10 писем, которые подружили меня с эльбрайлем

Н.А. ДЕМЬЯНЕНКО, А.В. КИСЕЛЁВ

10 ПИСЕМ, КОТОРЫЕ ПОДРУЖИЛИ МЕНЯ С «ЭЛЬБРАЙЛЕМ».

Пролог

Мне не нравится, когда говорят о мире слепоглухих. Как будто забор непроницаемый ставят между людьми без слуха и зрения и всеми остальными. Не хочу я быть составляющей какого-то замкнутого мира. Не хочу быть за забором. Однако, приходится признать, что мы, слепоглухие люди, часто оказываемся запертыми, Причём не где-то, а сами в себе. Что может быть страшней! Не мной сказано, что компьютер дарит слепоглухому  свободу, открывает для него богатейшие возможности получать информацию, развиваться, общаться, просто отдыхать за чтением. В общем, открывает мир, тот, который для всех. Но компьютер он вот - громоздкий ноутбук с подключенным дисплеем, и это в лучшем случае. В худшем - системник с подключенным же дисплеем, монитор, колонки, клавиатура. Вот и вся свобода за собственным письменным столом.
Впрочем, к чему это я? А к тому, что вчера с утра мне сообщили замечательную новость. Наконец-то я стала счастливой обладательницей мини-компьютера для слепых "Эльбрайля". Восторг. Восторг целый день. Ровно до того момента, как я это чудо увидела. Нет, коробка мне понравилась, внушительная. Открыла. достала документы: инструкцию, гарантии... Аккуратно скрученные провода, довольно интересные чехлы. А дальше я увидела сам "Эльбрайль". Догадалась, что это он и есть методом исключения. Что же ещё? И этот прямоугольный предмет со странным набором кнопок и клавиш, которые никак не напоминают клавиатуру обычного компьютера, это то, о чём так много говорили! И операционная система 10 версии, и Jaws, и встроенный брайлевский дисплей. Где? А я-то надеялась! Надеялась, что у меня будет личный маленький компьютер, с которым я наконец по праву смогу забыть о замкнутых мирах.
В приоткрытое окно повеяло весной. Я вспомнила, что скоро май. В прошлом году май обещал мне поездку на курсы в Тюменскую область в "Пышму". Настроение слегка поднялось. Те три недели в "Пышме" как один большой праздник. Столько впечатлений, новых знаний, общения. Кстати, да. общение и знания, которыми так щедро делился преподаватель Анатолий Валентинович Солин. А что если... Почему бы не написать Анатолию Валентиновичу. А вдруг он сможет помочь мне хотя бы немножко освоиться с этой неродной техникой.
Прошло три дня. Погода на улице стоит шикарная. А мне раз за разом приходится выбирать: выйти на свежий воздух и остаться наедине со своими мыслями или сидеть дома за письменным столом, зато читать и писать письма, не расставаться с книгами. Почти каждый раз выбираю второе. А вот если бы подружиться с "Эльбрайлем"! Он такой маленький. Его можно в сумочку положить, если бы он на самом деле был компьютером, как говорили. Анатолию Валентиновичу написать порывалась несколько раз, но пока так и не смогла преодолеть робость.
Ветер особенно настойчиво дохнул в окно весной.
Была  не была.
Я села к компьютеру и открыла электронную почту. Так всё и началось.

Письмо 1.

Анатолий Валентинович, добрый день!
Долго не решалась Вас побеспокоить. Но, боюсь, без Вашей помощи мне не справиться. Недавно я получила тифлокомпьютер, о котором, уверена, Вы наслышаны, тот самый «Эльбрайль».
Очень давно о нём мечтала, но сейчас верчу в руках так и этак и не знаю, что толком с ним делать.
Мне говорили, что есть целая туча команд для управления этой штукой, но пока я больше озабочена желанием подключить его к клавиатуре и наконец проникнуться сознанием, что это действительно компьютер.
Не могли бы Вы мне дать совет в этом направлении? Тогда в «Пышме» во время занятий, которые я всегда вспоминаю с  теплотой и даже трепетом, мне казалось, что Вы знаете всё. Собственно, поэтому сейчас решилась обратиться именно к Вам.
А в Питере май, как по учебникам: солнце, птицы поют, цветёт ветреница. Все нежнейшие весенние запахи волнуют, как в первый раз в жизни. А я вспоминаю, как ровно год назад в эти самые дни готовилась в дорогу в далёкую-далёкую Тюмень. Возможно, и это сейчас вдохновило меня на письмо к Вам.

В ожидании ответа и с лучшими пожеланиями, Наталья


Здравствуйте, Наталья Владимировна.
Помню, - помню, как год назад я пришёл к вам в комнату знакомиться, а Людмила Александровна сообщила, что Вы благополучно спите! Пришлось до обеда ждать Вашего  пробуждения.
Что касается «Эльбрайля», то Вы правы, наслышан. Это полноценный компьютер, но со своей изюминкой. Обычно на занятиях мы находим на стандартном компьютере системный блок, монитор, клавиатуру, а также колонки с мышкой и брайлевским дисплеем. Все они представлены самостоятельно и присоединяются к системному блоку оригинальными проводами. Тут не только проводов, но и привычной периферии как бы нет. Но это лишь на первый взгляд. Если приглядеться, то Вы найдёте и дисплей в виде брайлевской строки, и клавиатуру - она повыше строки и чем-то напоминает брайлевскую клавиатуру Перкинса. При этом строка и клавиатура располагаются на брайлевском дисплее, который при желании можно достать из корпуса компьютера. А вот то, что останется, уже относится к системному блоку.
Понимаю Вас, на первый взгляд тифлокомпьютер несколько шокирует. Я Вам предлагаю для начала доукомплектовать его. Докупить, ну а, если есть, то тогда вообще хорошо, следующие приборы:
1. Монитор с мини-HDMI портом. Его можно заменить современным телевизором марки смарт-TV;
2. USB-клавиатуру и для меломанов - акустические колонки.
Всё это Вы сможете подсоединить вполне самостоятельно к «Эльбрайлю». Присмотритесь внимательно и на правой стороне компьютера Вы найдёте гнёзда (слоты) для проводов от монитора, клавиатуры, а также и колонок.
Как Вам компьютер после такого преобразования? Остаётся лишь подключить всё это к сети. Найдите из комплекта компьютера сетевой провод и подсоедините его к круглому порту, который находится с той же правой стороны. Кнопку включения «Эльбрайля» Вы найдёте в левой нижней части компьютера, если смотреть на него сверху.
По вибрации Вы поймёте, что нажали эту кнопку и начался бесповоротный процесс загрузки компьютера. Пока это происходит, я спешу поздравить Вас - Вы стали обладателем современного компьютера с операционной системой Windows-10, с брайлевским дисплеем Focus-14 и неплохим программным обеспечением, в которое входит офис-2016 и звуковая программа экранного доступа JAWS18.
Всё, машинка заговорила. Вы услышали и прочитали на брайлевской строке, что перед Вами привычный Рабочий стол. Походите по нему, вспомните, что мы с Вами проходили на занятиях. А по окончанию работы не забудьте выключить компьютер. Сделать это можно разными способами. Самый простой – через кнопку «питание». Нажмите её и подождите выключения «Эльбрайля».
Я немного завидую, Наталья Владимировна, Вашей тёплой погоде. А нас сегодня небесная канцелярия одарила снежком. Но, я надеюсь, что Вы скоро разберётесь с тифлокомпьютером и мы настроим постоянную связь. Не комплексуйте и не переживайте - пишите мне сразу, как появятся вопросы. Таким образом, глядишь, вместе с информационными байтами в Сибирь перетечёт и весна.

Анатолий. Обращайтесь в дальнейшем ко мне, пожалуйста, так.

Письмо 2.

Анатолий, добрый день!
По поводу обращения - с радостью. Но и Вы тоже ко мне обращайтесь, пожалуйста, не настолько официально, а то эту Наталью Владимировну я сама бояться начинаю. Признаюсь, мне ещё в "Пышме" хотелось попросить Вас говорить мне "Ты".  Не решилась. Обстановка не располагала.  Но, знаете, тех нескольких минут отвлечённых от учёбы разговоров с Вами мне и сейчас не хватает. Я и сама на себя искренне удивлялась. Ведь после почти полной потери слуха я очень глубоко и прочно ушла в себя. Выцарапать из меня что-нибудь помимо дел практически никому не удаётся, Вам удалось.
 Теперь попробую вернуться к нашим барашкам, точнее, машинкам.
Анатолий, ура! Вы меня убедили. "Эльбрайль" - компьютер. Я уже несколько дней пользуюсь им с помощью внешней клавиатуры. Очень удобно. Большое Вам спасибо.
Сейчас у меня проблема в том, что на "Эльбрайле" всё такое неродное: на рабочем столе ярлык непривычного для меня браузера «Google Hrom», другой почтовик,  Да и с  операционной системой десятой версии я раньше не имела точек пересечения. Это, наверно, обычная робость перед всем незнакомым, но могу ли я поставить на этом компьютерёнке другой браузер, Ferifox, например, а так же программу для скачивания книг, привычную мне почтовую программу? Допускаются ли на "Эльбрайле" вообще подобные вольности?
Передайте от меня привет сибирской весне. Кстати, в Тюмени я узнала, что есть в природе жёлтые подснежники. И это тоже теперь всегда будет со мной.

С лучшими пожеланиями, Наташа.


Добрый вечер, Наташа.
Хм, просто Наташа. Это сейчас просто. А знаете, как дрожали у меня коленки в первое время общения с Вами? Человек из самого Санкт-Петербурга! Работает в редакции журнала, который читают по всей стране! И чему я могу такую научить? И, самое главное - как, если брать во внимание то, что Вы меня и не видите, и не слышите?
Если бы Вы знали, какой ком скатился с моих плеч, когда я узнал, что Вы владеете системой Брайля, да ещё так хорошо. Помните, как мы с Вами переписывались на брайлевских дисплеях? Со стороны, наверное, нас можно было сравнить с двумя музыкантами за мини-пианино. А, кстати, Вам ещё не надоела внешняя клавиатура? Вы никуда не выезжаете из дома? Таскать с собой постоянно в дороге кроме компьютера ещё и клавиатуру, а то и монитор - накладно. Не хотите ли Вы научиться работать чисто на «Эльбрайле», без всяких наворотов?
А пока отвечаю на Ваши вопросы. Вы как обычно задали правильный вопрос. То есть тем самым уже и ответили на него. Коли это не простой органайзер, в котором всё  установлено раз и навсегда, а компьютер, то Вы не просто пользователь, а полная хозяйка положения! Хотите привычный интернет-браузер или почтовый клиент - пожалуйста. Вы можете их установить. Единственно лишь предложу - а попробуйте перед этим хотя бы денька  два-три поработайте с теми приложениями, что уже предложены. Чем Бог не шутит, - а вдруг понравиться.
что касается операционной системы, всё движется, как заметили ещё древнегреческие философы. Развиваются и операционные системы. Не поверите, но 22 года назад я начинал работать на компьютере с операционной системой DOS. Сейчас, наверное, мало о такой знают. Потом были Windows-95, Windows-98, Windows-XP, Windows-7. Это я ещё основные перечисляю. И, представляете, каждый раз в начале было несколько тяжело и неудобно. Но зато так, где-нибудь через годик я удивлялся - и почему сразу не перешёл на новую систему? Надеюсь, что скоро и Вы скажете что-то подобное, когда поближе освоитесь с новой машинкой. Прогресс не повернуть назад и отступать от него нам не гоже!
Да! Жёлтые подснежники - это диво? А какие они ещё бывают? Я бы с удовольствием переслал их Вам, но... Жалко их - до Питера далеко. Самые красивые цветы не в букетах, а на полянках. Приезжайте к нам ещё и я подарю Вам целую, нет, не площадь - поляну цветов!

Анатолий.


Письмо 3.

Анатолий, добрый день!
Спасибо за все Ваши советы. Я очень ценю Вашу помощь. А что касается управления "Эльбрайлем" без посторонних прибамбасов, Вы просто прочитали мои мысли. У меня довольно часто возникает искушение поотключать всё лишнее и пользоваться тифлокомпьютером в чистом виде. Одно дело положить в сумочку этот самый мини, и другое - его же с дополнительным снаряжением. Но смущает отсутствие в "Эльбрайле" даже таких, казалось бы, необходимых для управления клавиш как Alt, Control, Windows, я уж не говорю о целом ряде исчезнувших функциональных клавиш. Анатолий, приоткройте, пожалуйста, тайну,  - где всё это искать?
А чтобы не остаться в долгу, могу и я открыть свой секрет. "Человек из Санкт-Петербурга, который работает в редакции журнала", тоже отчаянно трепетал перед встречей с самим Солиным. Мне давно хотелось подтянуть свои довольно скудные знания компьютера. При этом понимала, что на любых компьютерных курсах при моей практически тотальной слепоглухоте, да ещё и с учётом невозможности обходиться без инвалидной коляски, моё присутствие, скажем так, не будут оспаривать. Тем не менее я  всё-таки пыталась добиться приглашения на обучение хоть куда-нибудь. Ну а потом, когда узнала, что слепоглухих в Тюменской области обучает тот самый Анатолий Солин, по чьей книге многие мои знакомые вошли в мир компьютеров буквально за ручку, я загорелась желанием попасть именно к Вам. И какой был восторг, когда мне написали, что это реально.
Помнится, ещё в самолёте перебирала мысленно свои скромные знания и раз за разом приходила к выводу, что хвастаться мне нечем. И, кстати, тоже с трудом представляла, как мы будем общаться. Была уверена, что придётся прибегнуть к помощи переводчика. Представляла море трудностей с этим связанных.
Да, в самолёте, Анатолий, я ночью летела.  И даже моего слабого светоощущения хватило, чтобы оценить это чудо. Полёт, ночная темнота за стеклом иллюминатора и вдруг - солнечный луч в глаза. Как будто отдёрнули штору  и стало светло.
Потом не раз думала, что в этом есть что-то символическое.

С приветом из Питера, где тоже растут подснежники. но только белые, Наташа.


Здравствуй, уже близкая Наташа из такого далёкого Питера.
Когда-то и я долго, но безуспешно лечился в Санкт-Петербурге. И возвращался домой на этом утреннем самолёте. Да - это сказка лететь  навстречу восходящему Солнцу! Но, чувствую - Вы сегодня не готовы долго говорить о компьютере. Или мне это лишь показалось? Во всяком  случае не буду долго мучать Вас техническими нотациями. Тем более вопрос, что Вы задали довольно-таки объёмный. Если не возражаете, то разделим его на несколько частей.
Мы пока не будем спешить отключать клавиатуру от компьютера, чтобы переход не был слишком шокирующим. И продолжим управлять компьютером с помощью стандартной клавиатуры, но при этом более внимательно приглядимся к главному сокровищу этого прибора - к брайлевскому дисплею.
На боковой стороне, что обращена к Вам, располагается несколько клавиш управления брайлевским дисплеем. Посмотрим на них пальчиками обеих рук, при этом руки будут двигаться навстречу друг другу. По краям те клавиши, которые с углублениями посередине, называются кнопками Выбора. Они будут несколько аналогичны клавишам Control на клавиатуре, которая часто работает как рычаг, - усиливает действие других служебных клавиш.
 Чуть сдвинулись к центру и находим левые и правые Качельки. Да, приглядитесь, они действительно походят на качельки, с изящным изгибом вверх-вниз. Их можно сравнить со стрелками соответственно вверх и вниз.
И ещё чуть к центру - кнопки со стрелками. Это кнопки Панорамирования. Это уже как бы стрелки влево и вправо. Почему я говорю «как-бы»? Потому что с помощью них мы передвигаемся не по символам в ту или другую сторону, а на длину всей брайлевской строки. Так, если у Вас Focus-14, то он имеет соответственно 14 ячеек в брайлевской строке и на это количество ячеек Вы и будите передвигаться при нажатии клавиш Панорамирования.
А встречаются пальцы на клавишах, которые называются Шифтами, левом и правом. Их уже ничто не разделяет. При этом левый Шифт и вправду работает, как знакомая нам уже по стандартной клавиатуре клавиша Shift, которая, в частности, используется для выделения фрагмента. А вот правый Шифт имеет такое название чисто за компанию, поскольку по своим функциям он более схож с клавишей-ключом программы Jaws. (Чаще всего для этой цели используется клавиша Insert).
Здесь мне необходимо остановиться. Помните, Наташа, мы в "Пышме" работали с Вами с брайлевскими дисплеями Focus-40. Ничего странного не замечаете? Точно - здесь клавиши Выбора и Панорамирования поменялись местами.
Сейчас поднимите свой взор на лицевую верхнюю сторону брайлевского дисплея. Над дружными клавишами Шифт Вы увидите клавишу пробел. Над ней расположена главная часть дисплея - непосредственно брайлевская строка. на которой мы читаем текст, 14 ячеек. Именно на ней будет в дальнейшем сосредоточен наш фокус зрения.
Сейчас у Вашего Фокуса 14 ячеек. И над каждой ячейкой -  небольшая кнопочка навигации. В дальнейшем, работая с текстом, Вы убедитесь насколько важны и удобны эти кнопочки, - нажимая на любую из них, Вы будете ставить курсор как раз в ту ячейку, над которой эта кнопочка расположена.
К этому блоку брайлевской строки ещё относятся две качельки по краям строки и по две кнопочки над ними. С помощью последних кнопок Вы сможете изменять режим навигации качелек брайлевской строки.
Чувствую - уже не терпится понажимать их. И мне знаком этот зуд в пальцах при знакомстве с новым оборудованием. Понажимайте и, в зависимости от приложения, в котором Вы сейчас находитесь, Вы обнаружите разные режимы навигации. Например, если у Вас открыто моё письмо в редакторе, то режимы навигации могут быть следующими: по предложениям, по абзацам, по строкам и панорамирование дисплея. Первые три режима довольно-таки понятны - когда Вы их включите, то с помощью качельки, что расположена тут же, под кнопкой, будете переходить по предложениям, абзацам и строкам. Наибольший интерес представляет режим панорамирования дисплея. Благодаря этому режиму Вы и не заметите, что на этом дисплее всего 14 ячеек. Весь текст дисплей выстроит в виртуальный столбик длиной всего в 14 символов и Вам не придётся уже передвигаться вправо и влево с помощью кнопки Панорамирования, с которой мы познакомились ранее, достаточно лишь будет нажимать качельку брайлевской строки вниз. Попробуйте и Вы быстро согласитесь со мной, что это очень удобно. Кстати, как качелек, так и режимов переключения их режимов навигации  - две и каждую качельку Вы можете настроить автономно. Это значит, что при желании с помощью левой, например, качельки Вы сможете читать текст по абзацам, а с помощью правой качельки передвигаться в режиме панорамирования.
И, наконец-то, выше блока брайлевской строки находится самое интересное. Вы видите 8 ромбиков-клавиш - это широко используемая клавиатура Перкинса. Именно она, благодаря различным сочетаниям клавиш, заменит нам обычную клавиатуру.
Поставьте на клавиши слева указательный, средний, безымянный  пальцы и мизинец левой руки. На правой стороне сделаем тоже самое, но соответственно правой рукой.
Большие пальцы при этом удобно лягут на пробел. Эти клавиши играют роль брайлевских точек. Поэтому и мы будем их называть просто точками. Итак, Ваш указательный пальчик левой руки стоит на точке 1, средний на точке 2, безымянный на точке 3, мизинец… а нет, не на точке 4, У компьютера своя восьмиточечная система, о которой подробнее мы поговорим уже, наверное, в следующем письме, а пока просто запомните, что Ваш левый мизинчик лежит на точке 7. А пальцы правой руки получили точку 4 под указательный пальчик, точку 5 под средний, точку 6 под безымянный и точку 8 под мизинчик. Кстати, на точку 8 обратите внимание, потому что это ещё и клавиша Enter.
Вот и всё - элементарно просто. Уверен, что Вы очень быстро освоитесь во всех этих кнопках и клавишах. При Вашей-то сообразительности! Буду ждать  с нетерпением следующего письма, чтобы убедиться, что моя догадка насчёт Вашей сообразительности сбылась, и Вы не готовы отступать от намеченной цели ни на дюйм. Походите по рабочему столу, по проводнику и по тексту с помощью кнопок управления брайлевского дисплея и Вы подтвердите слова Пушкина:
"О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг..."

Анатолий.


Письмо 4.

Анатолий,  мой Вам привет,
Трудно передать словами, как я была рада Вашему письму. Мне дороги Ваши советы, которые очень помогают в освоении машинки, ну а тёплые интонации писем просто делают дни приветливей и ярче.
А ещё приятно было узнать, что Вы, оказывается, были в Санкт-Петербурге. Надеюсь, что будете ещё.
Сама я живу в основном в пригороде, в центр Питера выезжаю не часто. А вообще-то  я - дитя Петергофа, маленького, но очень значимого для меня места на земле.
Разумеется, Фокус-14, в соответствии с вашими рекомендациями изучила вдоль и поперёк. Да, это безусловно день и ночь, когда знаешь не только как каждая клавиша и кнопка называется, но и хотя бы теоретически представляешь, для чего она предназначена. Это, наверно, как при знакомстве с человеком. Сперва не знаешь, о чём и как с ним говорить, боишься задеть, сломать, что--то испортить в отношениях. По мере узнавания становишься смелей, особенно если проникаешься пониманием, что без него и жизнь уже кажется ущербной.
 Да, так вот. Я тоже обратила внимание на некоторое различие между большим и маленьким Фокусом. В то же время подозреваю, что если хорошо знаешь команды управления на Фокусе-40, то они потом всегда пригодятся в работе с Фокусом-14. Ну а в моём случае с "Эльбрайлем". Я права?
Жду Вас, Анатолий.

С добрыми пожеланиями, Наташа.


Добрый вечер, Наташа.
Вот уже и вечер этого знатного для нас дня. Не догадываешься о чём я? Конечно - о нашей встрече, которая произошла ровно год назад. Правда эта встреча выглядела стандартно - строгий учитель и робкая ученица. Я очень надеюсь, что от этих ролей мы уже давно отказались.
Мне довелось увидеть Петергоф ещё глазами. Тогда, в далёком 87 году мы на летних каникулах поехали в тот Ленинград всем классом. Потом, через несколько лет была болезнь и глубокая амнезия, я забыл многое, но Петергоф помню как сейчас. Для меня - школьника из глухой сибирской деревушки такой ансамбль фонтанов стал шокирующим видением. Это была совсем другая планета...
Но, я всё-таки вернусь, Наташа, к главному предмету нашего разговора – к »Эльбрайлю». Ты права- любой опыт не проходит в пустую. И если ты знаешь как управлять большим 40-ячеечным Фокусом, то здесь практически всё будет аналогично. Кстати, вынужден тебя огорчить - Focus-40 - это ещё не большой брайлевский дисплей, в своей практике мне приходилось работать и на Focus-80! и даже на нём все команды управления те же самые. Предлагаю вместе понажимать их. Помнишь, если необходимо нажать несколько клавиш сразу, то порядок нажатия не имеет значения – главное, нажать их и почувствовать это. А затем вместе отпустить.
Сегодня снова поговорим о клавишах управления брайлевской строкой, которые расположены на переднем торце дисплея и посмотрим как они будут себя вести в различных парах. Я предлагаю тебе открыть в редакторе небольшой и знакомый текст , после чего попробовать в действии следующие клавиши и их комбинации:
- Качелька вверх - переход на предыдущую строку;
- Качелька вниз - переход на следующую строку;
- Панорамирование + качелька вверх - переход в начало строки;
- Панорамирование + Качелька вниз - переход в конец строки;
- Выбор + Качелька вверх - соответствует команде "Страница вверх";
- Выбор + Качелька вниз - соответствует команде "страница вниз";
- Выбор + Панорамирование слева -  переход в начало файла;
- Выбор + Панорамирование справа - переход в конец файла;
- Правый Шифт + левая Качелька вверх - переход на предыдущий абзац;
- Правый Шифт + левая Качелька вниз - переход на следующий абзац.
(Аналогично себя ведёт пара, состоящая из левого Шифта и правой Качельки вверх или вниз).
Есть ещё пара клавиш, которая показывает информацию на брайлевской строке лишь несколько секунд. Тем не менее эта информация важна и уверен, что тебе она пригодится:
 - Качелька вверх левая + Качелька вверх правая - читает и показывает верхнюю строку активного окна;
 - Качелька вниз левая + Качелька вниз правая - читает и показывает нижнюю строчку активного окна;
Проверь, пожалуйста, всё ли так работает на «Эльбрайле»? Сразу хочу предупредить - перемещение по экрану с помощью данных клавиш в чём-то близко работе с мышкой. Передвигаясь качельками вверх  и вниз, ты можешь незаметно для себя выйти из активной области, где, к примеру, располагается текст и подняться в область шапки приложения или, наоборот,  опуститься в его подвал (строка, указывающая номер страницы и количество написанных слов). Возможно, это не совсем удобно, поэтому на брайлевском дисплее предусмотрены ещё одни качельки, которые расположены по краям брайлевской строки. Не забывай, Пожалуйста, и про них. Попробуй поработать с ними не только с текстом, но и, например, с Рабочим столом. Сначала включи режим списка с помощью кнопки выбора смены режимов, и походи по ярлыкам Рабочего стола. А затем, выключи режим списка и посмотри, как ты после этого пойдёшь уже по ящикам рабочего стола: Кнопка "Пуск", Панель задач, Системная панель, кнопка "Ввернуть все окна». Самое интересное здесь Главное меню, которое скрывается под кнопкой "Пуск".  Открыть эту кнопку, как и любую другую программу из открывшегося списка, ты сможешь используя всю ту же кнопочку выбора режимов, что расположена над качелькой. Попробуй. Уверен, что тебе такой вариант работы с главным меню придётся по душе.
А вообще мне нравится, когда предусмотрена вот такая многовариативность в управлении компьютера с дисплея. Когда каждый может выбрать удобный для себя вариант. И я не оговорился. Если захочешь, то в дальнейшем покажу тебе ещё один способ, которым чаще всего пользуюсь сам.
  Вот, пожалуй, и всё. Уже совсем поздно. Поэтому - спокойной ночи, Наташенька. Хочу, чтобы утро вечера было для тебя мудренее!

Анатолий.


Письмо 5.

Анатолий, добрый день!
Как приятно было получить  от Вас весточку и как радостно снова Вам писать.
"строгий учитель и робкая ученица". Анатолий, честное слово, в школе я училась совсем даже неплохо. Получать новые знания мне всегда нравилось, особенно если это касалось любимых предметов. Но, кажется, я никогда в школе не выполняла домашние задания с такой тщательностью как в прошлом году в "Пышме". Это было и просто интересно, ну и, конечно, желание заслужить одобрение моего дорогого преподавателя присутствовало всегда. Тепло от этих воспоминаний. Сейчас пишу и улыбаюсь. А, главное, согревает мысль, что пролетевший год отнюдь не свёл наше с Вами общение просто к воспоминаниям.
А сейчас немножко расскажу о поведении нашей машинки. Каждую описанную Вами команду я на ней добросовестно испытала. Оказывается, да, всё именно так и срабатывает. Никогда бы не подумала, что качелька в сочетании с другими кнопками может творить такие чудеса. Но самое большое впечатление на меня произвело знаете что? Переключение режимов. Конечно, я была готова к изменению в работе качелек в соответствии с выбором (Вы подробно об этом написали), а всё-таки удивительно, как неодинаково мы перемещаемся по рабочему столу при включении и выключении режима списка. А в текстовом документе при чтении, конечно, самый удобный режим Панорамирование дисплея. Всего-то и требуется для передвижения по тексту нажимать качельку вверх или вниз.
Огромное спасибо, Анатолий. Каждый раз столько нового узнаю.  А ещё - Вы меня заинтриговали, упомянув тот вариант управления компьютером с дисплея, который используете сами. Обычно я смотрю на любую технику только с точки зрения:  лишь бы работало. Но с вами мне очень хочется проникнуть в мир "Эльбрайля" как можно дальше. Поэтому я буду признательна и рада любым новостям.
Впрочем, тут не только любопытство. Помните, я Вам рассказывала, что почти все мои интересы и увлечения вращаются вокруг того, что раньше назвали бы бумагомаранием: редактирование, написание заметок. И вот чем больше от Вас узнаю, тем больше убеждаюсь, как важно уметь максимально использовать возможности компьютера при работе с теми же документами.
Удачи Вам, Анатолий. А я как всегда с волнением и нетерпением жду Вашего письма.

Наташа.


Здравствуй, Наташа.
Вовсе я не строгий. И не знаю, учитель ли? Учителя они учат и воспитывают детей, а я практически с детьми и не занимаюсь. Как правило, все так называемые учащиеся зачастую старше меня и мы не столько учимся, сколько делимся друг с другом своим опытом. Я показываю! как можно увеличить круг общения слепоглухих благодаря компьютеру, а вы учите меня философскому отношению к жизни. Но, с другой стороны, когда получаю такие письма, понимаю - быть учителем тоже не плохо!
Я рад, Наташа, что брайлевский дисплей раскрывает тебе свои сокровенные тайны. Попросим его не скупиться и показать сегодня ещё немного чудес. Вчера мы походили по знакомому тексту, проверили, как легко можно найти любую его область. А сегодня я, как обещал ранее, хотел бы пару слов сказать о восьмиточечном брайле. Мы уже определились, что твой левый мизинчик лежит на седьмой точке, а правый - на восьмой. Вопрос лишь в том - а зачем оэти точки нужны?
Если по отдельности, то седьмая точка работает как клавиша BackSpace, то есть стирает символы справа налево. А точка восемь - это наше всё - клавиша Enter. А вместе они выполняют роль курсора, то есть показывают где у тебя в данный момент остановилась виртуальная ручка. При письме же роль этих точек не менее велика. Любая буква, нажатая вместе с седьмой точкой, делает её заглавной. А восьмая точка, нажатая вместе с другой комбинацией точек, составляющих букву, включит английскую раскладку клавиатуры. Так комбинация точек 1 + 7, создадут заглавную букву А. Комбинация точек 1 +8 создаст английскую букву a. А комбинация точек 1 + 7 + 8 нарисуют на листе заглавную английскую A.
Несколько изменилось в восьмиточечном режиме и начертание цифр. То есть цифры то не изменились, просто при их написании мы уже пользуемся не двумя верхними этажами, как это было в шеститочечном режиме, а используем для этого второй и третий этажи. То есть цифру 1 мы будем писать с помощью второй точки (средний палец левой руки). А цифру 2 второй и третьей точкой (средний и безымянный палец левой руки). Попробуй, Наташа, уверен, что по аналогии ты быстро найдёшь все другие цифры.
Логично выплывает вопрос - а где же тогда знаки препинания? Тут уже программисты-компьютерщики проявили на славу свою фантазию. Ниже я напишу, где следует их искать:
- 3 - точка;
- 6 - запятая;
-  5 - восклицательный знак;
- 1 + 4 + 5 + 6 - вопросительный знак;
- 4 + 6 - двоеточие;
- 4 - кавычки;
- 3 + 6 - это тире;
- 4 + 5 + 6 - знак подчёркивания;
- 2 + 3 + 7 - точка с запятой;
- 3 + 5 + 7 - звёздочка;
- 3 + 4 + 5 + 6 - цифровой знак или номер;
- 1 + 4 + 6 - процент;
- 1 +2 + 6 - левая скобка;
- 3 + 4 + 5 - правая скобка;
- 2 + 3 + 5 + 7 - плюс;
- 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 - знак равно;
- 4 + 6 + 7 - знак доллара;
- 4 + 5 + 7 - знак евро;
- 3 + 4 + 5 + 7 - знак собачки;
- 4 + 7 - знак апостроф.
Если ты скажешь, что это мудрёно, то я полностью соглашусь с тобой. Но что поделаешь - надо как-то было вводить в обиход латиницу - в компьютере без этого никак. а ставить перед каждым словом знак латинского алфавита тоже не рентабельно- мы то поймём, а вот компьютер, боюсь, что нет. Хотя для тех клиентов, кто брайлевский дисплей видит только на курсах или на конкурсах, я упростил задачу, переписав таблицу брайлевских символов в строгом соответствии со всеми привычным литературным стилем. Хотя и к компьютерному брайлю, думаю, можно быстро привыкнуть.
 Потренируйся, а, если понравится, то жду от тебя следующее письмо, полностью написанное с помощью брайлевского дисплея.

011110 101010 111000 110101


Письмо 6.

Толя, мой Вам самый сердечный привет!
Как всегда, большое спасибо! Столько интересного и даже неожиданного для себя узнала. И да, точно, пишу Вам сейчас на клавиатуре дисплея. Хотя, если говорить откровенно, поначалу просто испугалась. Особенно такого непривычного поворота событий с цифрами и знаками препинания. Всерьёз опасаюсь, что вместо точек сейчас наставлю Вам четвёрок, вместо запятых и вовсе единиц.  Но я всё-таки рискну пустится в эту авантюру - любопытно, получится ли написать с дисплея.
Кстати, мой старенький дисплей "Фокус-40" ещё даже без функции Bluetooth- подключения. Сейчас такие, наверно, и не выпускают уже. Он достался мне благодаря чуткости сотрудников компании "Элита Групп", которые подарили это чудо техники, прочитав мою заметку в журнале. Это самое чудо много раз уже уезжало в Москву ремонтироваться, но, вернувшись из столицы, продолжает служить исправно.
 Толя, мне очень близки твои слова об обмене опытом с учениками. По роду своей деятельности в рассылке экспертного совета ассоциации слепоглухих мне доводится общаться с самыми разными людьми. Среди них есть же, кто не слышит и не видит совсем. У кого-то остаток слуха или зрения. Кто-то без проблем со здоровьем, просто работает в сфере помощи инвалидам. Мне пишут, я пишу. И вот тоже учусь, учусь без конца. Это только на первый взгляд кажется, что мы порой как представители разных миров. Я всё больше и больше понимаю: для того, чтобы почувствовать человека в его уникальности, увидеть и услышать душой, надо совсем немного -  просто захотеть этого.
Итак, выходит, я зря трусила. Такой способ набора текста с клавиатуры дисплея не просто приемлем, но и удобен: всё необходимое под рукой. Точнее, под пальцами на одном уровне: и буквы, и цифры, и знаки препинания, и даже Enter.  Ура! Значит, с "Эльбрайлем" я обязательно подружусь. Хотя... Сколько ещё идти к этой дружбе! В "Пышме" ты научил меня многим полезным навыкам обработки текста на ноутбуке. Доступно ли это при управлении с дисплея?
Всего самого тебе доброго, Толя, в эти чудесные майские деньки.
Ого, а я, кажется,  забывшись, перешла на "Ты". Это ничего?

Наташа.


Ничего, Наташа, ничего!
Здравствуй.
Я рад, что мы всё же перешагнули этот Рубикон Выканья. Да, май месяц в Сибири удался на славу. Если в первые день-два месяца пролетал снежок, то где-то с пятого числа уже зашкаливает за 25 градусов. И это тепло не уходит. Я уже начинаю подозревать, Наташа, кто в этом виноват!
Я что-то забыл спросить – а не англоманка ли ты? Если, вдруг – чем чёрт не шутит, ты по-английски пишешь и читаешь чаще, чем по-русски, то нажимать постоянно восьмую точку будет проблематично. В таком случае на «Эльбрайле» по умолчанию включены две брайлевские таблицы – русский, который активен у тебя сейчас, и английский. Чтобы переключать их, нажми следующую комбинацию клавиш:
- 2 + 3 + 4 + 5 + 7 + Пробел.
Сделав это раз – можно будет печатать по-английски уже не удерживая восьмой точки. А нажав эту же комбинацию клавиш ещё раз – снова вернёшься на русскую раскладку.Смотри не потеряйся в этих таблицах!
Да, ты спрашивала о возможности не только набирать, но и редактировать и форматировать набранный текст. Конечно же всё возможно. И это всё становится доступным благодаря тем же клавишам ввода в тандеме с пробелом. Каталась когда-нибудь на велотандеме? Нет, тогда я предлагаю срочно исправить эту досадную оплошность вместе со мной! Только «Эльбрайль» не забудь прихватить с собой! Ты будешь лидером - нажимать на восемь кнопок брайлевского ввода, а я отвечаю за синхронность и скорость, - буду что есть силы жать на пробел! Открой, пожалуйста, какой-нбудь текст и... Поехали:
- 1 + Пробел - это мы рванули вверх; 
- 4 + Пробел - вниз;
- 6 + Пробел - вправо;
- 3 + Пробел - влево;
- 4 + 6 + Пробел - в конец строки;
- 1 + 3 + Пробел - в начало строки;
- 5 + Пробел - на следующее слово;
- 2 + Пробел - на предыдущее слово;
- 5 + 6 + 7 + Пробел - на страницу вниз;
- 2 + 3 + 7 + Пробел - на страницу вверх;
- 1 + 2 + 3 + Пробел - в начало всего текста;
- 4 + 5 + 6 + Пробел - в конец всего текста.
Как, Наташа, скорость? Голова ещё не закружилась? Это только начало! Нас ждут ещё горные вершины и головокружительные спуски! Так что для начала необходимо, пока мы на ровном месте знакомого текста, отработать основные команды. Повторяя эти команды, давай проверим как ты слышишь текст. Надень слуховые аппараты и напиши следующее предложение:
Я буду долго гнать велосипед.
Передвинь курсор, любыми известными тебе способами под букву Д слова долго и послушай, что будет произносить компьютер при нажатии следующих комбинаций клавиш:
- 3 + 6 + Пробел - слышишь букву Д!
- 2 + 5 + Пробел - сейчас звучит слово «долго».
- 1 + 4 + Пробел - ты должна услышать строчку целиком.
Надеюсь, что эксперимент удался, поэтому скажу, что при нажатии комбинации клавиш:
- 1 + 2 + 4 + 5 + 6 + Пробел - можно прослушать весь  текст до конца от позиции курсора.
Кстати, Наташа, ты можешь не заглядывать в мою писанину при знакомстве с новыми командами брайлевского дисплея. Он сам тебе всё расскажет, если ты включишь справку по клавиатуре с помощью следующей комбинации клавиш:
- 1 + 4 + 5 + 6 + Пробел.
Если комментарии к функции не помещается на брайлевской строке, то не забывай использовать для этого клавиши Панорамирования на дисплее. Выключается справка повторным нажатием тех же клавиш.
И ещё один вопрос, милый друг. Ты согласна, что наш мир не плоский и имеет объёмное измерение. То есть кроме передвижения вверх, вниз, вправо или влево, мы можем перемещаться вперёд и назад? Если да, то скажи мне, как ты это делаешь на компьютере? Конечно же с помощью клавиши табулятора.  Посмотрим, как это сделать с помощью брайлевского дисплея. В режиме справки пока понажимай вот такие комбинации клавиш:
- 4 + 5 + Пробел - табулятор;
- 1 + 2 + Пробел - Shift+Tab, то есть команда назад;
- 5 + 6 + Пробел - Control+Tab (переход на следующую вкладку);
- 2 + 3 + Пробел - Shift+Control+Tab (переход по вкладкам назад).
Как ты думаешь, что это? Да, да, да - это основные команды передвижения по диалоговым окнам, таким, как Шрифт или Абзац. В дальнейшем мы обязательно научимся с тобой находить и открывать эти диалоговые окна, а пока запомни основные команды работы с ними.
На сегодня, я думаю,  достаточно, чтобы у Наташи случайно не случилось головокружение от успехов. И помни, мы только-только приоткрыли занавес возможностей брайлевского дисплея.  И я уверен, что чем дальше ты будешь познавать его, тем глубже начнёшь проникаться к нему уважением. И даже боюсь - не станет ли он мне в дальнейшем конкурентом в общении с прекрасной девушкой из северной столицы.

Толя.


Письмо 7

Толя, добрый день!
На виртуальном велотандеме с помощью дисплея мы с тобой шикарно погоняли. Голова? Да пусть кружится. Мне нравятся крутые виражи.
Все команды я, разумеется, сразу проверила на прочность. Я в данном случае, как Валентина Толкунова, "не могу иначе". Вроде бы ничего удивительного. Ещё с "Пышмы" усвоила: если ты говоришь, значит, так оно и есть. Помнишь, как несколько раз пыталась убедить тебя, что на этом ноутбуке не срабатывают команды, но уже через минуту им уже ничто не мешало срабатывать как миленьким под твоим руководством. И Всё-таки, что хочешь со мной делай, не могу не испытывать восторга первооткрывателя, когда, например, слышу послушно произнесённое компьютером слово, на котором были нажаты 2-я и 5-я точки в сочетании с пробелом.
А ещё у меня прекрасно пошло общение со справкой по клавиатуре. Самое ценное, что после её вызова не боишься неудачно пошутить с сочетанием клавиш на дисплее,
И всё же, Толя, без тебя мне никак не справиться. Пожалейте меня, дорогой учитель. Примерно через месяц мне предстоит писать важный годовой отчёт. Он отнимает много времени и внимания. Поскольку "Эльбрайль" единственная в доме техника, которая находится в личном моём распоряжении, отчёт хотела написать именно на нём. Но при такой работе мне часто приходится выделять, вырезать, переносить, копировать кусочки текста. Толя, ты раз за разом показываешь мне, что на дисплее возможно всё, а я никак не успокоюсь, продолжаю сомневаться. Неужели и на этот раз ты не скажешь мне, что я слишком многого хочу от машинки?
Желаю тебе, чтобы тёплый май продолжался для тебя и в погоде, и на душе.. У нас в Питере, видимо, начались черёмуховые холода. Те самые, которые всегда сопровождают цветение черёмухи. Но на этот раз они меня не пугают. Во-первых, я обожаю черёмуху, а во-вторых и главное -  меня согревает ожидание твоих писем.

Наташа.


Привет, Наташенька.
В северной столице и в Сибири одновременно зацвела черёмуха. Тут проходил мимо - аромат! Просто убийственный! Вот он и прикончил непощадную жару. Сейчас погода успокоилась в районе 6 - 8 градусов. То есть самое время на велотандем! Что там у нас сегодня? Работа с фрагментами, говоришь? Нет проблем! Где наш с тобой тандем не проходил! Но прежде хочу подбросить тебе одну замечательную, на мой взгляд, парочку команд:
- Левый Шифт + правый Шифт + 1 - переход на предыдущее предложение;
- левый Шифт + правый Шифт + 4 - переход на следующее предложение;
- Левый Шифт + правый Шифт + 1 + 4 - озвучивание текущего предложения.
Кстати, сразу хочу предупредить, чтобы команды адекватно работали, лучше их использовать в редакторе Microsoft Word или Wordpad.
Ну, и , пока силы ещё есть, давай искать тот Шифт, который бы помог нам поработать с фрагментами текста.
Надеюсь, ты ещё помнишь, что в последний раз мы передвигались по символам, словам, строчкам, а также летали в конец и начало как строки, так и всего текста при помощи шести точек и пробела. А давай прибавим к ним сегодня седьмую точку и посмотрим, что произойдёт! Чтобы обнаружить последствия этого деяния, обрати внимание на след, который будет оставлять курсор в виде седьмой и восьмой точки под словами. А происходит следующее:
- 6 + 7 + пробел - выделяет текст по символам вправо;
- 3 + 7 + Пробел - выделяет текст по символам влево;
- 5 + 7 + Пробел - выделяет следующее слово;
- 2 + 7 + Пробел - выделяет предыдущее слово;
4 + 7 + Пробел - выделяет текст по строчкам вниз;
- 1 +7 + Пробел - выделяет текст по строчкам вверх;
- 4 + 6 + 7 + Пробел - выделяет текст до конца строки;
- 1 + 3 + 7 + Пробел - выделяет текст до начала строки;
- 4 + 5 + 6 + 7 + Пробел выделяет от курсора до конца текста;
- 1 + 2 + 3 + Пробел - выделяет от курсора до начала текста.
Кажется, я ничего не забыл? Всё логично и просто? Что? Вы говорите "Нет!". А, понимаю, понимаю - много сразу приходится клавиш нажимать. Что поделать - придётся показать тебе сразу же ещё один альтернативный способ выделения текста, а там уж выбирай сама, какой понравится больше. Помнишь, на брайлевском дисплее есть клавиши Шифт, которые так и просят применить их по назначению. Уважим эту просьбу, но сейчас поработаем лишь с одним - левым Шифтом. Вот, что у нас получается:
- 6 + левый Шифт – выделение по символам вправо;
- 3 + левый Шифт – выделение по символам влево
- 4 + левый Шифт – выделение по строчкам вниз;
- 1 + левый Шифт – выделение по строчкам вверх;
- 5 + левый Шифт – выделение до конца строки;
- 2 + левый Шифт – выделение до начала строки;
- 4 + 5 + 6 + левый Шифт – выделение до конца текста;
- 1 + 2 + 3 + левый Шифт – выделение до начала текста;
- 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + левый Шифт – выделить всё;
Порули, Наташа! Выделение на брайлевском дисплее чем-то схоже с катанием на коньках. Сначала мы делаем робкие шажки и след от коньков короткий и неуверенный остаётся лишь под отдельными буквами. А потом эти  линии ровно ложатся под целыми словами и строками. Но стоит нам без Шифта сделать хоть шажок вперёд или назад, как линии тут же улетучиваются.
Но нам эти выделенные фрагменты нужны были не просто так. Давай совершим над ними первые стандартные действия: 
- 1 + 4 + левый Шифт – копировать;
- 1 + 3 + 4 + 6 + левый Шифт – вырезать;
- 1 + 2 + 3 + 6 + левый Шифт – вставить.
 Как видим - буфер обмена не забыт брайлевским дисплеем! И совершаются эти команды, приглядись - стандартными буквами английского алфавита C, X, V. А левый Шифт при этом на время косит под клавишу Control.
Счастливо, Наташа, сходить тебе в ледовый дворец и покататься на коньках! Не бойся! Помни, я всегда рядом и поддержу, если что. Повыделяй фрагменты и поперемещай их на белом листе. А я  буду ждать от тебя нового письма полного позитивного задора и новых вопросов.

Твой тренер, наставник и друг.


Письмо 8.

Здравствуй, Толя, здравствуй, дорогой друг!
Что ж, да, на катке я с твоей помощью побывала. Выделяла как символы,  слова, строчки, так и большие фрагменты текста. Не скрою, один раз я всё-таки поскользнулась. Рассказать? Учусь я на текстах стихотворений. И вот напечатав стихи своей землячки, современной поэтессы Валентины Валентиновны Ефимовской, отправилась гулять по строчкам. Поставила курсор в начале четверостишия:
"хочу быть будничной струною
в гитаре праздничной твоей;
Хотела б стать тебе сестрою,
но быть хочу всего сильней..."
Здесь я решилась. С помощью левого Шифта и точек 4, 5, 6 попробовала выделить текст  от курсора до конца . И  - получилось, Толя. Только вот потом я ну совсем легонечко задела пробел. Дальше ты знаешь, да? Выделенный текст превратился в чистый лист. И теперь непосвящённый ни за что не догадается, кем хотела стать автор для любимого сильней даже чем струной и сестрой. Одним словом, в дальнейшем я была предельно осторожна. Смелости придавало только твоё незримое присутствие и уверенность - когда будет нужно, ты всегда протянешь руку..
А способ выделения с помощью левого Шифта мне показался более изящным, чем с пробелом и седьмой точкой.
Толя, спасибо! У меня всё получилось и с буфером обмена. Кстати, после экспериментов с левым Шифтом, моё любопытство скосило глаза в правую сторону. Обратившись к справке по клавиатуре, удалось выяснить, что правый Шифт с точкой 2 включает меню приложения, а правый Шифт с точкой 4 вызывает меню "пуск". Ура! Но всё-таки меня очень интересуют сложные команды. Там где требуются клавиши управления и функциональные клавиши. Нет их на нашем "Эльбрайле". хоть снова клавиатуру подключай. А что скажешь ты?
Всего тебе самого доброго, Толя. Жду твоего ответа. Жду... Просто жду тебя. 

Наташа.


Я здесь, дорогая.
Здравствуй, Наташенька.
Я даже и не знал о такой поэтической землячке. А четверостишье будоражит воображение, особенно многоточие в конце.
Это замечательно, что ты уже сама ищешь и находишь с помощью клавиатурной справки новые команды. Значит эти письма не прошли впустую, ты научилась самому главному - постигать новое самостоятельно. Не бояться постигать новое, не ждать помощи со стороны. Когда-то я пять лет учился в вузе, чтобы это понять - университет учит учиться.
А что касается того места, где ты поскользнулась, то обратимся вновь к помощи левого Шифта. Вот на что он ещё способен::
- Левый Шифт + 1 3 5 6 – отмена последнего действия.
То есть, о чём это говорит? О том, что всё можно вернуть и не расстраиваться.
Кстати, у левого Шифта есть ещё одна замечательная команда:
- Левый Шифт + 4 5 – Alt+Tab;
С помощью этой команды мы можем преспокойно переходить между запущенными приложениями.
Но этого же успеха мы с тобой можем добиться, если откроем список запущенных приложений, а затем, переходя по нему активизировать то одно, то другое.Для этого нам понадобится уже правый Шифт:
- Правый Шифт + 5 – открывает список запущенных приложений.
А, коль уж нажали правый Шифт, то посмотрим, на что он способен в других комбинациях:
- Правый Шифт + 1 – Escape;
- Правый Шифт + 2 – Alt;
- Правый Шифт + 3 – правый клик мышки;
- Правый Шифт + 7 – левый клик мышки;
- Правый Шифт + Пробел + 7 – включает/выключает клавишу Caps locs;
- Правый Шифт + 4 – Windows;
- Правый Шифт + 6 – активизирует Jaws-курсор;
- Правый Шифт + 8 – активизирует PC-курсор;
- Правый Шифт + 3 6 – совместить Jaws-курсор с PC-курсором;
- - Правый Шифт + 1 3 – открывает список системной панели;
- Правый Шифт + 1 2 3 – время;
- Правый Шифт + Пробел + 4 – тоже время;
- Правый Шифт + 2 4 5 6 – открывает список горячих клавиш для текущего приложения;
- Правый Шифт + 1 2 4 – характеристика текста;
- Правый Шифт + 2 3 4 – список синтезаторов;
- Правый Шифт + 1 3 4 – включает/выключает речь;
- Правый Шифт + 2 4 5 – меню Jaws;
- Правый Шифт + 2 5 6 – выключение Jaws.
Обрати, Наташенька, внимание, что в большинстве случаев правый Шифт работает как знакомая нам клавиша Insert, которая является ключом приложения Jaws.
А главное, благодаря правому Шифту, нам действительно становятся доступны как главное меню, с помощью которого мы можем открыть любое приложение, так и меню самого приложения. Если же мы добавим в комббинацию клавишу Пробел, то найдём и контекстное меню:
- Правый Шифт + Пробел + 2.
А это открывает практически уже безграничные возможности.
Милый человек, мне греют душу твои письма. Я стал замечать, что по нескольку раз на дню стал проверять электронный ящик, в надежде обнаружить в нём твоё письмо. Уже боюсь, что скоро закончатся команды у брайлевского дисплея и ты перестанешь мне писать. Поэтому разреши мне  отложить до следующего раза рассказ о функциональных клавишах и их комбинаций с клавишами модификации.

Жду. Толя.


Письмо 9.

Толя, дорогой Толя, и снова здравствуй!
Ожидание письма мне знакомо. Ожидание твоего письма. У меня к этому прибавляется ещё и трепет перед тем, как письмо открыть и прочитать.
Впрочем, скромно перевожу глаза обратно на "Эльбрайль".
Так вот. И левый и правый Шифты теперь, благодаря твоим объяснениям, стали моими друзьями. Если раньше я думала, что они так себе, вспомогательные кнопочки, то теперь понимаю, какой комфорт они предоставляют, если относиться к ним с должным вниманием. Одна команда Alt+Tab, которую мы вызываем с помощью левого Шифта и точек 4 5, чего стоит. Правый же Шифт можно было бы любить уже за одно то, что он открывает меню, после чего нам уже никакой волк не страшен.  А между тем у правого Шифта, оказывается, ещё и столько дополнительных возможностей.
Толя, с каждым твоим письмом "Эльбрайль" становится ближе, родней как-то. Я очень благодарна тебе, но я благодарна и "Эльбрайлю", потому что ближе становится не только он.
Я с интересом и признательностью узнаю от тебя новые команды. И меня по-прежнему продолжает волновать отсутствие функционального ряда и клавиш-модификаторов на мини-компьютере, но, знаешь, Толя, в связи с твоими словами о том, что команды закончатся и я перестану тебе писать, мне вспомнился один из лучших, на мой взгляд, рассказов твоего тёзки Анатолия Алексина. Об этом писателе говорят, что он писал для детей. Я бы сказала про детей, но для взрослых. Так вот запомнились мудрые слова героини из рассказа "Тем временем где-то". Мальчик подросток случайно познакомился с бывшей женой своего отца. Проникся к ней симпатией и уважением. Хочет её навестить, но не может найти достаточно веский предлог. В конце концов он всё-таки к ней приходит и называет нелепую причину визита. Её ответ с тех пор как прочитала, стал для меня почти девизом в отношениях с людьми: "Для того, чтобы уйти от человека иногда приходится придумывать предлоги, потому что настоящая причина ухода бывает неприглядной, но для того, чтобы прийти к человеку, ничего придумывать не нужно. Нужно прийти и всё".
Толя, можно и я не буду искать причин, чтобы тебе написать? И ты не ищи. Просто пиши.

Наташа.


И я пишу тебе, Наташенька, пишу.
Спасибо тебе за простые слова. Спасибо Эл-брайлю, за то, что он стал причиной нашей переписки.
Я как мог откладывал в дальний угол расклад клавиш для вызова функциональных  команд и их комбинации с клавишами-модификаторами. Но сейчас это уже ни к чему. На самом деле причин для общения близких людей не надо искать- надо просто общаться.
Ну, а пока ещё помню главную стезю этого письма, открою тебе страшную тайну. Комбинация клавиш, состоящая из Пробела с точкой 8, включает режим работы клавиш-модификаторов и клавиш функционального блока. Давай вспомним их:
- 1 + 8 + Пробел - функциональные клавиши;
- 2 + 8 + Пробел - Insert;
- 3 + 8 + Пробел - Control;
- 7 + 8 + Пробел - Shift;
- 4 + 8 + Пробел - Windows;
- 5 + 8 + Пробел - Insert;
- 6 + 8 + Пробел - Alt.
Извини, если ты сразу же попробовала, но у тебя ничего не вышло. Я совсем забыл тебя предупредить, что клавиши-модификации как правило отдельно не нажимаются, а лишь в паре с теми клавишами, которые они модифицируют. Например, мы захотели узнать в какой программе мы находимся. Для этого служит комбинация клавиш Insert+T.  Чтобы это же самое сделать на брайлевском дисплее, сначала нажимаем клавиши - 2 + 8 + Пробел и отпускаем их. А вторым ходом нажимаем точки английской буквы T, т.е. 2 + 3 + 4 +5 + 8. 
Получилось? Тогда спросим- на чём мы стоим? Для этого нам придётся нажать комбинацию клавиш Insert + стрелка Вверх:
Сначала нажимаем для примера вторую клавишу Insert - 5 +8 + Пробел. Отпускаем их. И сразу нажимаем точку 1 с пробелом, которая соответствует стрелке Вверх.
По такому же принципу мы работаем, когда необходимо нажать функциональную клавишу. Сначала комбинация клавиш  1 + 8 + Пробел включает этот функциональный блок. А затем нажимая цифру в верхнем этаже мы показываем какую именно функциональную клавишу хотели вызвать.
Скажем, нам требуется переименовать папку или файл. Для этого обычно мы быстренько нажимаем клавишу F2. Вот, как это будет выглядеть на Брайлевском дисплее:
Сначала нажимаем комбинацию - 1 + 8 + Пробел.
А затем цифру 2 с помощью точек 1 + 2.
Да, 10 в комбинации клавиши F10 мы вызываем точками 2 + 4 + 5.
11 в комбинации клавиши  F11 - 1 + 3.
А 12 в комбинации клавиши F12  будет как 1 + 2 + 3.
Таким образом, чтобы узнать, например, время, мы будем нажимать сначала клавиши 1 + 2 + 8 + пробел. А затем точки 1 + 2 + 3.
Вот я и проболтал ещё один секрет - мы можем разом нажимать сразу несколько клавиш модификации . Уже руки, наверное, сами тянутся проверить – а будет ли работать комбинация клавиш Alt+F4. Давай попробуем:
Сначала нажимаем  1 + 6 + 8 + Пробел.
А затем 1+ 4 + 5.
Ну вот и прихлопнула Наташа моё нравоучение. Но я знаю - ты откроешь это письмо вновь и дочитаешь его до конца, где я говорю тебе...

Целую.


Письмо 10.

Толя, я снова с тобой.
Привет!
О, каким неожиданным оказался секрет того ларчика с клавишами-модификаторами и функциональными клавишами. Тут не помогла бы мне никакая справка по клавиатуре. У меня просто не хватило бы фантазии предположить, что команда может срабатывать таким удивительным образом - после двойного вызова различных сочетаний клавиш.
Конечно, я сразу стала проверять новые знания. И тут же получила ими по носу за невнимательность, Ещё с "Пышмы" мне понравилось назначение клавиши Ф3. Я часто её использую для поиска нужных файлов. Вот и решила попробовать прибегнуть к этой функции через брайлевский дисплей. Нажала точки 1 и 8 с пробелом, пригласив тем самым к работе функциональный ряд. А дальше набрала привычную цифру три на дисплее точками 2 и 5. И поначалу очень удивилась и даже огорчилась, что никакой реакции не последовало. Но я ведь знаю, что такого быть не может. Так не бывает, чтобы обещанная тобой команда закапризничала. И только потом вспомнила, что ты ведь говорил про верхний этаж. И, когда троечка поднялась на ступеньку выше на точки 1 и 4 после нового вызова функциональных клавиш, всё, ура! сработало, появилось окошко поиска.
Да, ещё и ещё открытые тобой тайны возможностей брайлевского дисплея. И "Эльбрайль", который казался ещё недавно таким странным и непостижимым, стал доступным и готовым к новым подвигам и открытиям, к работе и отдыху ко всему тому, что может подарить полноценный компьютер.
Знаешь, о чём я сейчас подумала? Мы начали переписку за несколько дней до того, как исполнился год нашего с тобой знакомства. А завтра будет год как я закончила курс обучения у тебя. Вспоминается последнее занятие. Наше сдержанное, хотя и тёплое прощание. Твои добрые напутственные слова. Аэропорт. Самолёт. "Эльбрайль" стал для меня символом того, что всё это не поставило точку в нашем с тобой общении. Да и существуют ли такие точки для людей, которые близки как бы далеко ни находились друг от друга.
Толенька, а как долго я могла бы перечислять, кем стал для меня ты. Сколько слов могла бы сказать. Но...  Ограничусь одним -  любимый.

Наташа.


Здравствуй, нежность моя.
Да, уже и на самом деле прошёл год и очередной месяц учёбы. Время идёт, но я рад, что оно прошло не мимо, а вместе с нами к новым знаниям, к новой встрече. Благодарен Эльбрайлю, за то, что он вновь соединил и сблизил нас. И давай отдадим ему за это ещё пару минут внимания. Посмотрим, на что он способен ещё.
Во-первых, нам очень часто  необходимо не только главное меню или меню приложения, но и контекстное меню. Зная, как вызывать двухходовые команды и комбинацию клавиш Shift+F10 для вызова этого типа меню, у нас получается вот такая комбинация на Эльбрайле:
 - 1 + 7 + 8 + пробел, затем 2 + 4 + 5.
И ещё некоторые команды  на брайлевском дисплее можно вызвать несколькими способами. Помнишь, как это было, например с выделением. Вот ещё пара таких команд:
- 1 + 3 + 5 + 6 + пробел – ESCAPE;
- 3 + 4 + пробел –открытие/закрытие Главного меню.
Или вот. При редактировании текста не всегда удобно удалять символ слева от курсора. Хочется поставить курсор на ошибочно введенный символ и тут же его уничтожить с помощью клавиши Delete. И это возможно! В таком случае необходимо нажать следующую комбинацию клавиш:
- 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + пробел.
А бывало у тебя, Наташенька, такое, что информация вроде, как была, но её уже нет? Вспомни, зачастую такое бывает, когда ты смотришь время или другую вспомогательную информацию. Это сообщение видно на строке лишь считанные секунды. Оказывается, есть команда, которая способна вызвать это сообщение вновь:
ђ- 1 + 2 + 4 + пробел.
Если же сообщение велико и времени, отведённое на его показ всё равно не хватает, то можно воспользоваться командой переключения режимов вывода информации.  У брайлевского дисплея есть три основных  режима:
- Линейный - показывает то, что находится на экране сейчас;
- речевой вывод - демонстрирует все голосовые сообщения;
- структурный режим - объединяет линейный и речевой, но при этом для речевого вывода ограничивает время для показа.
Мы можем быстро переключиться на любой из них по комбинации клавиш:
- 1 + 3 + 4 + пробел.
Вот и всё, милый мой человек, тебе не кажется, что мы этими клавишами совершили то, что не мог сделать ни один чародей - остановили это мгновение! И прежде, чем воскликнуть: как оно прекрасно, внимательно его изучить и удостовериться в этом.
Закончился очередной урок, но, благодаря Эльбрайлю между Питером и Тюменью стёрлось расстояние. Так что жди - я скоро буду!

Твой Толя.


Эпилог.

Как, оказывается, здорово работать на улице: писать письма, редактировать тексты. Да и просто читать книжки. Кстати, когда буду писать сегодня Толе - а делиться с ним каждой мыслью уже стало для меня потребностью, надо  рассказать об этой моей маленькой слабости. Даже самый продуктивный рабочий день мне кажется пустым, если не прочитаю хотя бы одну страничку пусть самого легкомысленного детектива. Приучила себя к этому с детства. Так и живу.
Я сейчас на улице в беседке, Передо мной на столе ставший неразлучным моим спутником "Эльбрайль".
Заканчивается весна. Поют птицы, пахнет уже отцветающей черёмухой. Домой не хочется, да и зачем? Благодаря Толе, я теперь знаю, что "Эльбрайль"  абсолютно полноценный компьютер. Этот компьютер прекрасно умещается в мою сумочку и с некоторых пор я всюду беру его с собой. Дома. на улице, в дороге -  для меня теперь всегда открыт мир. Большой мир, настоящий! 


Рецензии
Прочитала с удовольствием. Интересная мысль - сделать учебник со всей необходимой информацией по Эльбрайлю в виде художественного произведения. И объединить это с историей сближения двоих людей. Успехов Вам, Наташа.

Любовь Молодых   27.04.2021 16:05     Заявить о нарушении