  о вере и жизни евреев.
     Иллюстрированная энциклопедия  «Религии мира» (автор Тэнк Анри, перевод с французского, изд «Мир книги», 2008г.) начинается с иудаизма как самой древней моно-теистической религии. В целом я можно  отметить несколько моментов, которые позволяют понять место евреев в современном мире.

     В еврейских семьях образование детей начинается довольно рано, является   обязательным. Учебными пособиями являются священное писание Тора, толкование Торы – Талмуд. Лион Фейхтвангер в своём романе пишет: «У нас триста шестьдесят пять повелений, по числу дней в году, и двести сорок восемь запретов, по числу костей в человеке. … Есть шестьсот тринадцать  заповедей, которые мы, иудеи, обязаны выполнять. Не еврей обязан выполнять только семь». Поражает реалистичность знаний о природе и человеке, которыми руководствуется иудей. Талмуд является больше сборником научных исследований по социальной психологии, чем сборником религиозных догматов. Религия иудаизма является этическим учением, т.е. учением о поведении человека в обществе. Бог в этой религии есть только как символ, а не сущность бытия. Имя бога Ягве (Яхве), но произносить это имя имеет право только первосвященник раз в году. Еврейский бог не имеет живописного образа, представлен только именем. Иудаизм запрещает изображение людей и зверей в религиозной атрибутике. Объяснить это можно тем, что для иудаизма важен человек, а не придуманный образ бога.

     Иудаизм как религия в наименьшей степени романтична и в максимальной степени реалистична. Все древние религии нацелены на  выживание человека в естественных условиях окружающей среды. Иудаизм нацеливает своих подданных на выживание в человеческом обществе. Уже в этом иудаизм проявляет реализм в понимании жизни. Если всё это внушается и воспитывается в ребёнке, то уже с малых лет он ограничивает себя в поступках, приспосабливаясь к сложившимся обстоятельствам. Вместе с тем объективная оценка сложившихся обстоятельств заставляет проявлять упорство в познании и гибкость в поведении. Еврей с детства учиться поступать практично в любой обстановке. Современные просвещённые евреи знают и руководствуются догматами иудаизма, потому что они учат этой практичности. Может быть именно эта «безрисковость» вызывает отношения антисемитизма со стороны окружающих.

     Кто работал в трудовом коллективе, где были евреи, может сказать, что они не конфликтны и не агрессивны. В трудовом коллективе иногда возникают трудные производные ситуации, которые надо разрешать. При этом евреи, как правило, остаются в стороне от этого. Евреи любят интеллектуальную работу, что требует образования и большой эрудиции. Давно замечено, что евреи предпочитают деятельность, связанную с финансовыми ресурсами. Ростовщиками и банкирами чаще всего были евреи. Видимо, в Торе или Талмуде на этот счёт есть прямое указание.

     Такое положение и поведение в обществе требует поддержки в кругу себе равных, а уравнивает всех религия иудаизма. Нам кажется, что чувство коллективизма, взаимопомощи является реальной силой для всех евреев, живущих в любом обществе. Еврейский коллективизм является способом мирного сосуществования евреев в любой другой национальной среде. С позиции самосохранения в постоянно изменяющемся человеческом обществе это наиболее надёжная тактика поведения.

     Каждая нация характеризуется проживанием в одном месте  и своим национальным языком. Что касается евреев, то они и тут имеют свои особенности. Сегодня они живут в любой стране и говорят на языке коренного населения. Поэтому отношения коллективизма среди своих помогает выжить. Эта жизненная приспособленность у одних вызывает уважение, у других антисемитизм. Российское государство всегда было многонациональным, отношения между нациями всегда отличались терпимостью, даже к религиозным особенностям. В целом  это характеризуется таким понятием как интернационализм. Абсолютное большинство граждан в сегодняшней России являются интернационалистами. Приведём пример как будто бы из прошлого, но возможного и сегодня.

     Как пример живой памяти народа о подвигах в прошедшую войну можно привести следующее. Калининградский писатель Чернышев В.А. написал книгу «Повесть о партизане Киселёве». В основу повести положены реальные события в начале Великой Отечественной войны о выводе партизаном Киселёвым из захваченного немцами села большой группы еврейских семей (более двухсот человек) через белорусские леса к линии фронта. Все люди остались живы, несмотря на сложнейшие условия  прохождения лесов и болот. В городе Минске есть музей «Холокоста», в котором есть стенд, посвященный этому подвигу.  Книга была издана автором на собственные средства. К 75–ти летию Великой Победы  совет ветеранов войны и труда г. Калининграда собрал пожертвования среди населения, на которые были изданы ещё 100 экземпляров и розданы ветеранам. Такие подвиги были характерны для советских людей при общественном строе социализме. Можно надеется, что это будет  не забыто и сегодня.

     Процессы глобализации жизни человечества в экономике и культуре начались                в 20-ом  веке, и сейчас интенсивно развиваются. Включились в это и процессы  смешения национальностей и религий. Активизация миграции населения с юга на север, с востока на запад становится обыденностью, и требует научного анализа. Увеличение народонаселения на планете также происходит. Это на сегодня наиболее актуальная задача для науки демографии и обществознания. Время требует появления нового Карла Маркса.

Шулепов В.Г, август, 2020г.
г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79


Рецензии
Виктор, с интересом прочитала вашу статью, вспомнила любимого писателя Л.Ф., которым зачитывалась в юности. Сегодня меня волнуют темы миграции, особенно в больших городах и столице России, где образуется ,буквально, плавильный котёл из религий бывшего СССР,а демография не в пользу славянского населения. Как тут быть?
Хотелось бы знать ваше мнение. С уважением.

Эмма Гусева   16.01.2022 21:42     Заявить о нарушении
"Плавильный котёл из религий" не страшен, если все трудятся, если нет безработицы. Если человек трудится, то эфемерность религии становится очевидной. Любая религия сопровождает трудности человека. При советской власти не было безработицы, религии не запрещались, и имели минимальное количество приверженцев. Человека создал труд. Это надо не забывать.
С уважением, Виктор Шулепов.

Виктор Шулепов   17.01.2022 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.