Михаил Бакунин о России

В истории русского освободительного движения есть один удивительный документ.

Заключенный в Петропавловскую крепость родоначальник современного анархизма Михаил Бакунин объясняет царю Николаю 1 страну,  в которой тот живет.

Находясь на грани умственного помешательства от пребывания в одиночной камере... Воспользовавшись доброжелательной подсказкой графа Орлова, анархист пишет государю свою "Исповедь", в которой... на мой взгляд... искренне кается в совершенных антигосударственных преступлениях, надеясь получить от властей смягчение участи.

А когда Бакунина пеняют за то, что он «раскис» и изливал душу перед российским императором, критикам можно возразить в том смысле, что легко проявлять железную непреклонность, лежа дома на диване, а не в холодном каземате… И легко критиковать тем, кто в такой жизненной ситуации не оказывался и не переживал после ареста минут   полного отчаяния.

К тому же ужасная трагическая ситуация, в которой он сейчас оказался, когда облеченные властью могут делать с подчиненными им - что угодно... в свое время и привела Бакунина к ненависти к любой власти человека над человеком. К мысли посвятить жизнь борьбе против любого господства одних людей над другими.

Отвращение к попыткам российских властей командовать собой. Приказывать ему, что ему делать. Как он должен жить - которое революционер впервые пережил  в Европе в 1843-1844 гг... - постепенно привело его к пониманию, что он должен бороться не только за личную, но за всеобщую свободу.

Укрепило в нем неприятие любой государственной власти, рассматривающей своих подданных или граждан как лиц - судьбой которых она может распоряжаться.

Также в процессе написания записки он понял, что не может кривить душой.

То и дело из Бакунина вырываются в адрес самодержца словесные описания таких картин российской действительности, которые Николай Первый от своих верноподданных никогда прежде не слышал.

Вот кое-какие отрывки из бакунинского покаяния.

" Трудно и тяжело жить в России человеку, любящему правду, человеку, любящему ближнего, уважающему равно во всех людях достоинство и независимость бессмертной души, человеку, терпящему одним словом не только от притеснений, которых он сам бывает жертва, но и от притеснений, падающих на соседа!".

И далее описывается выстроенная государственная Пирамида.  Известная царю еще по гоголевской комедии "Ревизор".

   "...Высший гнетет низшего; сей терпит, жаловаться не смеет, но зато жмет еще низшего, который также терпит и также мстит на ему подчиненном. Хуже же всех приходится простому народу, бедному русскому мужику, который, находясь на самом низу общественной лестницы, уж никого притеснять не может и должен терпеть при-теснения от всех по этой русской же пословице: "Нас только ленивый не бьет!"

Ну, а что российское чиновничество? Те государевы люди, на усилия которых по исправлению негативных сторон российской действительности - Государь Император так надеется?

"В России трудно и почти невозможно чиновнику быть не вором.

Во-первых все вокруг него крадут, привычка становится природою, и что прежде приводило в негодование, казалось противным, скоро становится естественным, неизбежным, необходимым;

во-вторых потому, что подчиненный должен сам часто в том или другом виде платить подать начальнику, и наконец потому, что если кто и вздумает остаться честным человеком, то и товарищи и начальники его возненавидят;

сначала прокричат его чудаком, диким, необщественным человеком, а если не исправится, так пожалуй и либералом, опасным вольнодумцем, а тогда уж не успокоятся, прежде чем его совсем не задавят и не сотрут его с лица земли.
   
Из низших же чиновников, воспитанных в такой школе, делаются со временем высшие, которые в свою очередь и тем же самым способом воспитывают вступающую молодежь, -- и воровство и неправда и притеснения в России живут и растут, как тысячечленный полип, которого как ни руби и ни режь, он никогда не умирает".

Ну, а русский Народ Богоносец?  Культ которого уже тогда начинает зарождаться и в правительственной печати, и в статьях публицистов славянофильского направления?

Вывод Бакунина в отношении его положения - тоже не утешителен.

 "Более всего поражало и смущало меня несчастное положение, в котором обретается ныне так называемый черный народ, русский добрый и всеми угнетенный мужик...

На нем основывал все надежды на возрождение, всю веру в великую будущность России, в нем видел свежесть, широкую душу, ум светлый, не зараженный заморскою порчею, и русскую силу, -- и думал, что бы был этот народ, если б ему дали свободу и собственность, если б его выучили читать и писать!

И спрашивал, почему нынешнее правительство, самодержавное, вооруженное безграничною властью, неограниченное по закону и в деле никаким чуждым правом, ни единою соперничествующею силою, почему оно не употребит своего всемогущества на освобождение, на возвышение, на просвещение русского народа".

Далее, разъясняя свою антиимпериалистическую позицию, он обращается к Николаю 1 уже не с исповедью, а с проповедью.

Должны ли мы, русские, насильно включать другие народы (хотя бы и славянские… хотя бы и малороссов, и поляков…) в свой состав?

Хорошо ли это? Должны ли все они делаться русскими?

Что же, они должны забыть свою родную литературу, родной язык, родной говор, родные песни… И все стать русскими !? 

«…Одним словом для того, чтобы совершенно потеряться и «слиться в русском море», по выражению Пушкина ?» ("Исповедь"). Быть все на одно лицо !?

Да, и может ли стать русским тот, кто нерусский языком, душою и сердцем !?
Зачем же мы хотим его насильно «орусачить» !?

Ну, если они не будут «русскими»… Если мы их не сделаем насильственно подобными себе… Тогда почему… По какому моральному праву… мы взялись заставить их, чужих, подчиняться?  Входить в состав нашей державы и повиноваться!?  Хорошее ли дело мы делаем!? Не спросится ли с нас за это в будущем?

Не приведет ли это к тому, «что приобрела Белоруссия вследствие долгого подданства у Польши: совершенное истощение и поглупение народа» ("Исповедь").
 
Да и будет ли польза от такой внешней политики для России !? Если мы прибегаем во внешней политики к насилию, мы собственными руками порочим себя в глазах других народов. И наша держава станет так же «ненавистна всем прочим славянам,… как теперь она ненавистна полякам» ("Исповедь").

 Из России Освободительницы она станет Россией Завоевательницей. Россией Притеснительницей… Сможем ли мы гордиться такой державой !? Не потеряет ли она от этого добытую в сражениях славу !?

И наконец… рано или поздно… такой близорукой политикой не погубит ли она себя… Приведя российскую государственность к разложению.
 
«Убьет славян, убьет и себя! Таков ли должен быть конец едва только что начавшейся славянской жизни и славянской истории ?» ("Исповедь").

Она погубит себя, став «бездушной машиной для завоеваний» ("Исповедь"). Осквернит свою чистую русскую душу…

Ибо знаю я… напишет Бакунин. Нет шире и добрей, и открытей русского человека…

Но когда он вступает на путь порабощения других народов, он становится подобным немецкому или другому завоевателю… По факту уже ничем не отличается от них… Отбирая право на свободу у других, власть лишает этого права и свой народ.

Да, и «какая польза России в ее завоеваниях? И если ей покорится полсвета, будет ли она тогда счастливее, вольнее, богаче?...

И не распадется ли могучее русское царство, и ныне уже столь пространное, почти необъятное, не распадется ли оно наконец, когда еще далее распространит свои пределы?...

Что принесет оно порабощенным народам заместо похищенной независимости – о свободе, просвещении и народном благоденствии и говорить нечего, – разве только свою национальность, стесненную рабством !» ("Исповедь").


Рецензии
Бакунин пишет в "Исповеди" совершенно очевидные любому русскому истины.

Поэтому я и обратил внимание, что все это царь знал еще по комедии "Ревизор", которую лично разрешил к показу.

Короткий Геннадий   10.08.2020 08:30     Заявить о нарушении