Без царя в голове

Выражение «Без царя в голове», произошло от другого «У каждого свой царь в голове», подразумевая, что каждый человек живёт своим умом. Мы говорим: «Сколько людей, столько и мнений», «У каждого своя истина», «Каждый прав на своём уровне развития» и таким образом, как бы оправдываем отсутствие единства среди людей. Однако по моему ощущению жизнь «Без царя в голове», подразумевает не только отсутствие критического мышления, умения анализировать ситуацию и некую бесшабашность. Отсутствие «царя», подразумевает отсутствие порядка и анархию, жизнь по принципам: «Что хочу, то и ворочу», «После нас хоть трава не расти», «Главное, что на наш век хватит».

В Книге Судей цитата: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. Суд.21:25», - повторяется четыре раза и именно этой цитатой одна из самых печальных книг Библии и завершается. Учитывая, что весь период Судей, израильтяне только и делают, что теряют веру в Бога, а после сталкиваются с печальными и разрушительными последствиями своего неверия, то фразе «Без царя в голове», я бы придал значение «Без Бога в душе».

Бог всегда хотел живых и взаимных отношений с людьми, вера в Него, только когда «припрёт» и отношение к Нему, как к спасательному кругу, никогда не были для Него ни приятными, ни допустимыми. Однако, с другой стороны, Бог никогда и не навязывается, предоставляя человеку самому решить, кого призвать в момент величайшей радости или величайшей скорби и кому служить в повседневной жизни.

«А вы оставили Меня и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас: пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время».
Суд.10:13,14

«Взывание к богам, которых избрали», не обязательно подразумевает служение какому-либо культу, языческие боги обычно имели очень конкретное преломление к повседневной жизни людей. Поэтому поклоняться вместо Бога, можно и деньгам, и власти, и знаниям, и вере в собственные силы – кто во что верит, тот к тому и «идёт на поклон» в момент трудностей – кто-то к правительству, кто-то в банк, кто-то к друзьям, кто-то ищет успокоение в вине. Даже совершая, откровенные преступления, люди находили «богов», покрывающих эти злодеяния – Гермес – бог воров, Дионис – бог пьянства, Арес – бог войны, Лисса – бог безумия, Тартар – бог ада и разрушения, Фурия – богиня мщения, Дискордия – богиня раздора…

«Свято место, пусто не бывает», поэтому если жить «Без царя в голове», читай: «Без Бога в душе», обязательно на место Бога придёт что-то иное. Вот только если на Бога действительно можно положиться и Он никогда не предаст, никогда не отступит и никогда не подведёт, то в отношении остальных «богов» такого сказать нельзя.

Книга Судей рассказывает нам судьбу одного из колен израильтян, решивших, жить «Без царя в голове». У Иосифа, ставшего первым после фараона в Египте, было одиннадцать братьев, но только один был родным и любимым – Вениамин. Позднее, когда израильтяне покинули Египет, в ханаанской земле они расселились по племенам и коленам. Колено Вениамина поселилось в Гиве и по-видимому более других отходило от Бога, так как именно в Гиве, произошла следующая история. Левит со своей наложницей остановился на ночь в Гиве Вениаминовой. Однако внезапно местные жители окружают дом, и требуют у пожилого хозяина «выведи того человека, который вошел в дом твой, и мы познаем его». Вместо гостя старик предлагает свою дочь-девственницу и наложницу Левита. Толпа не прекращает угроз изнасилования, и Левит выводит свою наложницу наружу. «И они познали её, и издевались над нею всю ночь до утра». Под утро её нашли мертвой под дверью дома. После возвращения домой Левит, отправляет послания во все колена дома Израиля, требуя отмщения. Израильтяне были настолько потрясены произошедшим, что собрали армию и практически полностью уничтожили колено Вениамина.

Примечательный момент, что сначала израильтяне хотели наказать только виновных в злодеянии, однако, Гива Вениаминова настолько пропиталась грехом, что все жители решили лучше воевать против всего Израиля, нежели раскаяться.

«И собрались все Израильтяне против города единодушно, как один человек. И послали колена Израилевы во все колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! Выдайте развращенных оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых; а собрались сыны Вениаминовы из городов в Гиву, чтобы пойти войною против сынов Израилевых».
Суд.20:11-14

Началась война на истребление. У сынов Вениаминовых настолько «отсутствовал царь в голове» и место Бога занимала похоть, что они предпочли все умереть, но не признали свою вину. В конечном итоге от многотысячного народа, осталось всего 600 человек.

«Израильтяне же опять пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечом, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось [во всех городах], и все находившиеся на пути города сожгли огнем … И сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?»
Суд.20:48, Суд.21:3

Каждый человек волен выбрать как ему жить, однако скольких бы неприятностей удалось избежать человечеству, если место «царя в голове», прочно занял Бог.


Рецензии