Фильмы нашего детства
Кинокартины же в деревенский клуб завозили три или четыре раза в неделю. Киномеханник раздавал отпечатанные на листочках в половину тетрадного перечень фильмов на предстоящий месяц.
С тех времен мне запомнились "Петр Первый", "Поднятая целина", почему - то "Челкаш", "Солдат Иван Бровкин", "Максим Перепелица". Много в то время было военных фильмов. С большим удовольствием смотрели фильмы Чарли Чаплина. Мои дяди, что постарше меня, вспоминали фильмы о Тарзане, но я их сам не помню. Все были в восторге от Раджа Капура в "Бродяге".
Следующим этапом знакомства с кинофильмами считаю тот период, когда я поехал в Пермь поступать в речное училище. Помню, что Федореев Иван Евстефеевич - директор одной из средних школ города, который взялся меня в то время просвещать, повел меня в широкоформатный кинотеатр где-то в центре города возле парка культуры и отдыха. Фильм был о заповеднике Аскания - Нова с киножурналом о работе китобоев. Эти проекции на все стены просто потрясали!
Иван Евстефеевич, у которого я тогда жил, жил где-то на окраине города, в промышленном районе, застроенном стандартными двухэтажными домами. Там поблизости был кинотеатр, на который я и, как говорится, подсел. Вместо того, чтобы упорно готовиться к вступительным экзаменам, ходил по фильмам. Благо цены были вполне приемлемыми. В результате вступительные экзамены в училище завалил.
Из того периода мне запомнился почему-то фильм "Семь невест для семи братьев."
Действие фильма происходит в эпоху освоения Дикого Запада.
Милли, молоденькая девушка, работает в придорожной таверне. Однажды с гор в соседний городок спускается рыжебородый Адам Понтипай, хозяин фермы где-то на склоне. Он приехал за покупками и заодно хотел отыскать себе жену. Жители города смеются над ним, говоря, что ни одна нормальная девушка не захочет последовать за ним в такую глушь. Тем не менее с Милли они сразу находят общий язык, он женится на ней и увозит с собой.
Приехав на ферму в горной долине, Милли понимает, что Адам женился на ней большей частью из-за того, что ему нужна была хозяйка для пустого и неприбранного дома, где живёт он и ещё 6 его младших горластых и шумных братьев.
Девушка быстро наводит порядок и показывает, кто теперь в доме хозяин. Семь братьев, включая её мужа, начинают ходить по струнке. Милли и Адам понимают, что они любят друг друга по-настоящему.
Благодаря тычкам и наставлениям Милли, шесть её холостых братьев мужа уже выглядят практически джентльменами.
Как-то Милли спускается с ними в родной город. Там юноши знакомятся с несколькими молодыми девушками, очарованными их учтивыми манерами и огненно-рыжими шевелюрами. Однако девушки имеют ухажёров из числа городских парней, которые вступают в конфронтацию с приезжими.
Некоторое время спустя истосковавшиеся братья наведываются в город ночью и похищают приглянувшихся им барышень. Горожане отправляются в погоню, но на улице зима, и спустившаяся горная лавина запечатывает перевал на несколько месяцев.
Милли, узнав, что натворили ребята, принимает похищенных девушек (многие из которых - её подруги) в доме. А братьев выгоняет спать в амбар, где они и проживут всю зиму. За время долгой зимы между девушками и похитителями вспыхивает настоящее чувство. Вдобавок Милли часто читает им из древней истории о похищении сабинянок, которые встали между своими отцами и братьями и спасли своих мужей-похитителей от расправы.
Здесь разговор идет о древнеримском сюжете, отраженном на картине французского художника Жака Луи Давида "Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, где изображена битва между римлянами и сабинянами.
Сабинянки в надежде прекратить сражение приносят на поле битвы своих детей. Центральный женский персонаж картины - Герсилия, жена Ромула, ранее похищенная им. Она встала между отцом и мужем, который уже занёс копьё, стремясь поразить отца Герсилии.
С приходом весны открывается доступ в горы. Все жители города с ружьями направляются на ферму, будучи готовыми пристрелить рыжих братьев. Но вдруг сверху слышится голос младенца, недавно родившегося у Милли и Адама. «Чей это ребёнок?» — спрашивает один из отцов-горожан.
Все девушки переглядываются и хором отвечают: «Мой!» Шестерых братьев не вешают, а под дулом ружья венчают с девушками. Теперь все 7 братьев женаты.
Конечно, сюжет примитивный, но сам он мне на долгие годы запомнится. С тех пор помню, что прически этих братьев называются "канадка", и до сих пор в парикмахерской на вопрос "как вас подстричь?" отвечаю "сделайте канадку."
Следующий период моей киноэпопеи - это период, когда я учился в Талицком лесотехникуме.
Конечно, самым запомнившимся был фильм "Великолепная семерка". Как уже позже я узнал, этот фильм - ремейк японского фильма "Семь самураев". Его я тоже видел в Мурманской области, но он не произвел на меня такого впечатления, как "семерка", видимо, потому, что к тому времени я значительно поврослел.
Действие "Великолепной семерки" происходит в 1880-х годах на границе США и Мексики. Мексиканскую деревушку регулярно грабит шайка Кальверы. Банда появляется регулярно, каждый год, но никогда не отбирает всё - она оставляет ровно столько, чтобы крестьяне смогли дожить до следующего урожая. Крестьяне больше не в состоянии откупаться от бандитов, но и противостоять вооружённой банде не в состоянии.
Старик, живущий неподалёку от деревни, советует попытаться оказать сопротивление. Он отдаёт им единственную ценную вещь - золотые часы, чтобы они смогли купить хоть какое-нибудь оружие.
Крестьяне приезжают в крохотный американский городок и становятся свидетелями конфликтной ситуации: умер индеец и несколько местных жителей препятствуют захоронению «краснокожего» на городском кладбище. Место струсившего кучера катафалка занимает некий пришелец Крис Адамс, к нему присоединяется другой бродяга - Вин. Местные пытаются помешать им, но после короткой перестрелки, в ходе которой чужаки убедительно доказывают своё превосходство во владении оружием, индейца всё-таки хоронят на кладбище.
Вечером крестьяне находят Криса и просят помочь им с покупкой оружия, в котором они совершенно не разбираются. Крис, сомневаясь в умении крестьян пользоваться им, советует лучше нанять бойцов для защиты деревни. У крестьян почти ничего нет, но они говорят, что готовы отдать всё, что у них есть - впечатлённый Крис задумчиво произносит: "Мне часто предлагали много. Но мне никогда не предлагали всё". Он обещает постараться найти ещё людей, согласных на более чем скромную оплату - фактически жильё и еду. Первым Крису предлагает свои услуги молодой Чико, которого впечатлило мастерское обращение Криса с револьвером. Однако Крис легко демонстрирует парню недостаточность его навыков и отсылает, не желая брать в серьёзное дело горячего, но неопытного новичка. Вторым становится приятель Криса Гарри Лак, который убеждён, что на самом деле Крис затевает поиски спрятанных мексиканцами сокровищ. Следующим добровольцем становится Вин, который все свои деньги проиграл в кости. Бернардо О’Рэйли в данный момент тоже на мели и зарабатывает на жизнь колкой дров. Затем Крис и Вин становятся свидетелями драмы: Бритт, мастер по метанию ножей, которого совершенно посторонние спорщики фактически вынудили вступить в поединок «нож против револьвера», выигрывает его, убив своего противника, и теперь ему ничего не остаётся, как принять приглашение Криса.
Последним присоединяется щёголь Ли, который после очередной кровавой разборки скрывается от представителей закона и хочет на какое-то время затаиться. Шестеро стрелков в сопровождении крестьян отправляются в Мексику. Чико упорно следует за отрядом, и Крис с товарищами, впечатлённые его настойчивостью, в конце концов соглашаются взять его в свою команду.
Прибыв в деревню, стрелки обнаруживают, что перепуганные их приближением крестьяне попрятались в домах. Чико забирается на колокольню и звоном устраивает среди крестьян переполох. Когда те сбегаются на деревенскую площадь, он высмеивает их трусость, говоря, что они боятся даже тех, кто пришёл их защитить, и не способны на элементарное гостеприимство. Наблюдавший за ним Крис резюмирует: "Ну вот, теперь нас семеро".
Когда в деревню возвращаются бандиты Кальверы, они обнаруживают, что у крестьян появились защитники. После короткой перестрелки, в которой банда теряет одиннадцать из сорока двух своих членов, бандиты обосновываются неподалёку — у них кончилась провизия, они не могут уйти с пустыми руками и намерены добиться своего. Чико, никого не предупредив, пробирается в их лагерь и выясняет, что Кальвера снова готовится к нападению. Стрелки решают атаковать бандитов в их лагере, но лагерь оказывается пуст - бандиты успели в отсутствие Криса и его людей захватить деревню. Оказывается, некоторые крестьяне отказались защищаться и приняли решение впустить Кальверу в село, надеясь на пощаду. Люди Кальверы застают врасплох вернувшихся в деревню стрелков, и у Криса не остаётся иного выбора, как разоружить своих бойцов. Кальвера высмеивает позорную трусость крестьян, отпускает стрелков и даже возвращает им оружие, когда отряд достаточно далеко отъезжает от деревни.
Однако стрелки не способны бежать от врага. Они поворачивают обратно и снова атакуют грабящих деревню бандитов, которые не ожидали, что американцы осмелятся вернуться. В завязавшейся схватке гибнут Бернардо, Ли и Бритт. Гарри ценой своей жизни спасает Криса и умирает у него на руках - с улыбкой, услышав сладкую ложь «о сокровищах». Крис убивает Кальверу, который, даже уже умирая, так и не способен понять, почему такой человек решил снова рискнуть своей жизнью ради "каких-то крестьян".
Когда сражение заканчивается, из стрелков в живых остаются только трое - Крис, Вин и Чико. Чико, влюбившийся в местную девушку, остаётся в деревне. Крис, проводив его и оглядываясь на могилы Гарри, Бернардо, Ли и Бритта, задумчиво говорит Вину: "Крестьяне победили, а мы опять проиграли. Мы всегда проигрываем…".
В начале 1960-х годов картина вышла на экраны СССР, стала лидером проката, вызвав резонанс в стране и жесткую критику тогдашнего генсека ЦК КПСС Никиты Хрущева, заявившего, что фильм, где "бьют друг друга в лицо", плохо воздействует на воспитание молодежи. Советская критика также стала обвинять американский фильм за большое количество сцен насилия и убийства, обвиняя режиссёра в негативном влиянии на воспитание молодёжи.
Помню, что в кинотеатре в Талице фильм сопровождался киножурналом о каком-то водном празднике на одном из озер в США.
Фильм этот, не смотря на критику, пользовался большим успехом у молодежи, особенно у девиц, восхищавшихся этими стрелками.
Свидетельство о публикации №220081000867
Михаил Поротников 25.08.2020 10:27 Заявить о нарушении