Цитаты о лезгинах в источниках

Цитаты о лезгинах в источниках
[цитата и под ним источник]

Оплотом (муаввал) царства Ширван является царство Лакз. Его бесчисленный народ живет в верхней части гор.
Мас'уди. Мурудж ад-Дзахаб

«Жители Лакза — мусульмане, они веруют в единого бога. У них отдельный язык. Они обладают силой и мощью».
Йакут. Алфавитный словарь стран/Лакз.

В параграфе, посвященном Дербенту, он пишет, что лакзы «племя многочисленное, мужественное и рослое; у них есть плантации и постоянно обитаемая область».

«Восточную же нагорную часть [Кавказа] к Каспийскому морю занимают Лезгистан и Дагестан..Лезги более всех прочих Кавказских народов склонны к грабежу и разбоям и часто производят около Грузии великия опустошения...»

Описание всех, обитающих в российском государстве, народов. 1799 год

«Лезгинцы, народ бойкий, имеющий порядочные каменные дома и все хозяйство в лучшем порядке, нежели в Грузии, и упражняющиеся в шелководстве».
Губернатор Кавказской и Астраханской областей граф Гудович: «Записки о службе генерал-фельдмаршала графа Гудовича И. В., составленные им самим».

Примечание: шелководство из Кавказских провинций было развито только в Шекинском ханстве.

«И хотя оные все воры и грабежники, однакож в Кубе нападения и воровства никакого не чинят, чтоб чрез то волю не потерять пшена и пшеницу тамо доставать и менять; токмо свой воровской промысл употребляют далее в горах и к Грузии. Оные употребляют оружие огненное, добрые сабли и много панцеров, люди смелые и огня не боязливые, сверх того дикой и варварской народ…Сии пять уездов крепко заедино стоят, и что одному учинится, то и другие так, как себе учинено почитают, Оные никогда ни под персидскою, ни под какою другою властию не стояли, и хотя прежде сего султаны дербенские их яко подданными к Персии почесть хотели и к тому принуждать трудились и для того часто великая команда из Дербента посылалась, чтоб их силою под владение привесть, однакож дагистанцы всегда противились и высланных дербенцов кровотекущими головами назад отсылали… Самой лудчей их промысл состоит в покраже и грабеже, а особливо часто нападения чинят в Грузии, где они лошадей, а больше людей крадут, на своих легких лошадях увозят и продают. При ребелии в Ширвании оные Дауд беку и Сурхаю помощь немалую учинили, притом себя добычею не забывали и богатились…».
Гербер о Самурских вольных обществах.

«Оные пашнями и скотоплодием не трудятся, а надеются, что чужие люди на них работают, ибо один их промысел и пропитание состоит в воровстве и грабеже… Когда они призваны были для присяги во верном подданстве Российской империи, то многие явились, которым объявлено быть стало, что оные под российскую власть подлежат и для того во верном подданстве послушанием и отдержанием от всякого воровства присягу учинил б, на что несколько, которые вблизости живут, и присягали, а другие противились и стали говорить — Мы к воровству родились, в сим состоят наши пашни и сохи и все наше богатство, которое деды и прадеды нам оставили и тому учили; сим оные сыти бывали и мы также питаемся и сыти бываем, и что имеем, то все краденое, и иного промысла мы не имеем; и ежели нам от того отстать, то нам будет под российскою властию с голоду умереть, и мы в том присягать не станем и принуждены будем себя оборонять против тех, которые нам то запретить хотят, и лутче нам добрыми людьми умереть, нежели с голоду пропасть. Сели потом на лошадей и уехали».
Гербер о куьринцах

Примечание: Фадеев и Бутков тоже описывают этот случай

«Когда, в первое время русского владычества в Грузии, кавказское начальство потребовало от кюринского общества, сравнительно образованнейшего между лезгинами, чтобы оно уняло своих разбойников, кюринские старшины отвечали: мы, честные люди, земли пахать не любим, живем и будем жить разбоем, как жили наши отцы и деды».
Фадеев Р. А. Шестьдесят лет Кавказской войны.

Дочь коменданта Ахтынской крепости описывает такой случай: «Однажды один богатый горец никак не находил признавать нашего права строить укрепления на ихней земле и отнять земли. Подобно ему рассуждали все горцы. В ответ отец рассказал ему сказку и спросил, почему они все не только защищают баранов, а даже гоняются за волком в лес, составляющий богом дарованное ему убежище… «Потому что от баранов мы имеем прок, а волк только вреден», — закричали они. Видите, — сказал отец, — в Грузии — наши бараны, о вы волки. Оставить вас в покое, так вы их всех поедите».»

В 1733 г. после разгрома Надир-шахом турецкой армии между Османской империей и Персией был заключен договор, по которому турецкий султан обязывался вернуть Персии все территории, ранее принадлежавшие сефевидам. Всем наместникам был отправлен приказ очистить провинции и передать Надир-шаху. Когда такой же приказ был доставлен Сурхай-хану об уступлении Ширвана персам, Сурхай, убив посланного, написал ответное письмо, «что он овладел, Ширваном силою меча лезгинских львов и что Ахмед Багдадский и другие не имеют никакого права присылать подобные требования».
Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам.

А по Алкадари он заявил, что «я завладел Ширваном при помощи мечей мусульман-лезгин, а не по пожалованию Турецкой державы».
Гасан-эфенди Алкадари. Асари Дагестан.

Примечание: принято считать, что Сурхай хан под лезгинами имел ввиду всех дагестанцев. Но здесь он говорит о лезгинах в третьем лице, если бы он имел в виду всех дагестанцев, то себя не отделял бы от дагестанцев и говорил бы в первом лице, так как и сам являлся дагестанцем. К тому же не все дагестанцы участвовали в антиперсидском восстании.

«Исключая жителей Кабарды, Чеченцов и Оссов, в особенности занимают нас Лесгинцы, со времени соединения Грузии с Россией. Владения их, названные на отечественном языке Лесгистан, находятся даже в горах, а народ к воинскому духу присоединяет гораздо более трудолюбия, неутомимости и даже силы, нежели другой какой Азийский».
Ф. Ф. Засс. Описание Кавказа с кратким историческим и статистическим описанием Грузии.

Примечание: Засс отличал лезгин от других дагестанцев. В той же работе ниже он пишет: «Грузия на всем ея протяжении лежит от Кавказа на Юг. Ея границы: на Север – Кавказ; на Юг – Армения; На Восток Дагестан, а на Запад Черное море».

«5 числа. Я имел удовольствие провести несколько часов с графом Валерианой Зубовым, который возвращался с персидской войны…Русские, прошедши Хой-су, вошли во владения шамхала таркского; этот князь уже отдался под покровительство русских и потому генералу Зубову не трудно было подвигаться вперед; он овладел Дербентом, городом почти совершенно заключенным во владениях кадия табассеранского. Наконец, Зубов расположил главную свою квартиру на пределах пустыни Муганской. Во всю эту кампанию русские действительно принуждены были сражаться только с лезгинцами...»

Путешествие Яна Потоцкого в Астрахань и окрестные страны в 1797 году // Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV-XVIII вв. Сталинград. Краевое книгоиздательство. 1936

Примечание: лезгинам помогали и казикумухцы, но основной силой, сковавшей движение армии Зубова в Персию, были лезгины. В Тегеране после разгрома отряда полковника Бакунина под селом Алпаны в честь Шихали-хана был дан салют.

«Если в характере лезгин есть хорошие черты, то в нем же имеется и достаточное количество плохих. Лезгины храбры, ловки и упорны, они могут за короткое время преодолеть без отдыха огромные расстояния, но они в высшей степени мстительны».
Густав-Теодор Паули. Этнографическое описание народов России.

Примечание: судя по всему Г. Т. Паули имел в виду всех дагестанцев, потому что в «Этнографическом описании» остальные народы не указаны. Но позже доктор медицины Э. В. Эриксон в «Сравнительной характеристика кавказских народов» этими словами характеризует только лезгин. Аварцам, Даргинцам и Кази-кумухцам им даны другие, более лестные характеристики//«Вести психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». 1906.

«Река Самур, как уверяли меня знающие ее вершину, что она составляется из разных снеговых гор и бесчисленных родников, на подошвах которых живут народы республиканские, называемые тогуспары и илису».
Ахвердов А. И., комендант Кизляра // Описание Дагестана.

«Не все горцы одинаковой храбрости, как и наши европейцы, самые воинственные из них – лезгины, аварцы и акушинцы, которых Ермолов проучил порядком».

Из письма служившего на Кавказе В. С. Норова своему брату А. С. Норову. // Дж. И. Месхидзе. «Легкий очерк» о Кавказе и «духе горцев» в эпистолярном жанре: Письма из Бамбор В. С. Норова.

«Последний [из] лезгин, завидя в бою того, с кем делил хлеб-соль, отворачивает коня в сторону и стреляет мимо».
А. А. Бестужев-Марлинский. Аммалат-бек

«Лезгинцы, может быть Леги (Legae) древних, страшны непрестанным своим грабительством; похищают людей, скот и все, чтo находится в областях окрестных; на быстрых конях своих увлекают они добычу, разрушая за собою льдистые и снежные переходы, покрывающие пропасти Кавказа. Обвыкшие переносить голод и жажду, они в козьих меха имеют при себе малое количество запасной пищи во время набегов…Образ жизни и свежий воздух на горах способствуют их долголетию необыкновенному».
К. Мальт-Брюн. О нынешнем состоянии земель Кавказских // Вестник Европы, Часть 150. № 18. 1826

Кроме лезгин в этой статье еще описываются аварцы и кайтаги.

Имам Шамиль очень высоко ценил лезгин. В его личной библиотеке был уникальный экземпляр «Истории Маза». В этой рукописи описывается что, когда монголо-татары покорили Дагестан, Грузия, как союзник монголов, захватила запад Дагестана. Когда Золотая орда ослабла, эмир города Маза собрал ополчение и освободил западный Дагестан.

Прибыв в 1848 году в Ахты, Имам выступил перед собравшимся джаматом с такой речью: «Вы народ храбрый, сколько раз вы проливали кровь русских и снимали с них одежду, и до сих пор в такой войне вы были без помощника. Знайте же, что я и весь Дагестан ваши помощники. Необходимо вытащить эту змею (гарнизон ахтынской крепости) из сердца вашего (из Ахтов) и удалить врага нашего и среди вас».
Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле / Поход Шамиля в Ахты

«Есть две нации на северном Кавказе, у которых независимость в крови - это чеченцы и лезгины»
Генерал Дж. М. Дудаев на конфедерации горских народов Кавказа в 1992 году.

Позже, во время первой Чеченской войны им также было сказано: «Для того, чтобы запылал весь Кавказ, достаточно поднять лезгин»

В Персии существовала пословица: Если шах глуп, пусть идет войной на Лезгин.

Историки считают, что эта пословица зародилась в Персии в XVвеке, вскоре после того, как предводители ордена сефевидов Хайдар и Джунейд были убиты во время походов на Кавказ в Южном Дагестане. Однако британский коммерсант и путешественник Джон Ханвей в «Историческом очерке британской торговли на каспийском море» пишет, что эта пословица зародилась в XVII веке.

В Закавказье существовала пословица: Лезги чыхды, хенжел чыхды, кан чыхды.

Смысл: все было тихо-мирно, но пришел лезгин...

В советские годы в Азербайджане была распространена еще одна пословица: Лезгин без ножа – не лезгин.

Имя «Лезги» в свое время было распространено на Кавказе и Ближнем Востоке. Даже в Золотой орде получило распространение имя «Лекзи», Рашид ад-Дин пишет, что так звали сына одного из сановников империи Хулагидов. В Азербайджане, Армении и Грузии до сих пор существуют фамилии Лезгизаде, Лезгиян, Лезгишвили.

В Персии, Турции, Нахичевани встречаются топонимы, содержащие слово «Лезги». Связанны они с переселенцами лезгинами, которых или насильственно увозили при различных нашествиях, а после Кавказской войны лезгины покидали свою землю уже добровольно, не смирившись с колониальным управлением .В Бухаре одни из городских ворот назывались Лезгинскими. Самый известный древний хорезмийский танец носит название «Лезги». В средне века Хорезме существовала большая лезгинская община, воины и ремесленники, в основном, которая позднее была ассимилирована хорезмийцами.







 


Рецензии