Забытые слова. Бесы и Серафимы

      С Серафимом можно повстречаться на  http://proza.ru/2020/07/01/703.
     А с этими...Лучше было бы с ними вообще не связываться и не вспоминать о них к ночи…
   Но – культурная традиция! Упоминались они в классической Литературе гораздо чаще чем Серафимы. О них писали Пушкин (запечатлившееся наизусть в школе «Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне»); Гоголь  ( «Парубки, в высоких казацких шапках, в тонких суконных свитках… с люльками в зубах, рассыпались перед ними[молодицами] мелким бесом и подпускали турусы», это из «Вечера накануне Ивана Купала») ; есть и крупные формы: «Бесы» и «Мелкий бес»  Достоевского и Соллогуба.
   В родственных языках звучат одинаково:по- русски бес, по-украински  біс, по-болгарски Бесъ;т. Считается, что бесы, патэки, кабиры, гномы относятся к одному кругу представлений, бытовавших на той ступени умственного и духовного развития человечества, когда люди населяли землю несметным количеством божков или духов.

    Оказалось, что корни этих существ уходят в Древний Египет, помогай нам Википедия!
     «Бес (Бэс, Бесу, Беза) — в древнеегипетской мифологии собирательное название различных карликовых божеств, считавшихся хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов и бедствий, покровитель семьи.
 Охранитель детей, особенно при рождении и от опасных животных. Покровитель будущих матерей. Мужской аналог богини-кошки Баст.» «Имена «Бес» и «Баст» обычно связывают с нубийским словом «беса», означающим «кот». Это обстоятельство позволяет предположить, что первоначально культ этот бога был связан с почитанием кота, который считался защитником дома от мышей, крыс и змей (отсюда и роль Беса в качестве покровителя домашнего очага)».

     Такой милый оказался персонаж, вроде Чебурашки, но гораздо полезнее его. Скорее аналог Кота Матроскина!
    Но попав под раздачу на стыке идеологий, в процессе христианизации Египта Бес стал восприниматься как носитель злого начала, с которым никогда не ассоциировался в древнем Египте. В одном коптском тексте даже повествуется о том, как с Бесом боролся некий ретивый отшельник. Забавный карлик, охранитель домашнего очага и храмов предстает здесь в образе чудовища, отпугивающего своим обликом путников, проходящих ночью у руин древнего святилища. Несколько христиан своей молитвой пытаются уничтожить «демона».
   Родом из этого же времени еще одно существо, оно потеряло не репутацию, а всего-то пару конечностей, превратившись в памятного нам Шестикрылого Серафима, еще одну ипостась священного понятия древних египтян; до идеологической  перестройки  оно было четырехкрылым и четырехруким воплощением Хека или Бес-Пантеосом.
    И карликовый Бес и Бес-Пантеос лишь отростки, солнечные зайчики Единого.
«Никогда не было ни одного, единственного божества, «ответственного» за древнеегипетского Хека. Хека — это врожденная сила, к которой все артикулирующие существа имеют доступ и фактически используют всё время — будь то с явным намерением или неудачей. Хотя все боги имеют доступ к искусству Хека и владеют ими, некоторые из них более успешны, чем другие», -- опять Википедия все расставила по полочкам!

     Врожденная сила… Дана нам «навырост» и проявляется у всех по-разному. Можно сказать, душа – место куда крепятся крылья, и мелкая душа самостоятельно не способна летать, только порхает, как воробышек или парит, как полиэтиленовый пакет над мусоркой  и «обреченно летит душа от саксофона до ножа»…
     Человек...
     Это душа обремененная разумом. Потому и говорим мы все чаще: чем больше я общаюсь с людьми, тем больше люблю животных.
  Порхать бабочке однодневке,  что трудно? Горюет она о краткости бытия?!!
  Пчелам выполнять сложные социальные функции улья? – да не задумываясь! И в их пушистые головушки никогда не придет мысль: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
    Да, японцы и сейчас склонны за каждым озерцом или сопкой чувствовать духа. Конечно, трудно с этим согласиться, но факт -- Землю населяют не только видимые Сущности. А Стихии? -- Для планеты они равноправные партнеры или ее подданные ближнего круга? Обналиченные образами Нептуна, Геи, Зевса.
     В мультике про Простоквашино под Новый год папа дяди Фёдора, неожиданно постучавшись и войдя в дом в маске Деда Мороза, сказал: «Угадайте, кто я?» . Почтальон Печкин, находясь под впечатлением  разговора с Матроскиным о его родословной предположил: «Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн. Человек и пароход!». Угадал!?
   Люди могут быть «песчинкой, Ураган сметет с ладони». А могут сами становиться подобны стихиям. Петр Великий Россию поднял на дыбы, Ленин, племянник милейшего Василия Николаевича Ульянина, начинавшего свою карьеру солевым объездчиком, который  даже не успел  родить сына и построить дом, такой устроил ВЗДЫМ во всем мире… До сих пор икается.
    В этом революцьонном вихре устроенном ( в противовес? в попутку ли ?) веявшим тогда  «вихрям враждебным» из песни Варшавянка закружилось как в Пушкинской пурге столько незрелых, легких на подъем душ.

   Бунин в «Окаянных днях» был поражен обилием высыпавшего на проспекты из переулков плебса, персонажей сошедших с полотна Ван-Гога «Едоки картофеля». В выражениях рафинированный прозаик не постеснялся, у него было ощущение вынесенного из проулков мусора, обрывков афиш, прелых листьев, заметенных по углам, угнетенного дворниками хаоса.
     Исаак Бабель , охарактеризованный современником: «Бабель увидел Россию так, как мог увидеть её французский писатель, прикомандированный к армии Наполеона», в апреле 1930 года сказал своему другу Багрицкому: «Поверите ли, Эдуард Георгиевич, я теперь научился спокойно смотреть на то, как расстреливают людей».
Но и он ужаснулся происходящему у него на глазах: «Спустя год Исаак Эммануилович писал своей будущей жене Антонине Николаевне Пирожковой: „…Повидал я в Гражданскую потасовку много унижений, топтаний и изничтожений человека как такового, но всё это было физическое унижение, топтание и изничтожение. Здесь же, под Киевом, добротного, мудрого и крепкого человека превращают в бездомную, шелудивую и паскудную собаку, которую все чураются, как чумную. Даже не собаку, а нечто не млекопитающееся…“».
    Не у всех свидетелей эпохи была такая крепкая психика. «Порыв того желания жить своей мечтой» для  Николая Островского   закончился попыткой самоубийства, после осознания космического трагизма происходящего в России. В одном из писем к Л. Беренфус  автор «Как закалялась сталь»  пишет: «…не считайте меня, мой друг, за мальчика, который сидя, ничего не делая, вздумал разочароваться и мечтает о воздушных замках, идеальной свободе и равенстве и братстве. Порыв того желания жить своей мечтой бросил меня в армию в 1920 г., но я быстро понял, что душить кого-то, не значит защищать свободу, да и многое другое. Потом Ревтрибунал и два месяца заключения, а потом ничего, кроме тоски, словно по дорогом, хорошем, потерянном безвозвратно…»
   Орла революции,   первого кавалера ордена Красного знамени, маршала Блюхера вознесенного на стратосферную вышину перемололи в фарш двигатели хищных птиц НКВД, у которых были безжалостные стальные руки крылья , а вместо сердца пламенный мотор. По свидетельству одной из узниц тюрьмы НКВД «Блюхер был до неузнаваемости избит и находился почти в невменяемом состоянии. Он наговаривал на себя чудовищные вещи. Блюхер был в растерзанном виде; он выглядел так, как будто побывал под танком… (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр.; вып. 1217)
    Откуда, как возникают такие  сравнимые с ураганами ментальные потоки ?! Какие замечательные люди удосужились его создать, по плечу ли это гомункулусу не из пробирки, а человеку рожденному матерью?!  Маркс и Энгельс, милейшие друзья, его создали?

     И вот, постепенно, через несколько поколений почуяли, что выдохся это бурный поток, возносящий несколько десятилетий души с неокрепшими крылышками на головокружительную высоту. Перестали чуять гибельный восторг, констатировали, что нет того веселья, осознали что натворили: что ни церковь, ни кабак, ничего не свято…
    И приказал долго жить воздушный замок СССР, гордо реявший над Миром три четверти века, суть дольше чем Великая България хана Кубрата, в VII веке  бывшая среди самых могучих государств в Европе…
  И вот опять
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
     И вновь, осыпаясь листками серых и сухих теорий, «златое древо жизни зеленеет». Сын Гелия Дугина волею обстоятельств попадает в восходящий поток Германа Вирта  и парит альбатросом нашего времени. Актер Ефрем Михаилов ломает крылья без надежды, что они заживут как у Льва Толстого, и воспарит тогда высОко…
   Похоже, что китайская философия  приблизилась к истине еще три тысячелетия назад. Кроме стихий Огонь, Вода, Земля, есть еще и стихия Дерево. Не то из которого доски и фанера, а Древо Жизни Золотое, из сказок и былин, которое старательно вырезали на прялках, вкруг которого важничали направо и налево Коты Ученые.
   Где-то на его ветвях нашлось место и человечеству. Фильм  «Аватар» подкинул нам  эту ситуацию наглядно, только на другой планете, с восходящими потоками и сияющими  семенами Эйвы.
     И эта стихия, ДЕРЕВО ЖИЗНИ,  равноправна с иными, равновелика им. Взаимодействует, влияет и поддается влияниям. Порождает Серафимов и Бесов.
   А иероглиф Хе-Ка переводится на современный примерно так: усиление возможностей духа, от беса до Серафима.
    Загляну Ка еще раз, для уточнения,  в Википедию:
«Слово «Хека» в дословном переводе означает «усиление деятельности Ка». Египтяне считали, что увеличение силы души — это принцип по которому работает магия. Слово «Хека» также подразумевает под собой великую силу и воздействие, которое практикующий может оказать на Ка богов. Хека взаимодействует с «Ху», принципом божественного изречения, и «Сиа», концепцией божественного всезнания, для создания основы, посредством которой возможно будет творить в двух мирах (в мире мёртвых и мире богов).»


Рецензии
,,Чурочник,,...Так называют в шутку столяров, плотников, краснодеревщиков, всех тех, кто имеет отношение к работе с древесиной. Я тоже ,,чурочник,, Нет,я не столяр, хотя ,,прочиняю,, всё деревянное. Я ищу говорящие деревья.
В детстве я услышал сказку про Буратино, которого отец Папа Карло вырезал из чурки..Моя детская вера в то, что есть говорящие деревья, выросла в нечто другое. Я видел в дереве, в его сучках, коре, корнях, каповых наростах, что-то сказочное.
Может дерево хочет что-то сказать? Просит,чтобы его научили говорить?
И находится человек, который пытается это сделать...

Александр Королёв-Иван   27.12.2021 00:01     Заявить о нарушении
<Я видел в дереве, в его сучках, коре, корнях, каповых наростах, что-то сказочное.
Может дерево хочет что-то сказать?> - скорее Ваша душа настроена на Волшебство Леса!

Вспомнилась прибаутка "чурочников":

"Умирая,говорил,- всем прощаю... Только еловому сучку не прощу!"

Рад знакомству!!

Евгений Пимонович   27.12.2021 08:45   Заявить о нарушении
БлагоДАРЮ! Читаю Ваши очерки-рассказы о ВОИНАХ,отдавших всё,чтобы нечисть не плодилась на ЗЕМЛЕ. Земля им пухом. Вам ЗДОРОВЬЯ.

Александр Королёв-Иван   27.12.2021 18:10   Заявить о нарушении
Что-то случается с нами-лучами: Богу известны лишь Цель и Маршрут.

Добрые вихри пусть веют над нами,
Светлые силы уют берегут!

Евгений Пимонович   27.12.2021 21:09   Заявить о нарушении
Моя мама тоже оказалась в 1930-ом в Николаевске-на-Амуре, годовалым младенцем с раскулаченными родителями (подробнее см. "Вьюгой повенчаны").

Евгений Пимонович   27.12.2021 21:25   Заявить о нарушении
Судьба нашего НАРОДА едина.

Александр Королёв-Иван   28.12.2021 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.