Гнездо сороки, или У юных натуралистов

ГНЕЗДО  СОРОКИ, или У ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
- Это гнездо сороки! – сказала Лариса, взяв с моего стола фотографию. Снимок я сделал фоторужьем.  Находилось гнездо на верхушке высокого дерева. Вот уж никогда не ожидал, что по гнезду можно определить птицу, его свившего! А ларчик просто открывался: Лариса Илларионовна – орнитолог по профессии. 

В кабинете начальника отдела экологии Измаильского городского совета нас трое: ваш покорный слуга, начальник отдела Владимир Ревенок и Лариса Острякова. Объединяет нас отношение к окружающей природной среде, ее охране. Ревенок занимается этим по служебным обязанностям. Лариса – потому, что является директором городской Станции Юных Натуралистов. А я издаю свою газету экологического направления «Моя земля», а также являюсь председателем городской организации Партии Зеленых Украины и горрайонной организации Общества охраны природы. Мы часто собираемся, каждый решает свои задачи, а вместе заняты общим делом.

Фоторужье мы купили на деньги от подписки на газету. Его присмотрел при поездках в Одессу Владимир. С тех пор оно почти навсегда прописалось на Станции Юных Натуралистов. Не было ни одного похода на природу или какого-либо мероприятия, чтобы обошлось без снимков!

Владимир не только участвует в походах юннатов, но часто становится их главным заводилой и душой. Помню и сейчас фотографии многодневного похода по озеру Ялпуг на лодках. Где-то плыли по широкой воде, а местами пробирались по зарослям камыша и тростника вброд чуть ли ни по пояс в воде. Какие же счастливые лица ребят на фотографиях! И какие прекрасные снимки ландшафта!

Я и сам не удержался, однажды напросился в поход на озеро Лунг. Мы шли пешком. Все было рассчитано: где переход, где привал. Дул теплый весенний ветер. Ребята раскраснелись, на лицах – улыбки! Ну, где бы они еще побывали в таком массовом походе, в такой замечательной компании единомышленников, если бы не Станция натуралистов? Ребят было больше двадцати человек. Это слушатели школы молодого эколога, созданной по инициативе и программе Владимира Ревенка. И вот – привал! Это не просто отдых, но и обед. Все предусмотрено! Искусно приготовленные бутерброды, горячий чай из термосов, пирожки и сладкие булочка, фрукты. А какой аппетит! А сколько смеху! Для меня это тоже заряд бодрости. Мы находились на крутом берегу озера. Оно блестело вдали, за зарослями. Такое обширное, что другой берег еле просматривался. 

Я много раз посещал СЮН. Осматривал достопримечательности самостоятельно, без сопровождения экскурсоводов. Первой на пути, ее никак не минуешь, находится обширная клетка с павианами-гамадрилами. Крупный самец и две обезьянки греются на солнышке. За спиной у них домик, откуда через дверцу выбралась маленькая обезьянка. Самцу что-то не понравилось, может быть то, что я стоял и рассматривал его в упор. Он тут же скомандовал, и все убрались в домик.

В небольшой клетке ходила взад-вперед рыжая лисица. Она остановилась и внимательно посмотрела на меня. Видимо, ждала угощения. Но, разочаровавшись, принялась разгуливать дальше. Я видел лисиц на воле, они казались мне крупнее. А эта была как будто бы меньше. Или потому, что в клетке? Хоть и была она опрятной, шерсть на ней лоснилась, а рыжий хвост был пушист, как расчесанный.

Дальше были павлины. На вид такие невзрачные. За павлином тянулся необычно длинный хвост. Просто курица длиннохвостая! Но вот он остановился, распушил свой большой веер! Огромный! Красивый! Ну как павлиночкам в такого не влюбиться!

Прошел я дальше по тротуару вглубь территории. Слева - клетки,  справа за сеткой – молодой сад. И оттуда вдруг подошла и протянула ко мне поверх ограды морду высокая грациозная лама! Она тоже, видимо, ожидала угощения. А у меня его не было. Вижу, начинает сердиться. Я для нее чужой. Поворачиваю назад, она идет за мной по ту сторону забора. Слышал, что рассерженные животные могут плюнуть в лицо, как, например, верблюд. Да и похожа лама на верблюда! Может быть  такая же нахалка? Я не стал ждать от нее сюрприза и ретировался.

В это время закончились занятия в классах, и группа юннатов во главе с Ларисой отправилась кормить поголовье. У них все уже отработано. Что-то заранее приготовлено в большой бочке.  Лариса ковшом достает корм, а ребята разносят ведра по клеткам.   

Кому пришла в голову мысль создать в городе Станцию Юных Натуралистов? В свое время товарищ Сталин сказал, что нужно больше внимания уделять воспитанию молодежи,  прививать ей любовь к природе, к охране окружающей среды. Тогда в СССР и стали возникать Станции. Не знаю, сохранились ли они в других местах, а вот в городе Измаиле СЮН существует до сих пор, при этом хорошеет и расширяется.

В ту пору Измаил временно был областным центром. В тысяча девятьсот пятьдесят третьем году в нем и была создана областная Станция Юных Натуралистов. Два года ее возглавлял директор И.С.Юрась. А когда область расформировали и администрация переместилась в Одессу, директором Станции поочередно были М.Ю Трашина, Д.М. Волканов, Г.И.Дулапчи. А в тысяча девятьсот девяносто шестом году Станцию приняла Лариса Илларионовна. До этого она работала здесь же простым воспитателем.

К этому времени СЮН уже крепко стояла на ногах. Особенно много для нее сделал Демьян Николаевич Волканов, который возглавлял ее  двадцать три года. Об этом можно судить хотя бы по тому, что  семнадцать лет подряд портрет директора Станции находился на городской Доске Почета. Он также был награжден бронзовой, серебряной и золотой медалями ВДНХ СССР за успехи в народном хозяйстве.

Лариса Илларионовна оказалась достойной преемницей своих предшественников. Она несколько раз награждена Почетными грамотами Министра просвещения и науки Украины Д.В. Табачника, грамотами Управления просвещения и науки Одесской обладминистрации, грамотой Академии педагогических наук Украины (2007 г.) за организацию и активное участие в природоохранных акциях и весомый вклад в пропаганду и развитие эколого-натуралистической работы.

 Сейчас на городской Станции Юных Натуралистов работает молодой педагогический колектив, полностью женский. Это девять руководителей кружков, все с высшим педагогическим образованием. Они несут детям знания о природе, ее богатствах, пополняют и расширяют знания по биологии, зоологии, охране окружающей природной среды. В последние годы появились новые интересные кружки – юных орнитологов, основ ветеринарной медицины, юных аквариумистов,  фитодизайна, фитотерапии, юного ученого, юного цветовода-оранжировщика. Под руководством преподавателей юннаты работают на учебно-опытном участке, занимаются цветоводством, высаживают деревья и кустарники.

В будние дни, а особенно по выходным, на Станции юннатов многолюдно. Приходят бывшие воспитанники, родители с маленькими детьми, а школьники идут самостоятельно. И всем им находится дело. Здесь до двухсот животных, и для каждого нужно запасти еду, покормить, обеспечить уход. Дети охотно занимаются всем этим. И знания и навыки часто пригождаются им дома по уходу за домашними животными. 

В конце девяностых годов прошлого века начался новый этап развития СЮН – время ее упорядочения и обновления форм учебно-воспитательной работы. В этот период был организован Мини-зоопарк, результат сотрудничества с зоопарками республики и любителями животных.  Первыми представителями Мини-зоопарка стали обезьяны павианы-гамадрилы, муфлон, ламы и куры разных пород. С годами количество животных значительно увеличилось.

Несмотря на трудности, связанные с организацией кормления животных и содержания их в надлежащих условиях, время показало возможность дальнейшего развития Мини-зоопарка. Юннаты имеют возможность системно наблюдать здесь за животными, приобретают навыки по их уходу, занимаются исследовательской работой.

С разнообразием растительного мира также можно ознакомиться на Станции Юных Натуралистов. В ее Дендропарке  в настоящее время имеется около семидесяти видов декоративных деревьев и кустарников. Среди них есть и редкие, и распространенные: стланец казацкий, вяз, орешник обыкновенный, кизил и другие.

На основе Дендропарка и Мини-зоопарка была создана экологическая тропа. Работа началась с определения состава растений и животных и определения маршрута. Всюду расставлены информационные таблички, оформлены дополнительные клумбы.  Предназначена экологическая тропа для разных категорий посетителей: педагогов, преподавателей, студентов, детей дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, техникумов, жителей города.

Результатом такой многолетней работы стало оформление документации и открытие на базе СЮН Музея живой природы. Экскурсии по Музею и его дендрологическому отделу проводят руководители кружков Станции и юннаты-экскурсоводы. Больше всего экскурсий проводится во время каникул и в выходные дни. Каждый посетитель музея чувствует, что здесь ему рады, его ждут, и потому он оставляет Станцию юннатов с мечтою вернуться в этот уголок природы, с любовью созданный людьми.

Я тоже не раз возвращался в этот уютный уголок природы. Бывал на занятиях в школе молодого эколога. Ее слушатели – будущие выпускники школ. Однажды лекцию читал профессор кафедры экологии Одесского гидрометеорологического института. Он заинтересовал аудиторию. Сужу по тому, что несколько выпускников поступили в институт учиться.

Приходил я на Станцию без предупреждения. Всегда меня встречали две дворовые собачки. А однажды вместо них по двору бегала незнакомая мне охранница. Я не стал с ней знакомиться и прошел в помещение, ожидая, когда Лариса Илларионовна с помощниками вернутся после кормежки животных. И вот они пришли и почему-то сразу удержали собачку за ошейник, не пустив ко мне. Опасались чего-то? Мы уселись, стали обсуждать разные вопросы. А собачка стала настойчиво рваться ко мне. Держали ее крепко, но она готова была задохнуться, так упиралась. И не рычала, а скулила. На агрессию это похоже не было, но и на чрезмерное любопытство тоже. Беседовать в таких условиях было невыносимо. Я попрощался и ушел домой.

 Это был мой последний визит. По необратимым обстоятельствам мне пришлось  покинуть опустевшую квартиру и уехать на жительство в семью сына в Подмосковье. Но и отсюда я продолжаю интересоваться жизнью Станции Юных Натуралистов. Часть души я оставил там, в Измаиле. Когда-то меня удивило то, что Лариса Илларионовна сходу определила принадлежность гнезда на вершине дерева. А мне пришло в голову, что городская Станция Юных Натуралистов для Ларисы – второй дом или то же, что гнездо для птицы! Я желаю ей, как и всем работникам СЮН, дальнейших успехов в деле воспитания молодежи и студентов в духе бережного отношения к окружающей природе и всему комплексу среды обитания человека!      

 
               


Рецензии
Замечательно искренне, тепло, человечно! Благодарю за радость общения и с добрыми людьми,и со всяким зверьём. С уважением Эльвира Минеева.

Эльвира Минеева   24.08.2020 09:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Эльвира, что иногда вспоминаете обо мне и заходите почитать. Мне это очень приятно, а также то, что рассказ понравился. Заходите, всегда рад! Василий.

Василий Храмцов   24.08.2020 16:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.