Ступени глава 3. тбилисское артиллерийское твакку

   http://proza.ru/2020/08/10/412


Тбилисское артиллерийское (ТВАККУ)

    Поезд уносит меня с молодой женой и двумя чемоданами по распределению в Закавказье, в штаб округа, в Тбилиси! Мелькают украинские сады, степи... Потом появляются горы, очень все красиво и необычно! Тбилиси! Ах, Тбилиси, вах, Тбилиси... Столовка на втором этаже, на рынке возле вокзала. -"Дайте две порции пельменей." - "Это хинкали, уважаемый." -"Тогда две порции хинкалей.", -"Сколько?", - "Две порции.", опять вопрос: - "Сколько?"- "Я ж говорю - две порции!". Продавец - грузин: "Сколько штук спрашиваю?" Так началось знакомство с Грузией.

    ДОУП. Авторота. Распределение более чем обалденное! Передо мной вышел лейтенантик, ошарашенный, ему сказали, главное за первые 2 года не повеситься, а потом вытащат!? А мне предложили в ДОУП (дивизион обеспечения учебного процесса) Тбилисского артиллерийского училища замполитом автороты. «Ура! Класс!» Как оказалось, это, приехавший из Чехословакии, наш выпускник 2 - го выпуска, замполит этого дивизиона, Дмитрий Николаевич Гусев, попросил на роту у НачПо (начальника политотдела) выпускника СВВПТАУ. Старший лейтенант Гусев Д.Н. оказался высоким парнем. Жена, после Чехословакии ехать в Тбилиси не торопилась, и он благодушно предложил мне с женой пока пожить у него. Так началась многолетняя дружба с ним. Пройдет время, и Дима, уже будучи пропагандистом училища, предложит мою кандидатуру на курсантский дивизион замполитом в Тбилиси(!!!) Тогда я уже служил пропагандистом артиллерийского полка в Нахичевани, в развернутой дивизии прикрытия границы, куда офицеры отказывались порой ехать, вплоть до увольнения... По – армейски, просто дыра. Но это уже далеко потом...

 Авторота практически в полном составе, без одного взвода, находилась на полигоне в Вазиани: 100 человек, 100 машин... дисциплина не ахти. Командир - капитан Коровин.  Золотые руки, любую машину поставит в строй, а вот с людьми, как сказали, придется мне... Полигон - это учебный центр училища. На службу офицеров дежурная машина везет на электричку в Тбилиси из училища, а на ж/д вокзальчике, в Вазиани, их ждет вторая машина, которая доставляет в учебный центр. В электричке офицеры успевают сыграть несколько партий в карты - это традиция. Пока едешь от вокзальчика, быстро заканчиваются деревья, и дорога тянется по пустынной местности, переходящей в сопки. Такой лунный ландшафт для сьемок кинофильмов про ковбоев. Две казармы ДОУП стоят в сторонке под сопками, а дальше казармы: новая пятиэтажка и ещё барака три рядом, столовая, клуб - полусфера, караулка и огромный парк. Возле казарм щитовое общежитие для офицеров, выезжающих на ночные занятия, недельные выезды, учения... А также 2-я половина этого общежития для "местных", где проживают на «постоянке» 3 - 4 семьи. Вот в эту дружную семью, недельки через три, в комнатку въехали и мы с женой. Солдатики приволокли от варочной плиты одну секцию, поставили ее на 2 кирпича на тумбочке, и получилась замечательная плитка для приготовления еды и одновременно такой импровизированный обогреватель, т. к. отопления не было. Посредине общаги, для всех, был общий умывальник, вечно затопленный водой, и чтоб утром помыться, приходилось исхитриться, дотянувшись носком ноги подтянуть ящик от мусора, потом на него забраться и, балансируя, пытаться умыться. Всякая цивилизация, типа магазинов, находилась в городке летчиков, через сопки, минутах в 30-ти ходьбы. Но мы с женой были счастливы - свой угол, мы вместе, класс! Так началась наша офицерская служба.

В училище готовили нас основательно, поэтому какого - то страха, дискомфорта не было. Сразу окунулся в дела роты, знакомство с личным составом, политзанятия, работа с дембелями, молодежью, все закрутилось, тем более за таким щитом, как замполит. Вскоре он получил капитана, а это уже серьезное звание в армии, не говоря, что и самое красивое. Я начал оборудовать ленкомнату, т. к. были только стены. Как в любом воинском подразделении нашелся и художник, и разные умельцы, да и не мудрено – авторота: свои мастерские, машина под задницей, как говорят. Ротный отправил людей в Вазиани, в мебельный цех. Как и везде, никто ничего не давал в армии, а делать надо, да еще и сроки... Так что скоро моя 1-я ленкомната была готова, сколько потом ещё в процессе службы настроил, даже не задумывался, не мало. В ДОУП пришло 4 лейтенанта. Одного из них, командира взвода  ПТУРС, лейтенанта Васю Ряднинского, родом из Подмосковья, из Сумского арт. училища, тоже отправили на полигон. Как - то дежурный по центру сделал замечание, что личный состав опоздал на зарядку. Это они сделали зря и скоро в этом убедились. С Васей переговорили и строили л/с ДОУП на вечерние проверки каждый  божий день, на зарядке мы уже с подъема в спортивной форме..., а куда деться, когда простой армейский способ в работе: "Делай как я!"

    Под контроль взял и несение службы ночью, да в общем-то всё. Не говоря о том, что раз я жил на полигоне, то все выходные - я ответственный по роте... И Вася Ряднинский, соответственно, тоже. Поэтому проводили занятия, организовывали спортивные праздники и т. д. В субботу, после обеда, умахивали в городок летчиков, садились на автобус и ехали в Тбилиси. Там, с сумками, бегом по магазинам за продуктами на неделю и назад. И уже навьюченные, из городка лётчиков, через сопки, к себе в родную автороту. Свободное время, которое получалось иногда у нас с женой, разнообразием не отличалось: за общагу в сопки выйдем, там бежал горный ручей, заросший ежевикой, побродим, заберемся на сопку, поедим ежевики. Из супруги ковалась настоящая офицерская жена, что - то готовила, мыла, стирала, наводила порядок. Возле тумбочки с плиткой на кирпичах была вешалка и висела на ней моя шинель. Как - то в заботах по готовке еды, пропалила над карманом мне в ней дырку. Ничего, заштопала так, что никто и не заметил. А нам в то время было по двадцать с маленьким хвостиком.

     Училищный комсомол. Так прошел 1978 год, и к лету 1979 начальник политотдела ТВАККУ, полковник Гаврило Емельян Иванович, предложил перейти на курсантский дивизион секретарем комитета ВЛКСМ, так сказать, на капитанскую должность, выразив удовлетворение моей службой. Надо сказать – это был замечательный офицер, политработник. Емельян Иванович, после увольнения, проживает в г. Киеве. Дмитрий Николаевич Гусев, конечно, расстроился, но дал добро. И так, я секретарь комитета ВЛКСМ дивизиона курсантов. В этом же году принято решение образовать еще один дивизион, 4-й, осуществив набор 1 курса. И меня направляют в этот дивизион, командиром дивизиона становится преподаватель кафедры разведки, Комаров Александр Яковлевич. Заместителем его по политчасти назначают капитана Гусева Д. Н. Вот так наши пути, не успев разойтись, снова сошлись.

     Замечательные годы, молодость, работа с курсантами, офицерами, множество училищных, городских мероприятий, опыт общения, отработка документации. Так  пролетели 1979, 80-й, пошел 81-й, когда предложили поехать служить в бригаду на Кубу комсомольцем реактивного дивизиона.

http://proza.ru/2020/08/10/418


Рецензии
Приятно читать ваши произведения, понятное прохождение службы.Хотя я, закончил Киевское Военно-Морское Полит.Училище в 1971г. и служба по условиям прохождения несколько другая, но суть нашего дела однозначная.Послужил в разных эпостасях" и замполитом , долго на комсомольской работе , затем учеба и служба не связанная с политработой.Однако Училище , однокашники иногда ближе чем родственники. Братство , чувство локтя", сопричастности к тому большому и правильному делу ощущается до сих пор.
Есть задумки , планы на несколько рассказов, но время забирает бизнес,отсутствие настроения, лень.
Удачи, здоровья и творческих успехов.

Сергей Волосков   28.05.2021 15:02     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Была у меня мысль в Ваше училище поступать, но по ряду причин выбор перевесил в пользу СВВПТАУ.Рад что обратили внимание, а служба военная конечно близка по многим параметрам.Исполнения Ваших задумок! С уважением А.В. Смольников.

Александр Смольников   31.05.2021 08:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.